Архив выпусков журнала » Федеральные выпуски » 2012 год » КЗЖ-№4-2012



№4–2012
СОДЕРЖАНИЕ
  • СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
    Майя Ивановна Георгиева
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ
    Нас ждёт духовная эволюция
  • ПОДВИЖНИКИ
    Эрна Арвидовна Иванова: жизнь во имя детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ
    Школа надежды
    Российское образование спасут педагоги-новаторы
    Развивающие игры с бельевыми прищепками
  • КРАСОТА ДУХА
    Хранитель древнего Углича
    Метаморфоза
  • ТВОРЧЕСТВО
    Джаз как образ жизни
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ
    У нашего прошлого есть будущее
  • ПАМЯТЬ
    Как деревянная крепостишка спасла Русь от повторного ига
  • ДИНАСТИЯ
    Театр в старинном шкафу
  • РАЗУМНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
    Отдыхайте правильно


  • СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
    Майя Ивановна Георгиева


    Журналу «Культура здоровой жизни» когда-то очень повезло: несколько лет тексты наших сотрудников вычитывал безупречной грамотности человек – Майя Ивановна Георгиева.
    Она пришла к нам уже в пожилом возрасте, после выхода на пенсию, с багажом опыта работы в крупнейших изданиях в качестве корректора-вычитчика, редактора, консультанта. Георгиева была отмечена правительственными наградами. Она была человеком той эпохи – людей дисциплинированных, основательных, глубоких.
    Вместе с Майей Ивановной в редакции появилось целое собрание самых разных словарей. Коллекция поразила нас не столько разнообразием, сколько тем, что все тома были, можно сказать, живые, «боевые», находящиеся в постоянном диалоге с их обладательницей. Едва ли не каждая их страница имела аккуратные пометки, дополнения, замечания и даже рисунки, сделанные её рукой. От Майи Ивановны могло достаться даже словарю. Хотя, когда она успевала с ними «разговаривать»? Сложно припомнить случай, чтобы она в них при нас заглядывала. Любое правило она выдавала с ходу. Частенько, встав в тупик перед сложной синтаксической задачей, мы, минуя Интернет, набирали заученный наизусть её номер – и нужный ответ находился мгновенно, без мучительных поисков. Казалось, её память – это библиотека с множеством полочек, для каждого правила отдельной, а она – идеальный хранитель, который помнит, где что взять.
    «Я ведь тебе в прошлый раз объясняла, почему здесь нельзя ставить запятую! Рассказываю ещё раз…» – искренне переживала за нас Майя Ивановна.
    Её могла расстроить даже любимая еженедельная газета, пропустившая орфографическую ошибку, а то и допустившая целый ряд ляпов.
    «Разве можно так вычитывать текст? Это же неуважение к читателю!» – недоумевала Георгиева.
    Майя Ивановна Георгиева считала своей миссией донести до простого читателя русскую речь неискажённой. Она приучала читателей к грамотной речи. Была поклонницей лаконичного литературного стиля. Очень радовалась, когда под её перо попадали работы, написанные имен- но таким языком.
    Она была человеком многоуровневой грамотности: грамотности письменной и устной речи, грамотности общения и грамотности жизни.
    Её аккуратность потрясала. Она никогда не спешила, но всё делала очень быстро, всегда успевала. Учила нас азам дисциплины: «Что ты каждый раз лазаешь смотреть его должность в Интернете? Не поленись – сядь, выпиши всех нужных тебе должностных лиц, повесь над столом, день потеряешь, зато потом сколько времени сэкономишь!»
    А как рядом с ней было тепло и уютно. Бывало, по-доброму выговорив за наше «безграмотное» поведение, она шла варить кофе. Несмотря на скромность и сдержанность, она имела на всё своё мнение, была принципиальна, и при этом её замечания не были обидны. А её простодушие вызывало доверие и взаимную открытость даже у необщительных и замкнутых людей.
    Георгиева была человеком невероятно начитанным. Часто вспоминала, как обожала в школе литературу. Да и сама была исключительной рассказчицей. Любые, самые прозаичные истории, например о том, как она ходила на рынок, оборачивались смешным мини-спектаклем, а её наблюдения за сценками городской жизни превращались в устные юморески. Её, необыкновенно добрую и открытую, хотелось слушать и слушать.
    С Майей Ивановной можно было поговорить о чём угодно: ей словно была открыта суть вещей и явлений. Но её любимыми темами были, как частенько она повторяла: «…цветы, дети и животные».
    Майя Ивановна умела примирить нас с разными жизненными обстоятельствами, учила быть благодарными любым урокам. Но самое главное – в ней всегда можно было найти участие. Как она сочувствовала и переживала порой даже за случайных знакомых и коллег!
    «Видела бы это Майя Ивановна! Вот бы досталось!» – хватаемся мы за голову, пропустив какой-нибудь ляп. Нам не хватает её напутствий, улыбки, доброго, внимательного взгляда.
    С глубокой скорбью, любовью и благодарностью, редакция журнала «Культура здоровой жизни



  • СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ
    Нас ждёт духовная эволюция


    Изменить страну можно, лишь развивая себя, – уверены разработчики теории социогуманитарного общества.

    В какое государство мы перестроимся? Что нас ждёт впереди? «Добро обязательно победит», – убеждён один из основоположников новой прогрессивной теории общественного развития, российский ученый, академик РАЕН, директор Института глобальных проблем энергоэффективности и экологии, доктор геолого-минералоических наук Владимир Голубев. Он предложил маршрут, которым пойдёт наша страна и придёт к обществу социального гуманизма. Россия превратится в страну, где царит социальная гармония, а её главным богатством станет сам человек.




  • ПОДВИЖНИКИ
    Эрна Арвидовна Иванова: жизнь во имя детей


    Детский дом в Ильинском был в советское время, да и позже – до самого своего нелепого закрытия, даже фактически таинственного исчезновения в 2009–2010 году – очень известным и в на- шей стране, и за рубежом. Именно счастливые ручки его малышни вытаскивали номера в самой первой лотерее «ГосЛото». «Русские дети разбили наши сердца», – написала английская газета о его воспитанниках и разместила фотографию склонившегося умилённой громадой над ребятишками местного мэра. А вот пожелтевшая от времени уже американская газета пишет: «Тёплая встреча в аэропорту Чикаго», – об усыновлении русского ребёнка из этого детского дома. «У нас бывали «Вечёрка», «Комсомолка», «Аргументы и факты», все к нам ехали, о нас знали», – рассказывает об отношениях со средствами массовой информации Эрна Арвидовна Иванова, бывший директор теперь уже бывшего детского дома № 29, располагавшегося в посёлке Ильинское Раменского района Подмосковья.

    Распорядились судьбой

    Эрне Арвидовне 8 августа этого года исполнилось 80 лет, а три года назад, 16 ноября 2009 года, она должна была отпраздновать 50-летие своего директорства. До заветной даты оставалось три дня. Не верилось – неужели? Столько всего позади, что не укладывается ни в голове, ни в душе. Полвека счастливого багажа, который ни капли не тянул, и чем дальше и дольше, тем легче и веселее с ним было идти, позабыв об отсчитывающем уже второе десятилетие стаже пенсионного возраста.

    – Тревожных звоночков никаких не было, – пожимает плечами Эрна Арвидовна, – за три дня до юбилея всё было нормально. Я как раз приехала в отдел образования (имеет в виду Центральное окружное Управление образования Департамента образования города Москвы. – Прим. авт.). Меня вызывает начальник Управления Вера Ивановна Лопатина и говорит: «Назначайте преемника и передавайте ему детский дом. Вам уже много лет, хватит работать, пора на пенсию». Абсолютная неожиданность. Вот так распорядились судьбой. Это была моя жизнь. Кого бы я хотела назначить директором тоже уже не подходили по возрасту. А сколько деток оставалось? Полный детский дом! Ребятишки-то как переживали! Сначала им назначили другого директора, потом вообще расформировали по разным детдомам. Что там теперь за этим забором – понятия не имею. Вроде выездная дача детского сада.
    Эрна Арвидовна сама живёт здесь неподалеку.

    – Невыносимо больно, не могу, я не хожу в ту сторону, – ненадолго склоняет она свою благородную седую голову и тут же оживлённо переключается на огромный, в добротном, потёртом временем переплёте, старый альбом, где вся летопись жизни 29-го детдома. – Давайте посмотрим альбом, который я вела без трёх дней 50 лет, – предлагает бывший директор.

    И словно документальное кино смотрит она черно-белые кадры фотографий. Про каждую карточку может рассказать целую историю с предысторией.

     

  • ОБРАЗОВАНИЕ
    Школа надежды


    Солнечный день, чистое голубое небо над головой, красивейшие пейзажи Подмос ковья – коррекционная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей находится в городе Королёв, в тихом и экологически чистом местечке. И если её воспитанникам не дано увидеть окружающую красоту, то про читать и рассказать о ней они могут. В этом смогли убедиться Олег Николаевич Смолин, депутат Государственной Думы, первый зампред Комитета по образованию, президент общества «Знание» России, первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ, и Георгий Валерьевич Крюков, директор Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», член Коллегии Министерства образования Московской области, член Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию, посетившие это учебное заведение.

    Беседа о проблемах и недостатках, о достоинствах и преимущест вах велась в непри нуж денном ключе – за чаем, ди рек тор школы Татьяна Валерьевна Морозова с трепетом рассказывала о своих подопечных, о школе.
    «Сейчас, ребятам трудно реализоваться в профессии, – сетует она. – С таким интеллектуальным развитием им хотелось бы видеть себя внутри социума и приносить пользу. Потому что они это могут!» Действительно, трудоустройство на сегодняшний день является одной из главных проблем слепых и слабовидящих людей. В нашей стране оно курируется органами социального обеспечения и местными отделами Всероссийского общества слепых (ВОС). Но, окончив ВУЗ или ССУЗ, ребята не могут себя реализовать, потому что работодатели не торопятся брать на работу таких людей. И тому есть несколько причин. Во-первых, до сих пор существует стереотип о том, что слепому человеку необходим помощник, сопровождающий. А вовторых, это влечёт за собой дополнительные расходы: это необходимость закупать специальные компьютерные программы, которые сегодня также весьма дороги. Для примера Георгий Валерьевич Крюков привёл ситуацию с массажистом, хорошим специалистом, которого не приняли на работу в медицинском учреждении, т.к. из-за проблем со зрением он не мог заполнять медицинские карты. Конечно, это лишь частный случай. И причин для отказа у предпри нимателей гораздо больше. Действительно, когда предприятие берёт на ра боту слепого или слабовидящего сотрудника, то перед руководством встают определённые сложности. И по мнению Олега Николаевича Смолина, эта проблема не нова. «Впервые о сложностях в трудоустройстве слепых я услышал в 1993 году в США, – рассказывает депутат. – Вице-президент американского фонда слепых Сьюзан Спаржен говорила о том, что в Штатах много делается для инвалидов по зрению, но 75% американских слепых – это безработные. Кстати, она под черкнула, что в России, создана уникальная система предприятий, использующих труд инвалидов, и просила не поте рять её. Увы, потеряли. Но не бу дем о грустном!» На встрече обсудили и проблему детей-сирот. Георгий Валерьевич поинтересовался, сколько на данный момент сирот обучается в школе и получают ли они законную жилплощадь. «Ранее было три сироты, теперь же их пять, – ответила заместитель директора Татьяна Евгеньев на Касаткина. – Что же касается жилья, то им дети обеспечиваются, как и полагается. Совсем недавно наш выпускник получил квартиру в новостройке». Тем не менее адап тация инвалидов по зрению в социуме до сих пор остается насущным вопросом и требует решения. «Мы подготовили большой проект о внесении изменений в законодательство, чему способствует ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов, и среди прочего мы собираемся решить и эту проблему», – заявил О.Н. Смолин.




  • ОБРАЗОВАНИЕ
    Российское образование спасут педагоги-новаторы


    В мире сложилась такая ситуация, что именно от развития образования и науки в будущем зависит судьба цивилизации: возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос? Угроза захвата природных ресурсов

    Глобально-цивилизационный кризис, переживаемый человечеством, является, прежде всего, мировоззренческим. Развитие Земли как составной части Космоса вошло в противоречие с ограниченным сознанием тех, кто хотел, чтобы история людей развивалась по их собственной концепции. Такое мировоззрение оказалось неверным и вошло в противоречие с космическими законами, породив глобальные экологические изменения.
    В конце XX века в мире развернулась геополитическая и экономическая межстрановая конкуренция по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству образования на долгосрочных горизонтах упреждения. Не случайно в 80-х годах конгресс США неоднократно возвращался в своих обсуждениях к оценке качества образования в страновом и геополитическом измерениях как фактору конкурентоспособности экономики страны в XXI веке высшего приоритета.
    В конце XX века были выработаны и стали известными рекомендации Международного валютного фонда по сокращению науки и высшего образования России на 30–60%. Рекомендации имели скрытую стратегическую цель: лишить Россию необходимого качества образовательного потенциала, чтобы понизить экономическую конкурентоспособность на долгосрочную перспективу, открыть возможности её интеллектуально-духовной, информационной колонизации, а на её основе – экономической колонизации. Геополитики считают, что в мире сегодня возникла угроза появления «экологического империализма». Это значит, что «развивающиеся страны», не имея достаточного образовательного и научного потенциалов, не смогут сами разрабатывать технологии добычи ресурсов, удовлетворяющих международным стандартам. «Развитые страны», пользуясь и оправдываясь этим, начнут захват добычи ресурсов. Угроза «экологического империализма» для России будет только усиливаться по мере разрушения её образовательного и научного потенциалов.


  • ОБРАЗОВАНИЕ
    Развивающие игры с бельевыми прищепками


    В настоящее время всё больше детей при поступлении в школу испытывают трудности в учёбе. Это связано с недостаточностью развития высших психических и моторных функций. Хорошей коррекцией и профилактикой подобных проблем могут стать игры с ...бельевыми прищепками.

    Впервые игры с бельевыми при щепками использовала в своей практике итальянский педагог, ученый и мыслитель Мария Монтессори, именем которой названа созданная ею система воспитания.
    Сама психолог отводила прищепкам незначительную роль в своей воспитательной системе. Это, видимо, связано с тем, что творила великий педагог в первой половине XX века и прищепки у нее были простые, деревянные. Но в наше время, когда потомки деревянных прищепок стали разноцветными пластмассовыми, разной величины и формы, они могут вполне соперничать с конструктором и решать важнейшие педагогические задачи. Последнее время этот метод набирает популярность. Появляются книги и статьи, посвящённые ему. Мы с моими коллегами в Раменском районе Подмосковья успешно практикуем игры с прищепками на занятиях с дошкольниками.
    Начинать можно с раннего дошкольного возраста. Для детей это, в первую очередь, увлекательная игра, во время которой развивается внимание, память, конструктивное мышление, мелкая моторика, щипковый хват (тренируется мелкая моторика – тонкие движения пальцев, от развития которых напрямую зависит «бойкость» речи), восприятие цвета, формы, величины, чувства ритма, формируется творческое мышление, тренируется внимание, происходит перераспределение мышечного тонуса, формируются элементарные математические пред- ставления, налаживается контактребёнка со взрослым. Воспитатели обычно их используют в общей развивающей работе.




  • КРАСОТА ДУХА
    Хранитель древнего Углича


    Имя отца Рафаила (Сергея Борисовича Симакова) известно не только в России, но и за её пределами. Священник, художник, куратор выставок православного искусства, талантливый проповедник и публицист, он по- ражает многогранностью своих дарований и глубиной, необъятностью того внутреннего мира, который раскрывается в его словах и поступках.

    …Но когда я думаю об этом удивительном человеке, мне вспоминается одна средневековая легенда – о хранителях, которые есть у каждого города. В их число может войти кто угодно: от князя до городского юродивого. Таинственным образом судьба города оказывается связанной с судьбами этих людей, а они берегут и возрождают землю, что отдана им под защиту. Кто-то из хранителей возводит храмы и крепостные стены, кто-то – молится за всех здесь живущих... кто-то разрывает свою душу на пронзительные, летящие строки о городе... кто-то – бьет в набатный колокол, когда у порога – беда.
    Новый хранитель появился в Угличе промозглой осеньюв начале 1990-х, когда город словно замер, вслушиваясь в ветра нового времени и всматриваясь в подступающую к самым крепостным стенам бездну. Давящая слепота дождевой стены, кленовые ладони, втоптанные в грязь, стылый полумрак картинной галереи Угличского кремля. Заполнившая собой весь воздух тревога, вопрос, который мучил многих: «Как жить, когда прошлое – иллюзия, а будущего – нет?» И ответом, противоядием отчаянию переломного времени – творчество этого человека, с картин которого глянула на нас Вечность, Любовь и Жизнь.
    Его мир, запечатлённый в живописи, словно преградил дорогу тьме – как на одном из его полотен Жизнь преграждает дорогу Смерти. 



  • Метаморфоза
    Ветеран в почтенном возрасте стала востребованным живописцем

    В середине августа в Московской галерее на Песчаной открылась персональная выставка 94-летней художницы Любови Ивановны Кулябко. На событие собрались ценители и знатоки её творчества, главные из которых – руководство, персонал и обитатели Пансионата для ветеранов труда № 1, в котором живёт Любовь Ивановна.

    Любовь Ивановна Кулябко в свои 94 года вдохновенно пишет картины. Её стиль искусствоведы определяют как наивное искусство. Талант художницы в Любови Кулябко проснулся на пенсии. Прежде чем взяться за кисть, живописец Кулябко виртуозно управлялась скальпелем. Она – хирург, сорок лет лечила и спасала людей. Любовь Ивановна – капитан запаса медицинской службы, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда.
    21 июня 1941 года 23-летняя Люба закончила Сталинградский государственный медицинский институт. А на следующий день – уже работала хирургом в военном Сталинграде. Сначала ассистировала, потом сама делала операции. С сентября 1942 года по 1945 год оперировала в эвакуационном госпитале в Ижевске. Где только не работала после войны Любовь Ивановна! Даже чисто с географической точки зрения. В Москве, Риге, Феодосии. Трудилась и выездным врачом на московской станции скорой помощи, и на руководящих должностях в санаториях. Уходила на пенсию с работы выездного врача «неотложки».



  • ТВОРЧЕСТВО
    Джаз как образ жизни


    Алексей Алексеевич Кузнецов – народный артист России, джазовый гитарист, чьё имя знают от США до Индии, композитор и педагог. Мастер традиционного джазового ритма, способный конкурировать с целой секцией ансамбля, – его всегда влекла идея представить акустическую гитару на концертной эстраде как чисто солирующий инструмент, наполненный разнообразными тембрами, близкий к оркестровому звучанию. Алексей Кузнецов ведёт большую просветительскую деятельность, проводит мастер-классы «Гитара в джазе».


    – Алексей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о ваших первых воспоминаниях, связанных с музыкой.

    – Наша семья жила в доме на Новобасманной улице, в квартире, которая вмещала ещё тринадцать семей. В комнате всегда звучала музыка: либо играл отец или работало радио, звучали пластинки, которые слушали все вместе.

  •  читать полностью...

     

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ
    У НАШЕГО ПРОШЛОГО ЕСТЬ БУДУЩЕЕ
    В 1912 году в парке «Сокольники» состоялась московская премьера одного из ранних произведений Сергея Прокофьева – Первого концерта для фортепьяно с оркестром, ре-бемоль мажор. Ровно через сто лет Симфонический оркестр и группа хора Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко исполнили его в тот же день, на той же площадке.
    Этот симфонический Re:StArt имел несколько целей, о которых нам рассказали его участники и организаторы. На концерте прозвучали и другие произведения С.С. Прокофьева, написанные в разные периоды его жизни: фрагменты оперы «Война и мир», балета «Ромео и Джульетта», симфония №1, ре минор «Классическая».

    – Помимо исполнения прекрасной музыки С.С. Прокофьева, у этого концерта есть и ещё одна важная цель, – отметил главный дирижер, заслуженный артист России Феликс Коробов. – Способствовать возрождению парковой культуры в России. Речь идёт о серьёзных концертах, когда выдающиеся музыканты – Рихтер, Ойстрах – охотно играли на эстрадных площадках парков. На какое-то время эта культура, такая яркая в XIX, начале XX века, ушла из нашей жизни. Я говорю не об отдельных выступлениях музыкантов, а именно о парковой культуре как массовом явлении. В Европе и США концертный зал и поляна воспринимаются как привычное разнообразие форматов, и зрители на этих концертах в основном одни и те же. У нас таких зрителей единицы, в основном же на парковой площадке зрители – отдыхающие, а в консерватории – любители классики, ещё не привыкшие наслаждаться классической музыкой среди рощ и полян.
    По его словам, такие концерты под открытым небом имеют множество преимуществ. Во всём мире они очень популярны. Здесь более свободное общение с публикой. И не беда, если ветер унесёт ноты, опрокинет пюпитр или симпатичная такса вдруг заберётся на сцену, как это однажды случилось у нас на концерте в одном из парков Финляндии.
    На минуту Феликс Павлович прервал свой рассказ, поприветствовав старого знакомого.
    – Это легендарный Дядя Миша, – пояснил он, – наш завсегдатай, зритель практически всех концертов в консерватории. Наверное, за последние 40 лет он не пропустил ни одного концерта и разбирается в классической музыке не хуже любого музыковеда. Зритель-легенда, живой талисман консерватории. Когда мы выходим на сцену, то всегда смотрим – а где Дядя Миша? У нас или пошёл в Большой зал? У нас! Значит, удача с нами. Сегодня он здесь – добрый знак!
    Между тем, песчаные дорожки, ведущие к летней эстраде, всё больше заполнялись людьми. Многие приехали на велосипедах и роликовых коньках. К семи вечера все ряды стульев в партере были заняты. Заняли и галёрку – поросший травой и цветами пригорок. Самые комфортные, судя по позам зрителей, «лежачие» места были на ближних к эстраде полянах и в рощах. Но как здесь с акустикой? Ответом на пробежавшую тень сомнения стали прекрасно слышимые звуки скрипок и виолончелей, настраиваемых музыкантами перед концертом. Такие привычные в залах консерватории, в волнах тёплого ветра они вибрировали словно эолова арфа.





  • ПАМЯТЬ
    Как деревянная крепостишка спасла Русь от повторного ига


    Репортаж с забытой средневековой сечи
    Историческая реконструкция битвы – это не костюмированная прогулка по подиуму. Это накалённые эмоции, настоящее погружение в эпоху, где ты в самом деле чувствуешь себя участником битвы, потому что точно знаешь все её подробности. Такая реконструкция захватывает и зрителей, и участников. Мне довелось в этом лично убедиться на IV Военно-историческом фестивале «Битва при Молодях». Фестиваль вошёл в информационный вестник Министерства физической культуры, спорта, туризма и работы с молодёжью Правительства Московской области «Туристские событийные мероприятия Московской области – 2012».


    Молодинской битве в этом году исполнилось 440 лет. Сражение длилось почти неделю, распростёршись от Оки до Пахры. «Берега Рожаи и Лопасни облились кровью. Стреляли, но более секлись мечами в схватке отчаянной», – свидетельствует летопись.
    Местом для исторической реконструкции этапа Молодинской битвы стало поле в соседнем селе Троицкое. На участие в фестивале подали заявки участники клубов военной реконструкции из Казани и Воронежа, из Ижевска и Харькова, Перми и Волгограда, Омска и Ростова-наДону, Орла и Саранска, Тулы и Рязани, конечно же, из Москвы, Серпухова, Подольска и Чехова. Участники клубов представляли определённых действующих лиц. Здесь были опричные стрельцы, поместные дворяне, служивые татары, казачество, турецкие янычары.
    От происходящего разбегались глаза. Чего стоили парад участников военной баталии, турниры по историческому фехтованию, стрельбе из лука и прочие приёмы боевого искусства XVI века! Современные спортивные состязания высшей лиги с этим зрелищем не сравнятся. Даже реконструированные балы в усадьбах – и те проигрывают. Словно попадаешь в ХVI век, в эпоху царя Иоанна IV Васильевича Грозного, в глубь нашей стародавней старины, в её ратную славу.



  • ДИНАСТИЯ
    Театр в старинном шкафу


    Актер – профессия исповедальная. Но актёрская исповедь наиболее ценна и целесообразна, если за подражательным даром стоит личность. Большие актеры «берут» нас именно своим богатым внутренним миром, уровнем духа.
    Татьяна Романовна Щемелева, заслуженная артистка Азербайджана – из числа именно таких артистов. Ее бабушка, Мария Романовна Курилович-Юмакова, в 1936-1941 годах состояла актрисой в труппе Серпуховского городского драматического театра, а её мама, Ирина Матвеевна Юмакова-Щемелева, работала художественным руководителем разных театральных студий и Дворцов культуры во многих городах бывшего СССР.

    …Репетиции оперных спектаклей в домашнем театре Куриловичей даже в революционное лихолетье никто не посмел бы осудить. Занятия вокалом позволяли как-то отстраниться от тревоги смутного времени. Важнее было сохранить дух и достойно выжить, нежели терзаться вопросами, что ждёт впереди. Имение Куриловичей было знаменито на всю округу своим домашним оперным театром не меньше, чем своей богатой мельницей.
    Творилось тогда на Херсонщине несусветное. Утром просыпались и не знали, под кем они сегодня: под красными, под белыми или под анархистами? Но в усадебном доме разучивали оперные арии даже в тот день, когда имение Романа Куриловича, потомка знаменитого дворянского рода Летучих, пришли экспроприировать.
    Встав из-за рояля, мать разрешила восемнадцатилетней дочери Марии погулять, и та, напевая «Наталку-полтавку», направилась через анфиладу комнат в сад.
    Ей навстречу, по паркету печатая тяжёлые шаги, шёл высокий красноармеец с трубкой в руках. Закашлявшись от ядрёного табачного дыма, барышня в воздушном белом платье оглядела самоуверенного незнакомца. Почему-то тогда, на первый взгляд, уроженец села Подмоклово Серпуховского уезда Матвей Юмаков, обритый после тифа наголо, показался ей абреком.
    – Молодой человек, вы, очевидно, решили выкурить нас из собственного имения и буквально, и фигурально? – риторически произнесла дочка хозяина усадьбы Маша Курилович. Красноармеец с благородным, выразительным лицом галантно извинился. Что-то нехарактерное. Красноармейцы обычно отличались хамством.
    – Вы в залу входите танцуя... Это не про вас написано стихами? – залюбовался он ею, чем поверг в смущение.
    Красный комбриг Матвей Юмаков как заговорённый стал приходить к Куриловичам каждый день. Взаимное притяжение не оставляло сомнений у обоих: им надо быть вместе. Мать Маши, воспитанная в монастыре, сочла это промыслом Божьим. А вот отец не испытывал восторга от прорвавшейся в дочери бури чувств: негоже родовитой панночке идти в жены к красноармейцу, временно заброшенному в Херсон, даже если у большевиков он значится комбригом. Но, как ни протестовал отец, Маша оказалась непреклонной:
    – Не благословите по-хорошему, я убегу, можете не сомневаться!



  • РАЗУМНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
    Отдыхайте правильно


    Две недели в год человек не должен, а просто обязан полноценно отдыхать, – настаивает главный психиатр Минздравсоцразвития России, и.о. директора государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе, – в противном случае к семидесяти годам можно перестать узнавать родственников и собрать букет всех старческих болезней, вплоть до болезни Альцгеймера. Как не загубить драгоценные две недели и правильно отдыхать, рассказал Зураб Ильич.

    Главное – не отпуск, а отдых
    – Отдых – это не только отпуск, – напоминает Зураб Кекелидзе, – это, в первую очередь, правильное распределение суток. Природой мудро устроено, что в сутках 24 часа, восемь из которых человек должен спать, восемь – работать и восемь – заниматься бытом и другими делами. Такое распределение совпадает с биологическим ритмом человека.
    Психиатр сомневается, что гении спали по 5-6 и меньше часов. Физиология – вещь упрямая, гений, хочет он того или нет, тоже является биологическим существом, которому для восстановления сил необходимо восемь часов. Сомнительно и качество работы трудоголиков, вкалывающих на радость своим начальникам по 10-12 часов в сутки, да ещё и норовящих это делать без выходных. Труд, переваливший за отведённые на него нашему организму восемь часов, превращается… в имитацию деятельности. И мозги уже не те, и результат оставляет желать лучшего. По этой логике, руководители первые должны быть заинтересованы в 40-часовой рабочей неделе и собственноручно в конце смены разгонять по домам особо рьяных сотрудников.
    – Переход в каждую треть суток должен быть плавным, – предупреждает Зураб Ильич. Пришли на работу – не «набрасывайтесь» на неё. Пять-десять минут соберитесь с мыслями, привыкните к рабочей обстановке, войдите в ритм – и далее «разгоняйтесь». Не забывая брать трёх-пятиминутный перерыв каждые полтора часа. При этом курить не обязательно.
    Наиболее продуктивное время приходится на третий-пятый час рабочего дня, после чего интенсивность идёт на спад. А последние десять-пятнадцать минут рабочего дня работник уже просто обязан думать не о работе: он морально должен перестроиться на смену деятельности.
    – Ни в коем случае не несите домой рабочие проблемы. Оставьте их на работе. Нужно помнить, что дом – не работа и дома стиль общения должен быть другой, – говорит врач. – Помедлите перед ужином – потратьте пять-десять минут, чтобы отойти от дел. Иначе получится, что вы заедаете тревогу, с которой пришли, и едите по ходу дела. Даже хищники отдыхают после еды, поэтому после ужина хорошо бы отдохнуть, а ещё лучше – погулять.
    Ко сну тоже надо морально подготовиться: не говорить на тревожные темы, не смотреть страшилки и, если дома был скандал, обязательно помириться с семьёй. Иначе ещё не начавшийся день можно будет смело считать потерянным. Плохое настроение и отёкшее лицо в зеркале с утра будут гарантированы.


  • Яндекс.Погода

       
    Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
    Тел.:
    E-mail: info@ros-idea.ru