Архив выпусков журнала » Федеральные выпуски » 2009 год » КЗЖ №2 -2009



№ 2–2009




СОДЕРЖАНИЕ

  • ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
    ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА

  • СВЯТАЯ ПАСХА
    СОЗВУЧИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ДНЕЙ

  • МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
    ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА – ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА

  • ШКОЛА ДУХОВНОСТИ
    ПО ГРЕХАМ И КРИЗИС

  • КУЛЬТУРА РЕГИОНОВ
    ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
    ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ РФ А.Е. БУСЫГИНА

  • ПОДЪЁМ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
    Из опыта работы Белгородской области
  • ОБРАЗОВАНИЕ К ПРОЕКТУ ВОСПИТАНИЯ
    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ
    ЦВЕТ НАЦИИ

  • МИР МОЛОДЁЖИ
    ТЕБЕ, МОЛОДОЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ!
    ДОРОГА ДЛЯ УМА И СЕРДЦА

  • ИСКУССТВО
    ОТКРЫВАЯ ДУХОВНЫЕ ТАЙНЫ АЗИИ
    ГОГОЛЬ – В ЛИЦАХ, ПИСЬМАХ, МЕМОРИЯХ

  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    КРЫМСКАЯ ГИМНАСТИКА
    «МИШКА» ДАРИТ ШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН

  • СЛОВО ФИЛОСОФА
    КРИЗИС И КУЛЬТУРА

  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
    ЕВРОПЕЙСКОЕ КАЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ




    • ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

      Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестное пресвитерство и диаконство, боголюбивый монашеский чин и все верные чада церковные!
      ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


      Этим радостным восклицанием ныне мы вновь приветствуем друг друга. Пасхальное ликование наполняет наши сердца, ибо Христово Воскресение — это основание жизни, победившей смерть, порок и тление. Пасху как торжество жизни мы призваны переживать не только сегодня: каждый воскресный день являет нам величие подвига Спасителя, освободившего нас от смерти и разрушившего оковы греха, который отделяет человека от Бога. Более того, каждая минута жизни истинного христианина должна быть наполнена Пасхальной радостью.


    • СОЗВУЧИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ДНЕЙ

      С 19 апреля по 9 мая при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве и 28 городах России пройдёт VIII Московский Пасхальный фестиваль.

      На пресс­конференции в московской мэрии художественный руководитель фестиваля дирижёр Валерий Гергиев и другие организаторы представили журналистам программу фестиваля. Маэстро подчеркнул значение фестиваля как благотворительной, региональной и просветительской акции, главная задача которой – «сделать наше музыкальное и культурное богатство общедоступным». В этом году география Пасхальных концертов расширяется: они берут начало в Москве и охватывают территорию от Мурманска до Хабаровска, от Якутска до Еревана. В нынешней программе – 100 концертов, в которых примут участие более 500 исполнителей, выдающихся солистов и артистов музыкальных коллективов.
      Традиция Пасхальных музыкальных форумов, проходящих во всем мире, получила российское воплощение в 2002 году, когда знаменитый дирижёр Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, провёл первый Московский Пасхальный фестиваль. В эти первые годы были заложены основы, определившие дальнейшее развитие проекта. Так сложились традиционные акценты – благотворительность и просветительство. За семь лет своего существования фестиваль стал кульминацией музыкального сезона и приобрёл репутацию одного из наиболее значимых событий музыкальной жизни России и Европы благодаря участию в нём известнейших коллективов.
      Сегодня Россия восстанавливает и укрепляет связи со странами СНГ. Теперь жители Еревана могут не только проводить у себя Дни русского языка, но и ознакомиться с Пасхальной симфонической программой. На пресс­конференции маэстро Гергиев подчеркнул, что ереванские концерты станут важным шагом культурного сближения государств, имеющих общую музыкальную школу, заложенную в советское время. По уже сложившейся традиции фестиваль пригласит своих первых гостей в Большой зал Московской консерватории в Пасхальное воскресенье, а закончится торжественным открытым благотворительным концертом на Поклонной горе в День Победы, где, по словам Мэра Москвы Юрия Лужкова, «торжество музыки соединится с торжеством Победы».



      ВЕЛИКАЯ КУЛЬТУРА - ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА

      День работника культуры – праздник новый, отмечается во второй раз. 25 марта 2009 года министр культуры Российской Федерации Александр Алексеевич Авдеев встретился с народными артистами и художниками СССР.

      Другую такую «бриллиантовую россыпь» знаменитых деятелей культуры трудно себе представить. На встречу с министром в свой профессиональный праздник пришли Леонид Броневой и Галина Вишневская, Армен Джигарханян и Юлия Борисова, Василий Лановой и Людмила Гурченко, Георгий Данелия и Татьяна Доронина, Олег Попов и Александра Пахмутова, Эльдар Рязанов и Татьяна Шмыга. Старейшие здесь – народные художники СССР Николай Никогосян и Владимир Цигаль, уже отметившие свое девяностолетие…
      Министр культуры обратился к собравшимся с речью:
      – Дорогие, любимые, многоуважаемые друзья! Слова от всего сердца адресую вам. Мы – великая держава, прежде всего потому, что у нас есть великая культура. Великость в разные времена определяется по­разному. В некоторые эпохи это количество оружия, количество ракет. В другие – развитая экономика. Сегодня великость определяется такими компонентами, как научно­технический прогресс, нанотехнологии, нивелирование разницы между городом и деревней. Но есть сквозной показатель, который проходит через все времена, через все века, через все эпохи, – это уровень культуры. Потому что культура является синтетическим показателем развитости общества. Уровень культуры – показатель счастья людей. Показатель не сытости, не благополучия, а именно полноценного счастья. От того, насколько мы сможем сохранить великую российскую культуру, великую советскую культуру, очищенную от идеологии, передать её потомкам, зависит великость нашей страны в будущем. Это сложно. Культура не передаётся через клетку, она передаётся через традиции, через школу, через высочайшие стандарты мастерства. И если мы сможем это сделать, останемся великой державой. Есть много стран с высокими показателями в экономике, есть много стран, хорошо питающихся, где замечательный климат и высокие урожаи, но они не великие. А мы – великие. Потому что у нас есть выдающиеся деятели культуры.
      Сегодня я рад сообщить, что принято решение в День работника культуры вручать ежегодную премию её выдающимся деятелям. Это только малая толика признания ваших заслуг. Главная задача – сохранить многонациональную культуру России и передать её потомкам. Важно найти талантливую молодёжь, помочь ей вырасти в мастеров, оградить от соблазнов «общества потребления». Надо достичь такого положения, чтобы в сознании народа культура не ассоциировалась с шоу­бизнесом и чтобы шоу­бизнес не вытеснял культуру.




      ПО ГРЕХАМ И КРИЗИС

      Кризисные явления в мире происходят с незапамятных времён и сопровождают каждое поколение живущих. Церковь накопила огромный опыт противостояния сложным обстоятельствам жизни. К её мнению полезно прислушаться и нам, современникам очередных испытаний истории.

      Церковь всегда призывала людей не просто смириться с бедой и перенести её мужественно, но преодолевать сложности путём осмысления причинно­следственных связей. Более двух лет назад будущий Патриарх Кирилл на Международных Рождественских чтениях (Москва, 31 января 2006 года) предупреждал о надвигающихся экономических сложностях и раскрывал причины сложившейся ситуации: «Не может развиваться экономика нормально, если на ней висят путы криминала, «откатов», коррупции». По его словам, если огромный процент государственного бюджета «уходит в тень, если он похищается в так называемых откатах, если в оборот приходят ничем не подтверждённые деньги, если люди получают взятки в чемоданах, где находятся миллионы долларов, то им остаётся эти деньги тратить, невероятно поднимая цены». «Что означает цена за квадратный метр в районе Рублёвского шоссе? Вот показатель инфляции. Инфляцию провоцируют кризис человеческой личности, потеря нравственных ориентиров». «Финансовый кризис дал повод многим задуматься, правильно ли работает сегодня мировая экономическая система и не является ли она чрезмерно связанной со спекулятивным капиталом, когда деньги делаются из воздуха и происходит непонятная для абсолютного большинства людей таинственная игра с понижением и повышением акций, в результате которой одни теряют своё состояние, а другие в одночасье становятся сказочно богатыми людьми? Государство должно напрягать свои усилия за счёт добропорядочных налогоплательщиков, чтобы реставрировать обрушенную экономику. Без связи экономики с нравственностью невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономической системы». Эти мысли, высказанные Патриархом Кириллом ещё на закате лет изобилия («семи тучных коров»), открывают истинные причины глубоких социальных проблем современной России, которая не смогла «наполнить свои житницы», по примеру библейского Иосифа, чтобы пережить сложные годы...



      ПОДЪЁМ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
      Из опыта работы Белгородской области


      Сфера культуры как часть социальной инфраструктуры области определяет качество жизни местного населения, оказывает непосредственное влияние на социально­экономические процессы, в том числе на состояние трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа села. Сельские учреждения культуры дают возможность не только общения, но и развития творческих способностей населения.

      За последние пять лет в Белгородской области было принято более 20 правовых актов, постановлений правительства и губернатора области, направленных на социальную поддержку культурной среды всеми уровнями власти.
      С 2003 года в области успешно реализуется целевая программа «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003–2005 годы», продлённая благодаря своей эффективности до 2008 года.
      В прошлом году правительством области принята новая программа по развитию сельской культуры на 2009–2013 годы, в которой заложена реальная основа финансирования муниципальных сельских учреждений в размере более 300 млн рублей. Её отличительными особенностями являются:
      - целевое назначение выделенных средств на открытие в сельской местности филиалов и классов детских музыкальных школ искусств;
      - комплектование фондов муниципальных библиотек;
      - создание за счёт средств областного бюджета 105 модельных Домов культуры и 105 модельных библиотек;
      - ежегодное пополнение фондов муниципальных музеев области;
      финансирование мероприятий, направленных на обеспечение сельским жителям доступа к профессиональному искусству;
      - запланированная модернизация кинооборудования;
      - обеспечение автоклубами всех районов области за четыре года.
      Важнейшим направлением культурной политики Белгородской области остаётся укрепление материально­технической базы отрасли. С 2003­го по 2008 год объём средств, выделяемых на капитальный ремонт, вырос в 17 раз, что составило 1 млрд 238 млн рублей.
      С 2006 года в области действует целевая программа «Капитальный ремонт сельских клубов в населённых пунктах области». За период с 2008­го по 2010 год предусмотрено реконструировать 498 объектов с общим объёмом финансирования около 3 млрд рублей. Таким образом, до конца 2010 года будет произведён ремонт всех сельских учреждений культуры. В 2009 году планируется построить и ввести в эксплуатацию шесть новых культурных объектов.



      К ПРОЕКТУ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ

      Элита — жизненно важный и необходимый элемент социума. Элитный – значит духовно и профессионально лучший. И как один кристалл цветной соли может заметно окрасить стакан воды, так и немногочисленная, интеллектуально мощная творческая часть общества способна его преобразить.

      Элита во все времена определяла вектор развития общества и формировала его культурную среду, способную поддерживать жизненно важные ценностные ориентиры, образ мира, проектируя будущее.
      Родовая российская элита, существовавшая на принципах общественного неравенства, уничтожающего возможность национального единства, в ходе начатой Петром I европеизации России оторвалась от традиционных основ русского народа и была сметена в буре широкомасштабных революционных потрясений.
      XX век устремился к демократическому, справедливому общественному устройству, к равенству возможностей, что привело к модернизации российского общества и демократизации школы, но вместе с тем и к разрушению культурной среды, в атмосфере которой в дореволюционной школе сохранялась общая культура – дети из третьего сословия, из народа, пройдя через российскую школу, приобщались к высокой культуре.
      Культурная среда дореволюционной школы, которая воспитывала представителей всех слоёв населения в духе традиций российской и мировой культуры, религиозных и нравственных норм жизни, исчезла вместе с родовой дворянской элитой, её сформировавшей.
      В ХХ веке культура в России перестала быть «двухэтажной» и замкнутой. В культурном смысле наша страна, продолжая идти по пути европеизации, стала единым организмом — произошла широкая культурная демократизация. Образование становится общедоступным, однако широкой волной текущая в народ грамотность перестала быть культурой. Без культурной среды школа утрачивает своё влияние на формирование духовной культуры. Знание распадается на множество бессвязных элементов, сумма которых не является культурой. Дело не в грамотности и не в запасе знаний – всё это остаётся мёртвым грузом, забивающим головы, если не произойдёт возрождение культуры, если практика школы и жизни не поднимется до её подлинных высот, если, перефразируя слова Евгения Базарова, мастерская не станет храмом...



    • ЦВЕТ НАЦИИ

      Элита (от фр. elite – лучшее, отборное). К элите можно отнести лиц, интеллектуально и морально превосходящих большинство. Они – цвет нации.
      Элита – это те, которых будет не хватать, когда их не станет.
      Подлинную элиту России уничтожили в массе своей в известные годы, её теперь и за сто лет не восстановишь... Члены комитетов бедноты, делящие имущество расстрелянного ими трудолюбивого мужика, индивиды с логикой Шарикова «отнять и поделить» деформировали самосознание нашего общества...
      Элита пока складывается, это процесс длительный. Сливки в молоке образуются за несколько часов, «сливки» общества формируются десятилетиями и даже столетиями. Элиту формируют семья, школа, вузы, общество в целом. Надо выявлять таланты и использовать их во благо нации.
      Чем менее демократична страна, тем уже круг людей, где формируется элита. Политики­временщики не есть элита, но они претендуют на пожизненную элитарность! О таких Михаил Шевелёв писал: «Элита – термин из области животноводства, используемый для самоназвания группой лиц, укравших деньги». Впрочем, так было всегда! «Встревожен их прогнивший хлев и опрокинуто корыто», – писал Александр Блок о беспокойстве дореволюционной элиты не за судьбы народа, а за возможность вечно жировать на кормушке...
      Ни у кого нет сомнения, что есть правящий класс, но у многих есть сомнения, является ли он элитой априори? Политика – мегапрофессия! В неё часто приходят люди, добившиеся успеха на своём профессиональном поприще...


      ТЕБЕ, МОЛОДОЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ!

      Указом Президента Российской Федерации 2009 год объявлен Годом молодёжи. Фактически он стартовал ещё 9 декабря, когда в Москве проводился Первый молодёжный инновационный конвент, на котором были представлены разработки российской молодёжной интеллектуальной элиты.

      Распоряжением Правительства Российской Федерации был создан оргкомитет по проведению Года молодёжи, который возглавил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, а также утверждён план основных центральных и региональных мероприятий.
      Приоритетными направлениями молодёжной политики сейчас признаны поддержка юных талантов, создание научных сообществ, вовлечение молодого поколения в трудовую и предпринимательскую деятельность, поддержка и развитие молодёжных общественных инициатив, занятия физической культурой и спортом.
      Во всех российских регионах проведению Года молодёжи также будет уделено особое внимание. Те молодёжные программы, которые реализуются сегодня в субъектах федерации, соответствуют федеральным программам и дополняют их. В Красноярском крае, к примеру, в рамках Года молодёжи будут проведены особые мероприятия.
      «Для нас, да и для Сибири в целом, – отмечает губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, – развитие молодёжной политики является одним из самых приоритетных направлений. Это связано с определёнными условиями и качеством жизни. Именно поэтому развитие молодёжной политики в Красноярском крае направлено на создание нормальной социокультурной среды, чтобы молодым людям было интересно жить и работать в Сибири, чтобы они не стремились в иные регионы нашей страны».
      Некоторые молодёжные проекты, программы и движения Красноярского края получили сегодня наибольшую популярность. Во­первых, это движение красноярских краевых студенческих отрядов: в них вовлечено свыше шести тысяч человек. Ребята принимают участие в строительстве ГЭС и олимпийских объектов в Сочи. Во­вторых, довольно сильное волонтёрское движение, в котором участвует более трёх тысяч человек. Во время южноосетинской трагедии красноярские волонтёры за два дня собрали пять контейнеров с вещами и продовольствием для пострадавших людей. В рамках благотворительного движения существует очень интересный и нужный проект под названием «Старший друг»: к каждому волонтёру «прикрепляется» подросток из неполной или социально незащищённой семьи, нуждающийся в психологической поддержке и сопровождении. Волонтёр и его подопечный вместе занимаются спортом, ходят в кино, гуляют… И это уже даёт положительные результаты...



      ДОРОГА ДЛЯ УМА И СЕРДЦА

      Сергей Новиков – историк по образованию, журналист по профессии. В свободное от работы в информационном агентстве время путешествует по нетривиальным маршрутам: Северный Кавказ, Афганистан, Иран, Памир, Йемен, Балканы, Африканский Рог. Автор дорожных очерков о Кавказе и Афганистане, статей о России и зарубежных странах в путеводителе «Вольная энциклопедия».

      – Флобер в своих «Письмах» о путешествии на Восток писал, что «тот, кто, путешествуя, сохраняет к себе то же уважение, какое было у него, когда в своём кабинете он ежедневно смотрелся в зеркало, тот поистине великий человек или поистине – здоровый дурак. Не знаю почему, но я становлюсь очень смиренным…» Вам не кажется, что здесь есть парадокс? Ведь путешествия вообще­то должны как­то приподнимать человека над простыми смертными. Ну кто из нас может похвастаться, что он в одиночку может гулять по аравийской пустыне или сомалийскому рынку или, скажем, эфиопскому кладбищу?
      – Ох, и не знаю, что ответить про зеркало в кабинете! Наверное, классик имел в виду бодрость духа и внешний вид: мол, кто сумеет и в пути сохранить их в том же виде, что и дома... Что же до возвышения путешественника «над простыми смертными», скажу однозначно: нет, лично у меня ощущения другие. Не возвышение над остальными, а избавление – пусть даже временное – от будничной круговерти. Возможность глубже заглянуть в себя и, конечно, обострение исследовательских инстинктов.

      – Путешествуя по Египту, Флобер писал, что иногда чувствует себя разбитым, иной раз «лимбический» стиль – состояние неявственности, невесомой текучести – возникает у него и течёт с жаром головокружительным. Сергей, можно ли сказать, что Вы едете в другую страну не за знанием, а именно за состоянием?
      – По­моему, за состоянием в ту или иную страну едешь только тогда, когда там уже хотя бы раз побывал. Когда это уже проторённая дорога. Когда знаешь, что и от чего можно ждать, легко настроиться на атмосферу той страны и даже превратиться в её частичку – скажем, стать немного персом, или сербом, или чеченцем.
      А когда едешь в первый раз, то состояние «послевкусия» от страны появляется уже по возвращении – в снах, в мысленных разговорах с самим собой, при перелистывании путевого дневника в конце концов. Некоторые из таких «моментов истины» приходят в аэропорту, когда ждёшь – не дождёшься обратного рейса, когда уже не в стране и всё ещё не дома...



      ОТКРЫВАЯ ДУХОВНЫЕ ТАЙНЫ АЗИИ

      В марте в широкий прокат вышел фильм якутского режиссёра Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана» – первый в новейшей российской истории масштабный национальный кинопроект, реализованный на региональном уровне при поддержке Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). Бюджет картины составил внушительную сумму – 10 млн долларов.

      Фильм рассказывает о судьбах многочисленных народов, о войне за мирную жизнь, об истории человека, который в XII веке создал на Востоке величайшую империю.
      Режиссёр-постановщик фильма – Андрей Саввич Борисов, министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), известный якутский театральный режиссёр, создатель и первый ректор Арктического института искусства и культуры.
      Фильм создан по мотивам романа Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана». Работа над ним продолжалась почти шесть лет. А первые кадры, по мистическому совпадению, были сняты 16 апреля 2005 года, в день рождения великого азиатского вождя. Интерес якутов к Чингис Хаану имеет глубокие исторические корни. Дело в том, что на протяжении последних трёх столетий господствует точка зрения о так называемом южном происхождении якутов. Предки народа Саха некогда обитали в степях Центральной Азии, а затем у западного берега Байкала. Якуты говорят на языке, в котором преобладают тюркские и монгольские слова. Кроме того, они единственный народ в мире, разводящий лошадей за Полярным кругом.
      Сам же народ Саха никогда не забывал о своём южном происхождении и хранит память об исторической прародине в легендах. Например, в древнем героическом эпосе народа Саха «Олонхо» есть божество Чыныс Хаан, повелитель человеческих судеб. Именно поэтому в фильме немалое место уделено демонстрации старинных якутских обрядов и их атрибутики. Это и кумысопитие, и хороводный «танец единения душ» Осуохай, и разукрашенные цветными ленточками коновязи, и камлание…
      Рождённому в степи маленькому Темучину предначертано стать её повелителем. Безмятежное детство мальчика оборвалось вместе со смертью отца: он рано погиб, отравленный татарами. С этого момента молодому человеку пришлось постоянно бороться сначала за право стать ханом своего племени, а потом и за право взять в жены с детства любимую девушку. Через лишения и одиночество, преодолевая страх и голод, он идёт к цели. И для этого будущий император под своим знаменем объединяет многие разрозненные народы. Вся жизнь Чингис Хаана была борьбой за владычество над людьми, за объединение многочисленных племён степных кочевников в единую могучую империю.
      Однако Чингис Хаан не является сугубо национальным божеством. Его можно рассматривать как своеобразного азиатского Посей­дона – властителя водной стихии. Для любого кочевника, живущего в засушливой степи, вода – символ жизни и процветания. Этим объясняется особое почитание воды Чингис Хааном. Известно, что он запрещал своим воинам входить в воду в грязной одежде. Им нельзя было пить прямо из водоёма: живительную влагу люди зачерпывали посудой.
      Сам же режиссёр фильма считает, что путь духовного становления Темучина – «от ограниченного собственными интересами маленького племени к великой империи; путь человека, вставшего над существующим укладом; путь от законов природы к принятию законов человеческих; в широком смысле, путь развития человечества от язычества к единобожию». По словам Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова, председателя Совета Ассамблеи народов России, в том, как раскрыта тема взаимодействия национальностей, и состоит одна из главных ценностей фильма



      ГОГОЛЬ - В ЛИЦАХ, ПИСЬМАХ, МЕМОРИЯХ

      Уникальные мемориальные экспонаты, предметы эпохи, произведения живописи и графики, редчайшие книги из собраний Государственного музея А.С. Пушкина представляет к 200­летию со дня рождения писателя выставка «Гоголевский бульвар. Художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX­XX веков».

      Когда великие творцы перестают быть хрестоматийными, материализуются, приближаются к нам, представляя свою жизнь крупным планом, это всегда производит впечатление.м Вот и на Пречистенке тоже так случилось: на фигуру Николая Васильевича можно смотреть под разными «увеличительными стёклами». Здесь есть марки и жетоны с его изображением, медали, выпущенные в 1959 году, есть портреты писателя от Хорса Янссона и Герты Неменовой, знаменитой ученицы Кузьмы Петрова­Водкина и Фернана Леже… У каждого Гоголь, конечно, свой. Был ли он таким – не так важно, в этих графических и живописных работах много субъективного, личностного восприятия жизни и судьбы писателя, чей прозаический дар Виссарион Белинский ставил выше пушкинского. У Петра Бореля (в крупнейших музеях нашей страны хранятся внушительные коллекции его гравюр, офортов, литографий) Гоголь предстает неожиданно: с детской, незащищённой душой, как­то сглаживается его длинный нос (не такой ли терял капитан Ковалёв?), но остаются выразительными удивлённые глаза.
      Поостережёмся громких фраз и жёстких резюме на тему, кто более матери­истории ценен. Композитор Сергей Слонимский считает, что каждый творец выполняет свою миссию и сравнивать Гоголя с Пушкиным позволительного только Хармсу в его юмористических рассказах.
      Гоголь приближается к нам через свои рукописи: на выставке большое количество автографов, написанных удивительно аккуратной и твёрдой рукой. Кураторов выставки ожидало множество открытий и не только текстологических...



      КРЫМСКАЯ ГИМНАСТИКА

      Продолжаем знакомство с методикой лечебной физкультуры, начатое на страницах предыдущего номера журнала. Её автор Леонид Яковлевич Хуторнюк – удивительный человек, в свои семьдесят лет он продолжает работать инструктором в крымском санатории «Меллас». Предлагаем вашему вниманию вторую часть разработанного им физкультурно­оздоровительного комплекса.

      Упражнения у шведской стенки
      Это один из эффективнейших способов поддержания физической формы. Такие занятия препятствуют тем возрастным изменениям организма, что ведут к уменьшению роста человека.
      37) Из положения «стоя на нижней ступеньке шведской стенки» берёмся руками за перекладину на уровне груди и совершаем круговые движения, то прижимаясь, то отодвигаясь от стенки. Слева – направо и справа – налево.

      38) Из положения «стоя на нижней ступеньке шведской стенки» берёмся руками за перекладину на уровне груди и, не отрывая прямых ног, постепенно опускаемся. Перехватываем поочерёдно руками нижние перекладины. Таким образом мы будем опускаться всё ниже и ниже.



      "МИШКА" ДАРИТ ШКОЛЬНЫЙ СТАДИОН

      «Мишка» – это название и талисман общероссийского проекта «Мини­футбол – в школу». Во Дворце спорта «Подмосковье» в Щёлкове завершились финальные игры очередного розыгрыша общенационального первенства.

      Мишка присутствовал на всех играх: огромная ростовая кукла. И как положено талисману турнира, между матчами он становился в специально приносимые для него ворота и ему пробивали пенальти. Сначала три мальчика, потом три девочки. И так весь турнир. Кто из очередной тройки забивал больше, тот и получал приз – футболку или мини­футбольный мяч от Ассоциации мини­футбола России и Фонда Михаила Прохорова. Причём, к пробитию пенальти допускались только болельщики.
      Но и участникам турнира сезона 2008–2009 годов было где развернуться. Соревнования по проекту «Мини­футбол – в школу» проходили весь осенне­зимне­весенний период. Как говорят организаторы, сами соревнования – это лишь часть проекта. Четыре года назад в такие же весенние каникулы состоялся первый финал. Он был в Санкт­Петербурге. Тогда участвовало всего двенадцать команд. Сегодня география проекта «Мишка» простирается от Калининграда до Южно­Сахалинска. А если с севера на юг, то на сегодняшнем финале самая северная команда – поселка Искателей из Заполярья и самая южная – из Грозного.
      И возрастной диапазон расширился: с десяти до семнадцати лет. Теперь в соревнованиях принимают участие и девочки. В финале­2009 уже семьдесят пять команд.
      Учитывая нежный возраст игроков, нельзя говорить о командах­фаворитах, показывающих стабильную игру из года в год. Но достойными представителями регионов­фаворитов стали команды Урала и Сибири – российской Мекки мини­футбола. Похвального слова заслуживают команды детских домов и школ­интернатов. Они всегда показывают, может быть, не самую умелую, но очень напористую игру. В этот финал пробились две такие команды, причём девочек из интернатов Кирова и Ростова­на­Дону. Девочки из Кирова бились за первое место. Проиграли, заняли второе, но сражались футболистки отчаянно.
      Сегодня «Мишка» стал уже и заметным спортивным событием. На турнире тренеры­селекционеры из профессиональных футбольных и мини­футбольных клубов приглядывали себе будущих игроков. В этом заслуга многих тренеров проекта. Слышал много добрых слов в адрес Василия Анатольевича Фадеева из города Берёзовского Свердловской области. Того самого поселения (тогда он назывался Берёзовым), куда был сослан Петром II опальный Александр Меньшиков. К слову сказать, команда Фадеева – мальчики 1994–1995 годов рождения – заняла первое место.
      Достоин упоминания организатор мини­фубольных баталий в Московской области Владимир Георгиевич Салата. Успешно работает в Северо­Западном регионе Валерий Иванович Видрих, а на Урале и в Сибири – Юрий Владимирович Любимов. В Приволжье дело двигается благодаря Юрию Владимировичу Звездину. И уж самых высоких похвал заслуживает Аркадий Александрович Акопян из Южного федерального округа, которому удалось увлечь школьным мини­футболом людей самых разных национальностей и конфессий...



    • КУЛЬТУРА ДУХА

      ИМПЕРАТИВ ВЕКА:
      овладение человечеством абсолютным ресурсом жизни

      Новая ось социального мира


      Дух человечества – эволюционная тяга планеты. От его состояния зависит качество мировых процессов.
      Ось современного мира – эгоцентризм духа, вокруг которого вращается технократическая цивилизация. Масштаб и скорость ее материальной глобализации обратно пропорциональны происходящим в ней духовным процессам.
      Этот дисбаланс между телом и душой планетарного духа есть болезнь мира, вызов, брошенный эго-духом эволюции человечества, его земному и космическому назначению. Веление эволюции – овладеть человечеству абсолютным ресурсом жизни и создать новую ось социального мира – культуру духа как творческое отражение божественности на земле.


      Кризис и культура

      Уважаемый читатель! Исходя из насущной необходимости философского рассмотрения мирового кризиса в его истинном свете – в свете культуры, мы вынуждены на время прервать последовательный ход развития идеи духа. В последующих публикациях мы вернемся к предмету нашего исследования. В конце апреля редакция журнала планирует провести очередной «круглый стол» под названием «Культура как духовный ресурс преодоления кризиса» и опубликовать выступления его участников...


    • ЕВРОПЕЙСКОЕ КАЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

      В последние годы наше государство уделяет особое внимание развитию фармацевтической промышленности и проблемам обеспечения населения лекарственными средствами. России необходимо фармацевтическое производство, соизмеримое с потребностями страны.

      Среди практических шагов в русле реализации этой задачи разработка Стратегии развития отечественной фармацевтической промышленности до 2020 года: формирование этой стратегии Правительство Российской Федерации в прошлом году поручило Министерству промышленности и торговли России. В этой стратегии значительное место отводится развитию замещения импортируемой продукции отечественной. Для достижения высокого европейского качества лекарственных препаратов и возможности реализовывать их по доступным ценам проводится политика поощрения тех зарубежных производителей, которые создали на российской территории своё производство. Однако сложная финансово­экономическая ситуация во всём мире повлекла за собой спад производства и сделала инвестиционный климат менее благоприятным, создав дополнительный риск обеспечению лекарственными средствами. В настоящее время широко обсуждаются различные формы поддержки отечественного производства. Одним из перспективных направлений в программах импортозамещения может стать – и уже становится – приглашение зарубежных фармпроизводителей открывать в России производственные площадки полного цикла с юридическим статусом «отечественных компаний» – с российскими регистрацией, кадрами и уплатой налогов. До последнего времени многие зарубежные крупные фармкомпании не решались создавать полноценные предприятия в России, сомневаясь в возможностях вести стабильный бизнес в нашей стране и предпочитая менее затратный путь – импортировать свою готовую продукцию. Одной из первых зарубежных инновационных фармкомпаний, открывших своё производство в России, стала французская компания «Сервье»...
       



    Яндекс.Погода

       
    Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
    Тел.:
    E-mail: info@ros-idea.ru