Архив выпусков журнала » Федеральные выпуски » 2008 год » КЗЖ №6 -2008





№6–2008




СОДЕРЖАНИЕ

  • ВЕЛИЧИЕ ДУХА
    Любовь и молитва
  • ГОСУДАРСТВО И ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН
    О.Г.Борзова. Формирование здорового образа жизни
  • ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
    Опыт формирования здорового образа жизни учащихся подмосковья
    Школе–95! Школа – ягодка опять
    Будь здоров, малыш!
    Здоровье школьников – забота государства
    Осень, школа, фестиваль
    О важной доброй традиции...
    Кадеты – тоже дети
    Маршрутами школьных автобусов
    Наукоград Российской Федерации
    Что едят мытищинские школьники
  • "КРУГЛЫЙ СТОЛ"
    Культура народа как основа национальной политики:
    республика Саха (Якутия) в семье народов России
  • СЛАВНЫЕ ДАТЫ
    Якутские поляки
  • РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
    Школа здоровья и радости
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
    15 лет добрых дел
  • ОБЩЕСТВО
    Боковой тренд на рынке труда
  • НАУКА И МЕДИЦИНА
    Наномедицина уже в России
  • ОТЕЧЕСТВО
    Мы с тобой казаки – дети русского поля
  • СПОРТ
    Мини – по максимуму



    • ЛЮБОВЬ И МОЛИТВА

      9 декабря 2008 года русский народ провожал своего Патриарха в последний путь. Более восьмидесяти тысяч верующих пришли в храм Христа Спасителя в Москве проститься со Святейшим. Скорбь и любовь, слезы и молитва: кончина Алексия II воспринималась тысячами людей как личное горе, как утрата близкого любящего человека, как духовное сиротство.

      Любовь Патриарха к людям была настолько велика, что каждый общавшийся с ним ощущал ее на себе, знал, что Святейший его любит и о нем лично молится. Обладая феноменальной памятью, он помнил имена даже единожды встретившихся людей, помнил их личные проблемы и всегда поддерживал, духовно укреплял, заботился и всеми силами старался облегчить жизнь. В ответ люди стремились стать достойными его любви, исправиться и жить по Евангелию. Любовь Святейшего преодолевала любые разногласия, даже в таких сложнейших вопросах как соединение двух ветвей Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. За десятки лет разделения сложились непримиримые разногласия, непреодолимые предрассудки и непоколебимые мнения, которые можно было покрыть только огромной любовью и только миром. В словах Патриарха о мире, любви и единении было столько личного духовного опыта, что существующие преграды казались мелочными, преодолевались любовью.
      Все окружавшие Алексия II отмечают его любовь к богослужениям, говорят, что именно в них он черпал силы для активной творческой жизни. Частые Патриаршие богослужения стали неиссякаемым источником веры и общения с ним для православных россиян. В постсоветской России для духовного укрепления паствы, состоящей в основном из неофитов, был необходим пример истинного благочестия и личного духовного подвига. Святейший воспитывал деятельную верующую православную молодежь, способную к творчеству и созиданию.
      Семнадцать лет его патриаршества – время тяжелейших потрясений, испытаний в истории нашей страны. За эти годы мы начали жить в другом государстве, приняли новую Конституцию. Как важно было дать людям надежду, вывести их в первую очередь из духовного кризиса. Духовное возрождение России осмысливалось Святейшим как национальная идея. Результаты превзошли все примеры 2000-летней истории христианства: за 17 лет Патриаршества количество храмов в России превысило 30 тысяч, а число монастырей – более семисот. В этом бесспорная заслуга Святейшего, труды которого были направлены, прежде всего, на возрождение духовной жизни в людях. Каждый храм – свидетельство трудов деятельной общины прихожан.
      Даже на высоте своего святительского достоинства Алексий II был кротким и простым в общении человеком, проявлял глубочайшее смирение. С ним было невероятно легко и просто общаться. Трудами Святейшего, под влиянием обаяния его личности сложились теплые взаимоотношения с представителями других церквей и конфессий. Это способствовало установлению мира внутри многонациональной и многоконфессиональной России. Любящий пастырь и отец, он сорадовался и сопереживал всем. Истинный патриот с государственным мышлением, величайший деятель своей эпохи, миротворец, он всегда будет служить примером любви и веры, духовной стойкости и высочайших человеческих поступков.


      ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
      Залогом процветания любого государства является в первую очередь здоровье его граждан.

      О.Г. Борзова, председатель Комитета по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ, заслуженный врач РФ

      Наше здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни мы ведем. Формирование здорового образа жизни в 2009 году становится приоритетным направлением национального проекта «Здоровье». В федеральном бюджете 2009 – 2012 годы на формирование здорового образа жизни выделено 3,5 млрд.рублей. Финансирование на здравоохранение в целом в 2009 году увеличится на 25%, а к 2011 году – в 1,7 раза (по национальному проекту – в 1,3 раза). Сейчас численность населения нашей страны составляет примерно 143 млн. человек. В стране две трети населения не занимается физкультурой. На занятия спортом и оздоровление организма среднестатистический россиянин тратит 5 – 6% семейного бюджета, в то время как на табачные изделия – до 15%. К счастью, ситуация начинает кардинально меняться. Приоритеты государственной политики в отношении здравоохранения на 2009 год – это борьба с онкозаболеваниями и формирование здорового образа жизни...



      ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ ПОДМОСКОВЬЯ

      Л.Н. Антонова, министр образования Правительства Московской области

      Я очень рада, что журнал, пользующийся авторитетом в стране, уделил пристальное внимание опыту работы в системе образования моего родного Подмосковья. Это свидетельствует о том, что результаты нашей работы по формированию у школьников навыков здоровой и успешной жизни вызывают интерес. В своем послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь». Понимая это, мы всегда уделяли и уделяем первоочередное внимание всему комплексу вопросов, обеспечивающих сохранение и развитие физического и духовного здоровья наших школьников. В массовых спортивных акциях, в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни, участвуют сотни тысяч школьников и, что очень важно, их родителей. В образовательных учреждениях внедряются здоровьесберегающие технологии, проводится большая работа по профилактике вредных привычек. В этой работе мы получаем полную поддержку руководства области, и прежде всего губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, который сам является мастером спорта и считает формирование здорового образа жизни одной из приоритетных задач в своей деятельности.
      В Подмосковье создаются спортивные сооружения, не имеющие аналогов не только в стране, но и в мире, причем двери этих дворцов спорта всегда открыты для школьников и молодежи. Каждая вновь построенная в области школа имеет все необходимое для сохранения здоровья школьников: спортивные залы, бассейны, стадионы, столовые, медицинские кабинеты с самым современным оборудованием.
      «Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни», – писал греческий философ Демокрит. Я уверена – эта болезнь излечима. На страницах этого номера вы найдете примеры нашей работы по формированию здорового образа жизни школьников, наш опыт, которым мы готовы поделиться.




      ШКОЛЕ - 95! ШКОЛА - ЯГОДКА ОПЯТЬ

      В новый учебный год – в новую современную школу!
      В подарок к новому учебному году учителя и учащиеся Ивантеевской школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов получили школу-новостройку.


      Эта школа буквально выстрадана. Ведь два года учащимся и педагогическому коллективу пришлось заниматься в помещениях, не совсем предназначенных для учебного процесса: из старого, аварийного здания их перевели в два детских сада. Но такое положение не могло продолжаться вечно. Решение о строительстве нового здания принял губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов по просьбе главы города Елены Васильевны Сухановой. Финансирование велось из областного и городского бюджетов. На строительство ивантеевской школы №1 израсходовано 516 миллионов рублей. Новая первая рассчитана на 825 учащихся. Красавица-школа построена в очень короткие сроки – практически за восемь месяцев и сдана в юбилейный год не только для города (Ивантеевка отметила 70-летие), но и для самой школы (95 лет с момента ее открытия в 1913 году).
      В августе на торжественном открытии школы-новостройки присутствовали почетные гости: губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов, первый заместительпредседателя правительства Московской области Александр Васильевич Горностаев, министр образования правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова, заместитель министра строительства Московской области Владимир Федорович Житкин и глава города Ивантеевки Елена Васильевна Суханова. Губернатор вручил награды Московской области строителям и учителям школы, а начальник отдела строительства ОАО «Мособлтрансинвест» Виктор Тютюник – символический ключ от школы-новостройки директору школы Людмиле Ивановне Гречкиной.
      С литературно-музыкальной композицией, посвященной Дню знаний и открытию столь долгожданной школы, выступили учащиеся. Почетный выпускник школы 1956 года, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Александр Сергеевич Иванченков открыл закладной камень, на месте которого скоро будет установлен памятник Екатерине Григорьевне Трубниковой – первому директору школы и основательнице образования в нашем городе. Завершилось торжественное открытие школы №1 трогательным музыкальным номером, кульминацией которого стали взмывшие в синее небо белые голуби...



      БУДЬ ЗДОРОВ, МАЛЫШ!

      В Уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

      Дошкольный возраст характеризуется бурным развитием основных функциональных систем, которые cпособствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития. Проблема воспитания и обучения здорового ребенка давно вышла за рамки медицинской и превратилась в социальную и психолого-педагогическую.
      Система муниципального дошкольного образования городского округа Домодедово включает 32 дошкольных образовательных учреждения, в которых большое внимание уделяется воспитанию культуры здорового образа жизни в период детства. Полноценному решению этой задачи способствует создание единого информационного пространства для обучения основам здорового образа жизни, формирования мотивации к нему и коррекции нарушенных функций детей дошкольного возраста. Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений городского округа Домодедово постоянно работают над созданием здоровьесберегающей системы образования и оздоровления детей дошкольного возраста.
      За последние годы во всех дошкольных образовательных учреждениях, в том числе и в малокомплектных детских садах, введены ставки инструкторов по физической культуре и созданы необходимые условия для осуществления качественного образовательного процесса и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, создана физкультурно-спортивная среда для обогащения организованных и самостоятельно игровых форм двигательной активности детей дошкольного возраста. Оснащение спортивных залов и спортивно-игровых зон, наряду с традиционным оборудованием, специальными спортивно-игровыми комплексами, тренажерами, разнообразным спортивным инвентарем, способствует максимальной реализации потребности ребенка в движении как в свободной двигательной деятельности, так и в процессе организованных занятий. Не случайно более 80% дошкольных образовательных учреждений выбрали приоритетом в своей работе физкультурно-спортивное направление.



      ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ - ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА

      Людям взрослым свойственно сравнивать годы,когда учились они сами, с временем нынешним. И сегодня как родители, так и учителя согласны с тем, что тот объем знаний, информации, который детям необходимо получить и усвоить за одиннадцать школьных лет, значительно увеличился.

      К тому же мало кто из школьников ограничивается рамками основной школьной программы. Большинство используют возможности дополнительного образования, причем не только творческого или спортивного плана, но и связанного с достижением научных вершин. Дети заняты с раннего утра до позднего вечера. И руководство школ должно грамотно планировать учебный день, чтобы не допустить переутомления, чтобы помочь детям рационально использовать свое время, научить их в том числе и этому. Чтобы умело сочетать умственные нагрузки и, к примеру, занятия спортом.
      Это, конечно, здорово, что дети стали получать в школах более современное образование за счет новых технологий, нового оборудования. Но педагоги должны помнить и о том, что их основная задача – выпустить во взрослую жизнь не только грамотного, но и здорового человека. К сожалению, согласно российской и мировой статистике, около 50 % детей, поступающих в начальную школу, имеют те или иные хронические заболевания. Ставить школе задачу «улучшить здоровье детей» – не совсем правильно. Все-таки это больше задача медиков, чем педагогов. Но сделать так, чтобы процент детей с хроническими заболеваниями за годы учебы не увеличился, это задача в том числе и наша. Управление образования Клинского муниципального района над решением этой задачи не только задумывается, но и принимает конкретные меры.
      Специалистами Управления образования, педагогами и медиками района разработано несколько муниципальных программ, которые школы используют в своих работах: «Профилактика наркомании и токсикомании», «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», «Формирование экологической культуры». В районе 39 общеобразовательных школ и 43 дошкольных учреждения, и по этим программам работают более 90% из них.
      Используются и те программы, которые рекомендованы Институтом физиологии подростков. Наш лицей №10 имени Д.И.Менделеева является научно-экспериментальной площадкой этого института, где как раз и апробируются такие программы, как «Правильное питание», «Две недели в лагере здоровья», «Все цвета, кроме черного». Здесь под руководством сотрудника Института физиологии подростков, координатора и одного из соавторов этих программ Александры Германовны Макеевой производится мониторинг здоровья детей, анкетирование, используются специальные методики и тренажеры...



    • ОСЕНЬ, ШКОЛА, ФЕСТИВАЛЬ

      Наконец-то дождались! Праздник педагогического мастерства учителей сельских школ. И действительно, такого еще не было в Московской области и поэтому особенно приятно, что накануне международного Дня учителя состоялся фестиваль учителей сельских школ «Подмосковные зори»...

      Сельская школа – школа особенная. Современная жизнь не стоит на месте, а непрестанно движется вперед. Мы живем в XXI веке, и в Московской области практически не осталось сельских школ с печным отоплением и «удобствами» во дворе. Каждая третья школа в Московской области сельская, и в каждой из них работают современные, талантливые учителя. Фестиваль учителей сельской школы с красивым названием «Подмосковные зори» еще раз это показал.
      Нам повезло: мы открывали фестиваль на Коломенской земле, овеянной подвигами и славой наших далеких предков, земле, связанной с именами Бориса Пильняка и Ивана Лажечникова, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, Сергия Радонежского и Дмитрия Донского... Мы встречали лучших учителей юго-востока Московской области: из Озерского, Луховицкого, Зарайского, Серебряно-Прудского, Каширского, Ступинского и других районов. Это двадцать пять педагогов-победителей и участников областного конкурса «Педагог года», конкурсного отбора лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Были среди них и педагоги Коломенского района:
      – Евгений Нескородев – учитель русского языка и литературы Акатьевской средней общеобразовательной школы;
      – Светлана Баранникова – учитель Песковской средней общеобразовательной школы;
      – Светлана Маглели – учитель биологии Сосново-Борской средней общеобразовательной школы. Первой гостей принимала Карасевская средняя общеобразовательная школа – победитель районного конкурса «Школа года-2008», победитель ПНПО-2008 года. Встреча гостей, короткая экскурсия по школьной территории и школе. Времени мало, а посмотреть есть на что.
      Карасевская средняя общеобразовательная школа – это не лицей, не гимназия. Обычная сельская школа. Обычная –в хорошем понимании этого слова. Школьную территорию нужно видеть. Писать об этом сложно. Ландшафтный дизайн – это о ней. Да и внутри... Каждый свободный уголок школы – зимний сад с цветами, рыбками, деревьями. Гости обратили внимание на огромное количество растений. В школе большое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию, есть школьное лесничество, научное детское общество.
      После знакомства со школой началось то, ради чего и приехали педагоги, уроки. Их проводили учителя школы-хозяйки и гости, затем короткая презентация школы. Директор школы Елена Григорьева хоть и молодой руководитель (стаж работы директором – 1,5 года), но большая часть ее жизни связана с этой школой – она ее выпускница. Обмен мнениями, впечатлениями от проведенных уроков и дальше в Ступинский район.


      О ВАЖНОЙ ДОБРОЙ ТРАДИЦИИ

      Много хороших традиций в нашем Красногорском муниципальном районе. Одна из них – ежегодный выпуск литературного альманаха «Лирика юной души».

      Началась эта добрая традиция в 1998 году. В декабре 2008 года мы проводим юбилейную презентацию 10-го сборника на тему «Моя семья». Важно отметить, что тематика подбирается не случайно, а заранее планируется, обсуждается на заседании районного методического объединения учителей-словесников. Темы творческих работ всегда актуальны и своевременны.
      Самый первый выпуск был посвящен стихам наших школьников. О своих юных поэтах замечательно написала учитель литературы лицея № 4 г. Красногорска Т.Н. Митрофанова: «Конечно, наши ребята – не настоящие поэты, и, возможно, никогда ими не станут. Но главное – они пережили и еще будут переживать удивительные мгновения настоящего творчества, вдохновения и радости».
      К 200-летию великого Пушкина наши юные творцы посвятили свои стихи любимому поэту. Учителя-словесники вдохновили детей на творческий поиск, размышления, собственные исследования, создание очерков-путешествий по пушкинским местам.
      К 70-летию Подмосковья дети рассказали о родном доме, о своей малой родине, о великой силе духовного мира. Тема «О любви разговор поведем…» дала возможность и вдуматься, и высказать сокровенное: о любви к своей семье, о трепетном восхищении красотой окружающего мира, о надежде и ожидании Любви и Счастья… А самое главное – дети открывают наш большой мир для себя и хотят быть в нем счастливыми и любимыми!
      Говоря о главном историческом событии нашей страны – Великой Отечественной войне, нельзя сказать иначе: «Как могут эти дни забыться…» В этих творческих работах дети выражают свой протест, выступая против насилия, против войн вообще. Юные авторы находят сердечные слова, дают высокие оценки добрым поступкам в утверждении мира на Земле.
      «Чтобы мир стал добрее…», «Мир, в котором я живу» – в этих работах юные творцы размышляют о своей семье, о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о своей родословной, профессиях своих близких, семейном счастье и о том, что нужно делать для того, чтобы мир стал добрее… Многие дети хотят повторить своих родителей, но при этом резко осуждают взрослых, причиняющих боль. Дети выступают против всякого рода насилия, жестокости. Все дети – за красивый, светлый мир и сердечный теплый дом.
      О культуре речи, о развитии современного русского языка, об истоках слова русского дети представили практически свои исследования в сборнике «От Слова – до Пушкина, от Пушкина – до наших дней». Пробуя «свое перо», дети не могли не затронуть пушкинских времен, так как русская культура сопряжена с именем великого творца. Немало своих стихов посвятили дети любимому поэту.



      КАДЕТЫ – ТОЖЕ ДЕТИ

      В муниципальном общеобразовательном учреждении Кадетская школа Люберецкого района создаютсЯ условия для раскрытия творческой индивидуальности учащихся в процессе усвоения ими культурных норм и общечеловеческих ценностей.

      Кадетская школа – социальный институт общеобразовательного развития, имеющий целью обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления и восстановления здоровья, личностного и профессионального определения в гражданских позициях, связанных с защитой Отечества, чести и достоинства граждан; воспитание в подростке качеств, достойных человека; формирование общей культуры личности; адаптацию личности к жизни в обществе.
      Особенность кадетской школы состоит в том, что в ней основным объектом усвоения являются нравственные отношения, которые не позволяют физическую, интеллектуальную и духовную силу использовать во зло даже в агрессивной среде.
      Большая работа проводится по сохранению и укреплению здоровья детей. Ежегодно проводится ранняя диагностика психического и физического здоровья пятилетних детей на предмет их готовности к обучению, медицинским работником и классными руководителями ведется учет детей по группам здоровья, организованы группы лечебной физкультуры; проводится углубленный медицинский осмотр учащихся 7-11-х классов, много лет в школе работает психологическая служба и логопедический кабинет.
      С каждым годом расширяется сеть спортивных кружков и секций. Организуются спортивные секции по волейболу, каратэ, рукопашному бою, теннису, фехтованию. Ежегодно проводятся систематические ремонтные работы спортивных площадок и стадиона МОУ.
      В школе реализуется программа по травмобезопасному поведению детей, с использованием информационного Центра областного управления ГИБДД.
      Организована работа творческих коллективов: бальные танцы, народные танцы, ритмика. Кадеты принимают активное участие в городских и областных соревнованиях. Ежегодно учащиеся участвуют в областных слетах патриотических объединений, соревнованиях «Защитник Отечества», «Щит и меч» и «Кадетский сбор». Традиционным в школе стал военно-спортивный праздник «Русский солдат – умом и силой богат». Ежегодно кадеты школы занимают призовые места в соревнованиях допризывной молодежи. Учителями рисования проводятся выставки детских рисунков «Да здравствует спорт!».



      МАРШРУТАМИ ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ

      Важнейшей составляющей в решении стратегической задачи обеспечения доступности качественного образования учащимся Серпуховского муниципального района, независимо от места их проживания, является создание устойчивой и безопасной системы транспортного обеспечения образовательного процесса.

      Количество обучаемых составляет 2800 человек. 558 учащихся (20%) из 40 населенных пунктов ежедневно пользуются транспортными услугами автоколонны № 1790 «Мострансавто» (всего на территории района 14 маршрутов), железнодорожного транспорта, ведомственных автобусов. 324 ученика (12%) доставляются к образовательным учреждениям школьными автобусами, поставленными в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В базовых школах с филиалами относительное количество обучаемых, нуждающихся в транспортных услугах, существенно выше. Так в Данковской СОШ это 60%, а в Липицкой СОШ – 37%.
      Можно определить следующие системные составляющие деятельности в этом направлении муниципальных органов управления образования и администрации образовательных учреждений:
      1. Формирование маршрутной сети, оптимальной с точки зрения времени доставки учащихся в образовательные учреждения, безопасности, а также расходования нефтепродуктов.
      2. Комплексная экспертная (представители дорожной службы, ОГИБДД) оценка каждого маршрута с составлением акта обследования, последующее оформление паспорта каждого маршрута и внесение в реестр маршрутов Министерства транспорта Правительства Московской области.
      3. Определение мест парковки и организаций, осуществляющих техническое обслуживание, ремонт, предрейсовый технический осмотр транспортных средств и предрейсовое медицинское освидетельствование водителей. 4. Подбор, обучение и переподготовка водительского состава.
      5. Разработка локальных нормативных актов по охране труда при перевозках детей (Инструкции руководителю образовательного учреждения, водителям, сопровождающим лицам и учащимся).
      Определенные объективные трудности возникают при решении задачи парковки автобусов. В Серпуховском муниципальном районе есть только одно автотранспортное предприятие – «Автоколонна №1790 «Мострансавто» имеющая лицензии на производство всего пакета услуг по организации эксплуатации школьных автобусов.



      НАУКОГРАД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      МуниципальнаЯ система образования живет и работает в очень непростое и исключительно ответственное время – период созидательного развития и качественного обновлениЯ системы отечественного образования.

      Национальные проекты, целевые программы, продвижение лучших образцов инновационных образовательных технологий в активе педагогов! Профессиональное мастерство, знания, стремление к творческому поиску, мудрость и настойчивость определяют успешность деятельности педагогов Реутова. Педагогическое сообщество города всегда ощущало поддержку Министерства образования Московской области, ГОУ ВПО «Академия социального управления», ГОУ «Педагогическая академия последипломного образования», Московского государственного областного университета, МГТУ им. Н.Э. Баумана. Мы дорожим профессиональным и личным сотрудничеством с ними. Благодаря тесному взаимодействию с данными организациями в нашем городе успешно реализуются проекты, которые перевели муниципальную систему образования на новый качественный уровень.
      В 2003 году город Реутов приобрел новый высокий статус – наукоград России. В программе развития города как наукограда Российской Федерации сделан упор на совершенствовании школьного образования для адаптации его к научно-технической деятельности, на рост интеллектуального потенциала. Совместными усилиями педагогов, ученых, научной общественности города была создана муниципальная программа по работе с интеллектуально одаренными детьми. Ежегодно создается городская временная творческая группа для реализации мероприятий программы.
      В городе создана целостная система по подготовке кадров для города-наукограда. Сложилась система работы с интеллектуально одаренными детьми, четко прослеживается сопровождение способных детей «От детского сада до вуза», проводятся интеллектуальные соревнования, конкурсы, конференции, главным результатом которых является широкое вовлечение детей и педагогов в проектную и исследовательскую деятельность. Для воспитанников дошкольных образовательных учреждения с 1999 года проводится городской конкурс «Юные интеллектуалы» (научный руководитель профессор МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И.Савенков). В рамках обобщения передового опыта на конкурс приглашаются представители дошкольного образования городов-наукоградов Троицка, Королева, Дубны, Жуковского.
      Городской конкурс «Знайка» для учащихся начальной школы проводится с 2004 года, основными целями которого являются активизация работы по выявлению одаренных детей и создание условий для реализации интеллектуальных способностей учащихся начальной школы. Конкурс включает задания повышенной сложности по математике, русскому языку, логике и обязательно экспериментальное задание.



      ЧТО ЕДЯТ МЫТИЩИНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ?

      Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности.

      Для улучшения здоровья детей и обеспечения их сбалансированным, рациональным питанием в школах Мытищинского муниципального района второй год реализуется целевая программа «Улучшение состояния питания учащихся общеобразовательных учреждений Мытищинского муниципального района на 2007 – 2010 годы». Главная задача Программы – создание условий для более полного охвата обучающихся общеобразовательных учреждений качественным горячим питанием. В Мытищинском муниципальном районе питание учащихся организовано в двадцати восьми общеобразовательных учреждениях. В двадцати одной школе столовые работают на сырье; в двух школах – доготовочные столовые; в пяти школах – буфеты-раздаточные.
      Права на организацию питания в школах района определяются на конкурсной основе. Основные требования к соискателям – это соблюдение всех требований санитарного законодательства, предоставление сбалансированного меню. В рамках реализации Программы проведены следующие мероприятия:
      – конкурс на организацию питания в школах района;
      – питание детей организовано по 10-дневному меню, разработанному с учетом современных рекомендаций по детскому питанию и согласованному с Управлением Роспотребнадзора по Московской области;
      – увеличена стоимость адресного горячего питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. С марта 2008 года в школах предоставляется адресное горячее питание детям из многодетных и малообеспеченных семей стоимостью 69 рублей (завтрак – 31 рубль, обед – 38 рублей), а также каждый ребенок может приобрести завтрак и обед платно;
      – учащимся 10-11-х классов предоставляется льготный горячий завтрак стоимостью 31 рубль путем частичной компенсации: за счет средств бюджета – 11 рублей и 20 рублей за счет средств родителей;
      – проводятся мероприятия по укреплению и модернизации материально-технической базы пищеблоков в образовательных учреждениях.
      За счет средств бюджета Мытищинского муниципального района, бюджета Московской области для школ приобретено в этом году 85 единиц технологического оборудования на сумму 1 млн. 772 тысячи рублей.
      В рамках реализации регионального комплексного проекта модернизации образования в 2008 году на средства федерального бюджета приобретено технологическое оборудование для пищеблоков 16 школ в количестве 41 единицы, 131 комплект мебели за счет областного бюджета.



      "КРУГЛЫЙ СТОЛ"

      11 ноябрЯ 2008 года Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, Московский дом национальностей и редакция журнала «Культура здоровой жизни» провели «круглый стол», посвященный Дню государственности Республики Саха (Якутия) на тему «Культура народа как основа национальной политики: Республика Саха (Якутия) в семье народов России».

      Заседание открыл Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ Александр Константинович АКИМОВ.

      Добрый день, дорогие коллеги и друзья! Тема нашего сегодняшнего разговора выбрана не случайно. Около 20 лет назад Якутия первой в России, разработала и приняла Концепцию государственной национальной политики, призванной обеспечить равенство всех народностей перед законом и создать условия для развития национальной культуры. Сегодня в Республике Саха (Якутия) проживают представители 126 народностей. И в области межнациональных отношений республика стоит на передовых позициях. По инициативе ее Первого Президента Михаила Ефимовича Николаева было создано общественное движение «Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)». В состав Ассамблеи входят все национально-культурные объединения республики. Зарегистрировано 56 объединений, в которые входят люди самых разных национальностей, активно участвующих в общественно-политической жизни региона. Особую значимость для нас имеют такие понятия, как толерантность, уважение к другой культуре. Якутия стала традиционным местом проведения крупных международных, всероссийских и республиканских форумов малочисленных народов Севера. В республике принята Концепция освоения Арктики, основанная не только на традиционных видах хозяйствования коренных народов Якутии, но и на их уникальном коллективном опыте жизнеобеспечения... Реализуется Целевая программа языкового строительства, что обеспечивает фундаментальные основы для развития межнациональных отношений, внедрение в учебные заведения многоязычия, создание баланса разнообразия и общности культур.



    • ЯКУТСКИЕ ПОЛЯКИ

      Сергей ПОНОМАРЕВ

      Интересно устроена история! Два участника польского восстания против царизма – В.Л. Серошевский и Э.К. Пекарский, отправленные за неповиновение царскому режиму в край ледяного безмолвия, оказались желанными гостями в далекой Якутии и прожили в этом холодном краю долгие и, как оказалось, лучшие годы

      Именно этим двум выдающимся людям было посвящено мероприятие, проходившее 1 декабря 2008 года в Москве в конференц-зале Польского культурного центра. На вечере, посвященном 150-летним юбилеям государственных и общественных деятелей Польши,– этнографу-сибиреведу Вацлаву Леопольдовичу Серошевскому и Почетному академику АН СССР, этнографу и языковеду Эдуарду Карловичу Пекарскому, было много гостей, так или иначе причастных к этой знаменательной дате.
      В.Л.Серошевский прожил в Якутии четырнадцать лет, Э.К. Пекарский – двадцать. Молодые, образованные, отважные люди выжили в суровых северных условиях благодаря участию в их судьбе и помощи северян. Они же в свою очередь внесли весомый вклад в культурное становление народа, населяющего северно-восточную окраину Российской империи. Директор Польского культурного центра, советник Посольства Республики Польша доктор Хероним Граля, открывая вечер, сам удивился тому, насколько духовно близко находятся такие, казалось бы, разные народы, как якуты и поляки.
      Гостям вечера в подарок раздали книгу В.Л. Серошевского «Якуты», написанную по-русски. За этот труд ее автор был признан в российских ученых кругах, принят в Российскую академию наук. Это было первое не только в России, но и в мире фундаментальное исследование жизни, быта, хозяйственной деятельности, обычаев, верований, традиций, особенностей одежды и пищи народов, населяющих современную Республику Саха (Якутия). Вацлав Леопольдович Серошевский оставил потомкам всеобъемлющий труд, рассказывающий о Якутии конца XIX века. По сути, эта книга представляет собой энциклопедию жизни якутов...


    • ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И РАДОСТИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

      Л.С.Григорьева

      Философы, педагоги, социологи, психологи, медики едины во мнении: для развития образовательной системы настоящий период стал, с одной стороны, крайне неблагоприятным для успешной деятельности образовательных учреждений в материально-моральном аспекте, а с другой стороны, выступил как стимулятор деятельности постсоветской школы и потребовал модернизации всей образовательной системы, в том числе ее инновационной деятельности.
      Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя, общие тенденции развития инновационного образовательного процесса, его методологии освещены в трудах крупнейшего российского ученого, выдающегося педагога и психолога современности В.А.Сластенина.
      По его утверждению, наша школа переживает этап радикального инновационного процесса, вызванного перестройкой всей жизни общества, который уже привел к переосмыслению теоретического наследия нашей педагогики, возвращению ее к гуманным основам. Большое значение на стадии внедрения и распространения новшества имеет субъективный фактор, психологическая готовность педагогического коллектива принять новшество. К субъективному фактору относится инновационный потенциал школы – способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
      Инновационная деятельность образовательных учреждений многогранна. Одной из них является деятельность по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. Проблема формирования здоровья учащихся актуальна. Медики, статистики, педагоги отмечают значительное ухудшение здоровья школьников. Факторов снижения уровня здоровья много. Это и массовое распространение курения и употребления алкоголя, токсических и наркотических веществ. Обострение наркотической ситуации вызвало необходимость создания альтернативных, вариативных здравоохранительных и здравотворческих программ, в том числе программы «Школа здоровья и радости» и введение их в образовательный процесс учебных заведений всех типов как одно из направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
      Проблема формирования у учащихся и учителей установки на здоровый, трезвый образ жизни – проблема формирования гражданина, творческой личности, ее успешной конкурентоспособной жизнедеятельности. Перенос проблемы формирования здорового образа жизни из медицинской сферы в сферу образования – инновация. Мы, педагоги, наблюдаем, изучаем, анализируем, разрабатываем методы оценки риска и формируем рекомендации. Потребность образовательных учреждений в сфере пропаганды охраны здоровья населения и формировании здорового образа жизни входит в противоречие с недостаточным умением педагогов ее реализовать, отсутствием системных, комплексных знаний, умений и навыков не только в формировании здоровья учащихся, но и собственного, индивидуального здоровья.
      Факторами, способствующими успеху нововведений являются Доктрина ЗОЖ, принятая на I Форуме народов РС(Я) за здоровый образ жизни в 2000 году, социальный заказ Президента РС(Я) В.А. Штырова педагогической общественности, образовательным учреждениям, семьям, всем социальным институтам и гражданам республики, прозвучавший на II Форуме народов РС(Я) в 2006 году, а также наше здравосберегающее мышление и технологии.
      Факторами, препятствующими успеху нововведений, являются традиции, обычаи, ритуалы, связанные с употреблением алкоголя, курением, устаревшие знания. «Школа здоровья и радости» – инновационная технология формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к своему индивидуальному здоровью, к своему интеллектуальному потенциалу и к своей готовности к будущей успешной деятельности...


    • 15 ЛЕТ ДОБРЫХ ДЕЛ

      Лев ХАНИКЕЕВ


      В каких-либо особых представлениях Международный центр народной помощи «Благовест», которому недавно исполнилось 15 лет, не нуждаетсЯ, так же как и его президент и бессменный руководитель – первый заместитель председателЯ Комиссии Совета Федерации по культуре, член Комитета Совета Федерации по образованию и науке Зинаида Федоровна ДРАГУНКИНА

      Cострадание, стремление помочь попавшему в беду – те чувства, которые испокон века свойственны человеческой душе. Но мало кто из нас превращает их в собственную профессию. 23 октября 1993 года под руководством Зинаиды Федоровны Драгункиной был организован Центр народной помощи. 23 октября 2008 года к ней с поздравлениями пришли друзья.
      Вспоминали события 15-летней давности. В те времена группа энтузиастов в прямом смысле взяла на себя миссию спасения русской нации. Не случайно митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим предложил назвать вновь созданный Центр «Благовестом». Ведь по определению Владимира Даля, «благость – это высшая степень любви и милосердия; соединение всех добродетелей».
      Первоначально Центр поставил своей основной задачей сбор и распределение гуманитарной помощи среди неимущих, детей-сирот, пенсионеров и инвалидов. «Благовест» разместился в двух небольших зданиях, находящихся на территории ВДНХ (нынешний ВВЦ). Тогдашний генеральный директор ВДНХ Вадим Аркадьевич Саюшев не только согласился предоставить благовестинцам площадь, но и стал одним из учредителей Центра. И сегодня, уже будучи на пенсии, Вадим Аркадьевич пришел на юбилей Центра народной помощи.
      Зинаида Федоровна вспоминает:
      – Он принял меня тогда в своем кабинете вместе с Тамарой Алексеевной Куценко, когда-то работавшей секретарем ЦК ВЛКСМ, председателем Всесоюзной пионерской организации, моей коллегой по благотворительности. Вадим Аркадьевич слушал нас не перебивая и в конце-концов произнес: «Подумаю. Приходите завтра»… В результате нам выделили место в соседнем помещении, и работа закипела! Вскоре на одной из площадей ВДНХ мы собрали ветеранов, попутно выпросив у министра обороны походные кухни, сварили для них как в годы войны вкуснейшую гречневую кашу с мясными консервами.
      У «Благовеста» много друзей-помощников. Например, Ольга Ивановна Обухова и ее муж Алексей Александрович – Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Дании. Они встречали все наши самолеты с детьми прямо у трапа и всячески опекали подопечных (а их около тысячи), пока дети находились в Дании. Мы регулярно получали от датских организаций гуманитарную помощь и передавали ее нуждающимся детям, ветеранам, пенсионерам и инвалидам...


    • БОКОВОЙ ТРЕНД НА РЫНКЕ ТРУДА

      А.Г.Роговина


      Рынок труда – это механизм выбора, высвобождающий инициативу и наказывающий неэффективность. Чтобы воспользоватьсЯ его преимуществами, требуетсЯ адекватное пространство альтернатив и доступ к необходимым ресурсам, в том числе информационным

      Свобода выбора не имеет значения для того, кто беден, болен или некомпетентен. В прошлом богатство основывалось на владении землей, затем на производстве товаров. В наши дни оно все больше и больше определяется умственными способностями. Знание характеризуется как символический капитал, который, в отличие от традиционных форм капитала, неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.
      Наращивание добавочной стоимости за счет не числа отработанных человеко-часов, а интуиции и изобретательности опирается на развитие информационных технологий. При этом автоматизация далеко не всегда сопряжена с высвобождением рабочей силы. Доступ врача к компьютерной диагностической системе не лишает его работы, а выводит на принципиально иной уровень, требуя собственных штатов и инфраструктуры для совершенствования, лицензирования и обслуживания технического и математического обеспечения, равно как и для обучения новым возможностям.
      Пока технологические процессы изменялись медленно, каждое поколение могло обучаться новым методам к 16-18 годам (когда начиналась трудовая деятельность), и эти знания в основном были достаточны до выхода на пенсию. Интенсивность современного потока нововведений предполагает массовую трансформацию профессиональных навыков в течение всей жизни. Это означает, в частности, бесперспективность отождествления кадров с издержками, которые необходимо всячески урезать. Люди становятся активами, требующими бережного отношения и инвестиций, важнейшим видом которых является образование.
      Эффективность деятельности в новых условиях зависит не только от объема и актуальности интеллектуального багажа. Необходима привычка к постоянному самостоятельному поиску ответов на неожиданные вопросы, их апробации и интеграции в личную и коллективную практику. Успех в непредсказуемо меняющейся ситуации доступен только тем, кто сосредоточен на реализации возможностей, а не на оправдании ожиданий, кто умеет превращать препятствия в ступени роста. Невыгодное в одних обстоятельствах оказывается на руку в других. Ключевое значение приобретает четкое целеполагание, мобилизация скрытых резервов, готовность к маневру и оперативная обратная связь. Это обеспечивается не укреплением вертикали власти, а доверием и стремлением его оправдать, предоставлением возможностей и оптимизацией использования ресурсов...


    • НАНОМЕДИЦИНА УЖЕ В РОССИИ

      Станислав Емельянов


      СегоднЯ нанотехнологии в фармации рассматриваются в качестве общей платформы расширениЯ возможностей и обеспечения существенных преимуществ длЯ направленной доставки препаратов. Фармацевтические продукты, разработанные и произведенные с применением нанотехнологий, приобретают качественно новые характеристики и могут стать основой значительно более эффективных методов лечения

      Всего десять лет назад создание таких лекарств могло показаться фантастикой, однако сейчас они уже заняли свое место в арсенале врачей и доступны пациентам. Наночастицы, применяемые в качестве средств доставки или собственно лекарств, благодаря своим биологическим, химическим и физическим свойствам, обусловленным их размерами, в ближайшем будущем будут играть одну из наиболее важных ролей в лекарственной терапии. Достаточно широк спектр различных нанометрических систем доставки лекарственных средств. Среди них можно выделить неорганические наночастицы (золотые, силикатные, магнитные и др.), органические (на основе полисахаридов, полилактидов, полиакрилатов), а также липосомы и полимерные наночастицы, в которые инкапсулируются лекарственные вещества. К лекарственным средствам, которые сами могут быть представлены в виде наночастиц, относятся полимерные мицеллы и активные нанокристаллы. Кроме того, посредством нанотехнологий поверхность наночастиц может быть модицифицирована покрытиями, слоями или связками для улучшения таких характеристик, как биосовместимость, направленность действия, участие в биологическом взаимодействии.
      В настоящее время одним из мировых центров нанотехнологий является Ирландия, где не только изучаются все новые возможности применения наночастиц, но уже созданы лекарственные препараты на основе этих технологий. Ирландской компанией Elan Corporation разработана технология NanoCrystal®, которая позволяет производить лекарственные препараты в форме наночастиц.
      Известно, что почти половина новых активных веществ, находящихся в разработке, относится к плохо растворимым. Трудно растворимые липофильные вещества обычно демонстрируют и плохую биодоступность. При этом их биодоступность и токсичность в значительной мере варьируют в зависимости от количества жира, содержащегося в пище. Нанокристаллическая технология может уменьшить эти нежелательные эффекты.
      В основе технологии NanoCrystal® лежит размельчение активных лекарственных веществ и получение активных нанокристаллов. В результате дробления уменьшенное до наноразмеров вещество приобретает свойства растворов, что делает возможным их использование при любом пути введения в организм. Кроме того, благодаря технологии NanoCrystal® оптимизируются уже известные свойства лекарственного вещества. Благодаря увеличенной поверхности у нанокристаллов значительно уменьшается время абсорбции и максимальная концентрация в плазме достигается гораздо быстрее, что позволяет во многих случаях уменьшить дозу вводимого препарата. Этот факт имеет немаловажное терапевтическое и экономическое значение...


    • МЫ С ТОБОЙ КАЗАКИ – ДЕТИ РУССКОГО ПОЛЯ

      Владимир ПЛЕШАКОВ


      В Абинском районе, Что на Кубани,– девятнадцать детских садиков, и в каждом из них есть казачьи группы. Результат дошкольного казачьего воспитания можно увидеть в фестивалях детского творчества, ежегодно проводимых в муниципальном образовании Абинский район.

      В фестивале «Край наш кубанский – родная земля!» приняли участие воспитанники всех казачьих детских садов района. За три года существования этого фестиваля его ни разу не пропустил председатель комитета по военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Коновалов, прекрасно понимая их роль и значение.
      Открывали фестиваль воспитанники детского сада № 33. Весь зал встал, когда казачата исполнили гимн Кубани. А как только зазвучали вступительные аккорды песни «Мы с тобой казаки...», Артем Шестак, Роман Дзюба и Юра Андриенко из старшей группы детского сада № 24 станицы Мингрельской лихо поправили кубанки и воодушевленно запели любимую песню. Мальчишки мечтают стать настоящими казаками.
      Казалось бы, как могут соперничать с городскими дошкольными учреждениями детсады из сел и хуторов – у них ведь меньше технических возможностей. Но зал взрывался аплодисментами, когда выступали ребята из станиц Федоровской и Холмской, хутора Екатериновского и села Варнавинского. Кстати, варнавинским детсадовцам подготовить конкурсную программу помогал сам глава поселения Игорь Хвостиков. Успешно выступили и дошкольники из поселка Ахтырского. Оказалось, что у нас в районе растет такое количество талантов, что вполне может не хватить мест в музыкальных школах и школах искусств района!
      Настоящей звездой фестиваля стала Вика Олькова из детского сада № 34. Маленькая девочка, похожая на Дюймовочку, так задорно исполнила казачью песню, что зал не удержался от бурных оваций и криков «Браво!», а жюри поставило ей высший балл.
      – Эти дети – будущее казачьей Кубани, – сказал при подведении итогов фестиваля глава муниципального образования Абинский район Александр Васильев. – Это замечательно, когда культура славных дедов живет в семьях наших земляков, дети поют казачьи песни и с юных лет знакомятся с историей и культурой казачества. Думаю, что они, когда вырастут, будут помнить эти песни, свою малую родину – Абинский район. В пример всем глава района Александр Васильев на казачий детский праздник и сам пришел в парадной казачьей черкеске. Он подчеркнул, что казачья форма – это гордость каждого коренного кубанца и взрослым казакам нужно показывать пример детям, носить форму...


    • МИНИ - ПО МАКСИМУМУ

      Сергей ЛЮБИН


      Проекты «Мини-футбол – в школу» и «Мини-футбол – в вузы» представлены на IV форуме «Здоровье нации – основа процветаниЯ России», который прошел в выставоЧном зале «Манеж». Презентацию провела АссоциациЯ мини-футбола России, котораЯ разработала проекты вместе с Российским футбольным союзом

      Вузовский проект предполагает регулярное проведение чемпионатов страны среди студенческих команд. Турниры будут проходить в три этапа. Сначала они состоятся в субъектах РФ. Затем их победители выявят сильнейших в Федеральных округах. И, наконец, лучшие по итогам окружных соревнований разыграют первенство страны. Первый всероссийский финал пройдет в Екатеринбурге в мае 2009 года. Помимо медалей призеры финального турнира получат в награду искусственные ковры для мини-футбола размером 40х20 м. Студенческая сборная России будет формироваться из членов команд, участвующих в проекте.
      В рамках проекта предусмотрены не только спортивные соревнования, но и методическая учеба организаторов и педагогов. Запланированы также мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы: участникам проекта будут предоставляться мячи, футболки, спортивные костюмы, методические материалы. Межрегиональные объединения федерации футбола РФС, которые отличатся в смотрах-конкурсах на лучшую организацию работы в рамках проекта, также будут получать в качестве призов искусственные ковры.
      «Идея о том, что пора пересмотреть взгляды на систему физического воспитания учащейся молодежи, многократно выносилась на обсуждение, – комментирует мини-футбольную инициативу министр спорта, туризма и молодежной политики, президент Российского футбольного союза Виталий Мутко. – Специалисты давно говорят о необходимости смещения акцентов в организации и содержании физвоспитания. В качестве аргументов приводятся, в том числе и крайне неудовлетворительные результаты обследования студентов вузов. В последние годы, благодаря усилиям ученых и практиков, созданы хорошие предпосылки для инновационной деятельности в данной сфере высшего образования, для разработки и внедрения в практику новых методических форм занятий физкультурой и спортом. Проект «Мини-футбол – в вузы» должен стать одной из наиболее популярных, массовых и эффективных форм физического воспитания. В условиях вузов для его реализации можно использовать не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные спортивные сооружения. Не требует эта игра и дорогостоящей экипировки и инвентаря»...

       



    Яндекс.Погода

       
    Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
    Тел.:
    E-mail: info@ros-idea.ru