Архив выпусков журнала » Федеральные выпуски » 2008 год » КЗЖ №4 -2008



№4–2008




СОДЕРЖАНИЕ

  • РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ
  • ОБЛАСТНОЙ ДЕНЬ ВЫПУСКНИКА
  • РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
  • ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ!
  • ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  • НОВЫЙ ПОДХОД К СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
  • «ДЕТИ АЗИИ» НА ЯКУТСКОЙ ЗЕМЛЕ
  • НЕСУЩИЕ БЛАГО
  • ВОДА – ЖИЗНЬ – ЗДОРОВЬЕ
  • НОВЕЙШИЕ НАНОБИОТЕХНОЛОГИИ И НАТУРАЛЬНЫЕ БИОКОРРЕКТОРЫ
  • НУЖНЫ ЛИ НАМ АНТИБИОТИКИ?
  • ВАЛЕНТИНА ВОРОНИНА: «НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – ЭТО НАША ЖИЗНЬ»



    • Г.А. БАЛЫХИН,
      председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию

      РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ
      Здоровье нации является одной из приоритетных национальных проблем государства. Беречь и укреплять здоровье подрастающего поколения – важнейшая задача, стоящая перед руководством страны. Российская Федерация, как одна из передовых стран мира, стремится решать на современном международном уровне все вопросы в области здравоохранения.

      Международные усилия в области здравоохранения консолидирует и направляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). «Здоровье для всех» – глобальная стратегия, которая была принята всеми 189 странами – членами ВОЗ, включая Российскую Федерацию. Позже была принята новая версия стратегии – «Здоровье для всех в XXI веке», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира. Указанная стратегия включает две основные цели: укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни; снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями. Как ключевые ценности и этическую основу стратегии «Здоровье для всех в XXI веке» страны – участники ВОЗ закладывают следующие положения:
      – здоровье, как одно из важнейших прав человека;
      – справедливость в вопросах здоровья и его охраны, действенная солидарность стран, групп и контингентов людей;
      – участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней, подотчетность отдельных людей, групп, населения (общин) и учреждений, организаций и секторов.


      Л.Н. АНТОНОВА,
      министр образования Правительства Московской области

      СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ

      Изменение приоритетов государственной политики в пользу демографического развития потребовало формирования новых региональных подходов в сфере поддержки семьи и ребенка, в том числе необходимости воспитания в гражданах чувства ответственности за судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
      В ходе реализации задач по решению проблемы социального сиротства, сформулированных в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации за 2006 год, Правительством Московской области было принято 22 нормативно-правовых акта, из них – 9 законов в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработана целевая программа «О развитии форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и мерах поддержки детей данной категории, на период 2007– 2010 годы»...


       


    • ОБЛАСТНОЙ ДЕНЬ ВЫПУСКНИКА
      В мае 2008 года в щелковском Дворце культуры праздновался областной День выпускника для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятие прошло под эгидой Министерства образования Московской области и администрации Щелковского муниципального района.

      Участников праздника, съехавшихся со всех концов Московской области, приветствовал глава Щелковского муниципального района Александр Ганяев. Он поздравил ребят со вступлением во взрослую жизнь и вручил щелковским выпускникам ключи от новых однокомнатных квартир.

      Выступление главы Щелковского района А.М.Ганяева

      Дорогие выпускники!
      Сегодня в вашей жизни торжественный день. Вы становитесь взрослыми людьми, а это очень большая ответственность.
      Совсем недавно каждый из вас мечтал поскорее стать взрослым, получить интересную профессию и вступить в самоcтоятельную жизнь. Вот и настало то время, когда вам придется принимать решения без чьих-либо подсказок, и только от вас самих теперь будет зависеть, как сложится ваша дальнейшая судьба. Вы – молодое поколение, которое приходит нам на смену, и от того, как вы построите свою жизнь, зависит будущее всего нашего общества...


      Н.Н. ФОМЕНКО,
      начальник Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Электросталь

      РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      В городском округе Электросталь проживает 25125 детей в возрасте до 18 лет. В начале 2008 года на учете в местных органах опеки и попечительства состояло 476 детей, оставшихся без попечения родителей, что составило 2% от общего количества детского населения. Из всех детей, оставшихся без попечения родителей, круглыми сиротами являются только 77 человек, остальные же – это социальные сироты при живых родителях. Дети остаются без попечения родителей главным образом из-за асоциального поведения последних. Так, все воспитанники нашего детского дома – 31 ребенок – из неблагополучных семей, а также из семей с низкими доходами. У 8 детей родители находятся в заключении.
      Состояние здоровья несовершеннолетних также вызывает опасения. Многие дети страдают заболеваниями нервной системы, что ведет порой к отклонениям в психической сфере. Растет количество подростков, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
      По сравнению с 2001 годом вдвое возросло количество неблагополучных семей. Они и составляют основную «группу риска», в которой дети остаются без попечения родителей и за счет которой увеличивается число социальных сирот.
      С целью раннего выявления неблагополучных семей и оказания реальной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в городе создана система взаимодействия различных организаций и структур городской администрации...


       


      Н.Б. НОВИКОВА,
      директор Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области "Социально-реабилитационный центр "Преодоление"

      ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ!

      За годы пребывания в детском доме или интернате ребенок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире. Но легко ли ему будет в дальнейшем отыскать свое место в жизни?

      Процесс социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов имеет свои особенности. Поэтому необходимо оказывать им помощь при вхождении во «взрослую» жизнь в течение первых лет после выпуска.
      Помочь выпускникам интернатных учреждений устроиться и адаптироваться в новых условиях – одна из важнейших задач, которые приходится решать специалистам ГУ СО МО «Мытищинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Преодоление».
      Одно из отделений центра носит название «Социальная гостиница». Оно предоставляет крышу над головой подросткам в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, в том числе детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также выпускникам школ-интернатов и детских домов...


       



      Т.А. ТАРАСОВА,
      заведующая Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Дубна

      ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

      При организации работы территориальных органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних немаловажную роль играет специфика муниципального образования. Здесь необходимо учесть следующие моменты:
      - численность муниципального образования и детского населения в нем;
      - территориальное месторасположение города, прежде всего относительно мегаполиса Москвы;
      - наличие или отсутствие статуса райцентра;
      - наличие или отсутствие поселкового населения;
      - наличие или отсутствие на территории дома ребенка;
      - взаимоотношения, сложившиеся между органами опеки и попечительства (в бытность их органами местного самоуправления) и различными административными структурами, службами и ведомствами, независимо от их подчиненности, направленные на взаимодействие по защите прав детей и профилактике социального сиротства;
      - наличие образовательной инфраструктуры (сады, школы, учреждения дополнительного и профессионального образования).
      Дубна – специфическое компактное муниципальное образование, имеющее статус наукограда и являющееся свободной экономической зоной. Город не является районным центром, достаточно удален от Москвы, что сдерживает приток и транзит беспризорных детей, а также и мигрантов из стран СНГ, отказывающихся от своих детей. Численность детского населения в Дубне составляет около 12 тыс. человек.
      2008 год стал для местной службы по опеке и попечительству в каком-то смысле судьбоносным...


       


      ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ: ИСТОРИЯ И CОВРЕМЕННОСТЬ

      Якутский сельскохозяйственный техникум является одним из старейших средних специальных учебных заведений не только в Республике Саха (Якутия), но и во всем Дальневосточном федеральном округе РФ.

      Земские курсы

      История создания, становления и развития этого учебного заведения начинается в сентябре далекого 1918 г. Тогда по постановлению Народного комиссариата земледелия были открыты земские 4-годичные сельскохозяйственные курсы. В первый год обучения там насчитывалось 24 учащихся и 4 преподавателя, директором был назначен агроном Н.Н. Астраханцев. В 1919 г. курсы были реорганизованы в сельскохозяйственное училище, а 1 октября 1925 г. указом Наркомпросздрава ЯАССР их преобразовали в Якутский сельскохозяйственный техникум.

      Преобразования

      В 1927 г. техникуму было передано опытно-производственное хозяйство, которое располагалось в 5 верстах от Якутска у озера Ытык-Кель. Таким образом, учащимся была предоставлена возможность закрепить полученные теоретические знания на практике.
      В 1929 г. заведение разместилось в новом 2-этажном деревянном учебном корпусе на ул. Ленина, 2 (в настоящее время – ул. Кулаковского), где оно находилось вплоть до 1983 г. К моменту своего полувекового юбилея в 1968 г. сельхозтехникум состоял из пяти отделений: зоотехнического, землеустроительного (1925), ветеринарного (1929), агрономического (1949), лесного (1960). В 1983 г. он переехал в новое 4-этажное каменное здание по ул. Пояркова, 15, где располагается и по сей день. В 1991 г. к Якутскому сельскохозяйственному техникуму был присоединен техникум по подготовке руководящих кадров. В 2005 г. на основании Указа Президента РС(Я) «Об организации подготовки и переподготовки кадров для муниципальных образований РС(Я) в Якутском сельскохозяйственном техникуме» от 1 августа 2005 г. № 2254 при учебном заведении было открыто отделение подготовки руководящих кадров по следующим специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Земельно-имущественные отношения», «Землеустройство» и «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Развитие сельскохозяйственных отраслей, традиционных для народов Севера, в частности, оленеводства, табунного коневодства, а также скотоводства, ставшего одним из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Якутии, позволило с 2006 г. возобновить обучение по специальности «Зоотехния». Основные цели и задачи

      Основная цель учреждения – это реализация программ среднего профессионального образования базового уровня по специальностям, установленным лицензией, и программ овладения рабочими профессиями.
      Основными задачами техникума являются:
      – удовлетворение потребностей личностей в получении среднего профессионального образования, квалификации в избранной области профессиональной деятельности, а также в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
      – удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием путем предоставления гражданам возможности получения соответствующего профессионального образования;
      – формирование гражданской позиции, способностей к труду, развитие ответственности, самостоятельной и творческой активности, адаптация обучающихся к современным условиям жизни.

      Отделения и специальности

      Сегодня, на пороге 90-летнего юбилея, техникум превратился в престижное учебное заведение, где готовят кадры для народного хозяйства на 4 отделениях по 12 специальностям:
      – Агротехнологическое отделение по очной форме обучения со специальностями «Агрономия», «Ветеринария», «Зоотехния», «Ихтиология и рыбоводство», «Охотоведение и звероводство», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология молока и молочных продуктов»;
      – Отделение подготовки руководящих кадров по очной форме обучения со специальностями «Государственное и муниципальное управление», «Земельно-имущественное отношение», «Землеустройство», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Правоведение»;
      – Земельно-лесное отделение по заочной форме обучения со специальностями «Землеустройство», «Земельно-имущественные отношения», «Охотоведение и звероводство», «Технология мяса и мясных продуктов», «Технология молока и молочных продуктов»;
      – Экономико-управленческое отделение по заочной форме обучения со специальностями «Государственное и муниципальное управление», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и «Правоведение».
      На 2007 год в техникуме обучается по данным специальностям 1722 студента, в том числе 716 по очной форме и 1006 по заочной форме...



      НОВЫЙ ПОДХОД К СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

      Два года назад в поселке Светлом Мирнинского района Якутии открылось учреждение среднего профессионального образования новой формации – Мирнинский индустриальный техникум.

      Поселок Светлый – один из самых красивых и молодых в Мирнинском районе. Он расположен в 80 км от столицы алмазного края – города Мирного. Здесь, на реке Вилюй, совсем недавно была возведена третья очередь каскада гидростанций – уникальная Светлинская ГЭС, первая в мире станция на вечной мерзлоте. Мощные опоры-великаны шествуют по тайге, несут энергию алмазным фабрикам Мирного, Айхала, Удачного, Нюрбы, дают тепло и свет охотникам и оленеводам дальних районов Якутии…
      Роль техники в нашей жизни возрастает с каждым годом. Научно-технический прогресс сдерживается не столько дефицитом вычислительной техники и программно-управляемого оборудования, сколько недостатком профессионально подготовленных, квалифицированных специалистов.
      Мирнинский индустриальный техникум дает юношам и девушкам возможность получить профессии, которые жизненно необходимы в настоящее время. Подготовка специалистов, способных осуществлять ремонт действующего, а также монтаж и долговременную эксплуатацию нового оборудования, – одно из важнейших условий стабильной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Именно поэтому строительство и оснащение учебного заведения по подготовке специалистов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики находится под личным контролем Президента Якутии Вячеслава Анатольевича Штырова...




      "ДЕТИ АЗИИ" НА ЯКУТСКОЙ ЗЕМЛЕ

      Минувшим летом в Якутии в четвертый раз проводились Международные спортивные игры «Дети Азии». Мероприятие уже давно шагнуло за региональные рамки: в этом году здесь собрались спортсмены из 16 стран мира, чтобы разыграть 240 комплектов наград.

      Событие мирового масштаба

      С момента, когда была объявлена регистрация на авиарейс в Якутию, журналисты поняли: они едут не на региональное спортивное мероприятие, а на международные соревнования! У регистрационной стойки встретились представители наиболее массовых и престижных спортивных изданий России, телевидения, а также независимые журналисты и корреспонденты зарубежных СМИ. И это в то время, когда вся спортивная пресса должна была, казалось бы, в первую очередь освещать процесс подготовки российских спортсменов к Олимпиаде в Пекине.
      Впрочем, журналистам было уже давно известно, что «Дети Азии» сегодня «выросли» за пределы не только организовавшей их Якутии, но и России: сразу несколько стран мира выразили желание проводить их у себя. Показателен тот факт, что, согласно решению Международного олимпийского комитета, играм «Дети Азии» предоставлено право использовать не только собственную символику (симпатичный мамонтенок), но и олимпийскую – в виде пяти колец, что приравнивает их к Олимпиадам мирового масштаба.
      Семичасовой перелет прошел легко – за это время журналисты смогли познакомиться между собой, почитать путеводители по Якутску. А потом их ждала гостеприимная встреча на «земле Олонхо». Здесь еще жива традиция принимать гостей местным «хлебом-солью»: кумысом и шашлыками из жеребятины. Затем все пошло обычным порядком: аккредитация, получение расписания мероприятий, размещение в гостинице… Кстати, все эти действа происходили на фоне белой ночи (вернее, «белого рассвета»), и красота северного неба придавала привычным процедурам фантастическую сказочную прелесть...

      Немного истории

      Для тех, кто не знаком с историей игр «Дети Азии», совершим небольшой экскурс. Еще в 2004 году, после проведения третьих по счету игр, отчет о них был представлен тогдашним вице-президентом Республики Саха (ныне – Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации) Александром Константиновичем Акимовым в Лозанне на заседании Международного олимпийского комитета. Примечательно, что это был первый подробный отчет от субъекта Российской Федерации со времен появления Исполнительного комитета МОК, основанного, как известно, в 1921 году. Сам факт того, что отчет был заслушан (в переводе на английский, французский и испанский языки), свидетельствует о высоком статусе проекта – это подтвердила и ответная речь Президента МОК Жака Рогге, пообещавшего всестороннюю поддержку играм со стороны Международного олимпийского комитета.
      Первые Международные спортивные игры «Дети Азии» были проведены в 1996 году по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева в честь 100-летия Олимпийского движения. На них собралось 250 юных спортсменов из Китая, Республики Корея, Королевства Таиланд, Монголии, Казахстана, Кыргызстана, Бурятии, Тывы, Агинского автономного округа и Якутии. Было разыграно 225 медалей в 8 видах спорта – легкой атлетике, вольной борьбе, боксе, шашках, шахматах, дзюдо, стрельбе из лука и настольном теннисе. Во Вторых играх приняло участие уже 1170 спортсменов из 23 регионов России и 13 стран мира. Для сравнения: в нынешних четвертых играх участвовали 1854 спортсмена из 16 стран мира, а общее количество участников достигло уже 2500 человек. В составе судейских коллегий работали 85 судей международной категории, 233 судьи всесоюзной и республиканской категории. Было разыграно 249 комплектов наград в десяти видах спорта.

      Бренд национальный и международный

      Создание бренда – процесс непростой. Это известно всем, кому так или иначе приходилось сталкиваться с «раскруткой» того или иного названия, марки или проекта. А уж в такой сфере, как мировой спорт, это тем более сложно: слишком много конкурентов, стремящихся привлечь внимание общественности именно к своему спортивному мероприятию. Поэтому «Дети Азии» – явление уникальное, практически не имеющее аналогов в современной спортивной истории. Судите сами: на то, чтобы достичь сегодняшнего уровня, организаторам понадобилось всего шестнадцать лет – по нынешним временам срок «никакой». Как им это удалось? Может быть, дело в том, что, по сути, организаторы спортивных игр «Дети Азии» и не стремились к созданию бренда, они лишь хотели, чтобы на территории Республики проходили соревнования для детей и юношества, которые объединяли бы детей всего азиатского региона, а также способствовали бы развитию спорта на этом континенте. И не только «спорта высших достижений», а спорта вообще, как образа жизни. Недаром слова Пьера де Кубертена «О, спорт, ты – мир!» столько раз вспоминались всеми участниками и гостями...




      НЕСУЩИЕ БЛАГО

      Что побуждает нас помогать ближним, сочувствовать, сострадать попавшим в беду? Этим вопросом невольно задаешься, когда приходится сталкиваться с благотворительной деятельностью. Принято хвалить людей за совершаемые ими добрые дела, но каковы внутренние мотивы подобных поступков? Может быть, причину следует искать не только в наших человеческих качествах, но и в чем-то более глобальном?

      Традиции подвижничества

      На Руси всегда были подвижники, видевшие смысл жизни в помощи другим людям или же просто не мыслившие без этого своего существования. Возьмем хотя бы русского философа Николая Федорова, который из своего скудного библиотекарского жалованья выплачивал стипендии нуждающимся студентам…
      Только в России усталый путник мог постучаться в любую деревенскую избу и попроситься на ночлег. И его пускали… Традиции меценатства, материальной поддержки искусства, по сути, тоже произрастают из российских корней. Так же, как и традиция призрения сирых и убогих. Нас удивляет ментальность Запада, где добровольцы бесплатно работают в больницах и сиротских приютах. А ведь этому они тоже научились у нас! Только мы позабыли свое прошлое, свои корни… Слово «благотворительность» почти утратило коренной смысл – «творить благо». Все чаще мы употребляем этот термин в уничижительном значении. «Я благотворительностью не занимаюсь!» – отвечаем на просьбы сделать что-то бесплатно… Осуждаем сильных мира сего, которые помогают нуждающимся,– якобы они делают это неискренне, чтобы казаться лучше, чем есть на самом деле, или не платить налогов… А «милосердие» для нас превратилось в синоним душевной слабости. Разве есть ему место в этом жестоком мире, где каждый за себя?
      И все же мы откликаемся на чужую беду… Подаем нищим, посылаем деньги больным детям, с миру по нитке собираем добро для беженцев или погорельцев… Почему?
      У каждого свои причины встать на путь подвижничества. Порой мы осознаем, что сами могли бы очутиться на месте тех, кого постигло несчастье… Порой успешные бизнесмены или деятели искусства вдруг бросают свое светское занятие и уходят в монастырь. Или уезжают в глухую деревню и начинают все с нуля… Но «вдруг» это происходит только в глазах окружающих. На самом деле переворот в душе человека, как правило, – результат каких-то сильных внутренних потрясений, как личного плана, так и глобального. Все, чем ты жил до сих пор, внезапно начинает казаться мелким и незначительным, и ты понимаешь, что смысл жизни заключен совсем в ином...

      Начало пути

      Возможно, такого рода катарсис пережила и Зинаида Федоровна Драгункина, руководитель Международного центра народной помощи «Благовест», депутат Московской городской Думы, член Совета Федерации. По образованию она – учитель. Конечно, далеко не все, получающие педагогическое образование, остаются в профессии. Чтобы работать с детьми, нужно быть человеком определенного склада. Не добрым и не злым, а в первую очередь тем, кто способен взять на себя ответственность за чужие судьбы. Иначе нет тебе места в педагогике.
      Зинаида Федоровна пришла в школу, чтобы учить детей. И учила – «разумному, доброму, вечному». Но реальная жизнь далеко не всегда соответствует высоким идеалам. Среди учеников Драгункиной встречались и дети из неблагополучных семей. У кого-то дома родители-алкоголики, кто-то рос в неполной семье, где мама была не в состоянии даже купить ребенку шоколадку или новые ботинки… Постепенно Зинаида Федоровна начала понимать, что привычная, общепринятая, «правильная» система жизненных ценностей далеко не совершенна, раз допускает страдания самых незащищенных членов общества…
      В стране шла перестройка. То, что казалось таким незыблемым и несокрушимым, рухнуло в одночасье. А потом кончился социализм. Тысячи людей утратили почву под ногами, оказались «за бортом», впали в нищету. Были еще те, кто пострадал от междоусобиц, национальных розней между народами некогда великого и могучего государства. Они потеряли крышу над головой, лишились куска хлеба, а во многих случаях и здоровья.
      Казалось бы, отныне каждого должны были заботить лишь проблемы собственного выживания. Кто-то очертя голову бросился сколачивать себе капитал на руинах бывшей государственной собственности, а кто-то карабкался изо всех сил, чтобы удержаться на плаву и не дать умереть с голоду своей семье… Социальная система больше не поддерживала граждан, на символические пенсии и мизерные зарплаты невозможно было нормально существовать… Появились нищие, которые «зарабатывали» на жизнь подаянием, потому что не могли найти себе работу или не хватало пенсии. Но самое ужасное – страдали дети, которые вместо того, чтобы нормально расти и развиваться, осваивали науку попрошайничества, криминала, а то и проституции, в лучшем случае зарабатывали деньги для еле сводящей концы с концами семьи мытьем машин или другим низкоквалифицированным трудом, при этом, разумеется, не посещая школу. Страна была тяжело больна…

      Национальное самосознание

      Драгункина видела, что происходит вокруг, что творится со страной. «Надо что-то делать!» В то время такая мысль возникала у многих, но, к сожалению, дело чаще всего ограничивалось митингами и критикой власти. Мало находилось людей, готовых на реальные поступки, а Зинаида Федоровна относилась именно к ним.
      Сначала у нее появилось желание хоть как-то помочь обездоленным – тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и не получал никакой поддержки от государства. (Обратите внимание на термин «обездоленный» – «лишенный доли», то есть лишенный своей части всеобщего благополучия.)
      Людям не требовались громкие лозунги – им требовалась конкретная помощь. В одиночку решить задачу было нелегко. Драгункина отыскала единомышленников, поддержавших ее идею. Среди них были известные ученые, религиозные деятели, артисты, учителя, врачи, спортсмены… Достаточно назвать лишь несколько имен: певица Валентина Толкунова, артист и режиссер Валерий Золотухин, хоккеист Владислав Третьяк, общественный деятель Тамара Куценко и другие...



      ВОДА – ЖИЗНЬ – ЗДОРОВЬЕ

      Великие научные открытия и технологические достижения рубежа ХХ–ХХI веков – успехи компьютерной информатики и продвижения в расшифровке генома человека – стали прорывом в научном изучении воды как атмосферного, физического, биохимического, энергетического, физиологического и медицинского феномена. В ее целебных свойствах ученые увидели контуры естественного аналога нынешних фармакологических препаратов, а в загрязненности – опасность для всего живого на нашей планете.

      Об актуальных проблемах использования питьевой воды беседуют доктор философских наук, профессор Игорь Леонидович АНДРЕЕВ и директор НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук профессор, доктор медицинских наук, действительный член РАМН и вице-президент РАЕН Юрий Анатольевич РАХМАНИН.

      И.Л. Андреев: Древнегреческий философ Фалес провозгласил воду началом всех начал. Две тысячи лет спустя Леонардо да Винчи назвал воду одухотворенной жизнью, ведь все живое на Земле «вышло» из воды и содержит ее в себе как основной природный компонент. В.И. Вернадский первым в мире сумел осмыслить всеохватную роль воды в истории нашей планеты: «Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное ею проникнуто и охвачено. Вода без Жизни в биосфере неизвестна». И вместе с тем вода остается одним из самых таинственных, неразгаданных феноменов нашей жизни.

      Ю.А. Рахманин: Вода без всяких преувеличений – природная основа жизни. Все живое на Земле, включая нас с вами, в эволюционном смысле вышло из воды и состоит в основном из нее. Вода – ключевой компонент земной природы и в то же время наименее изученный, до сих пор хранящий в себе громадное множество тайн и нереализованных возможностей, к которым наука только подступает. Именно вода сделала и делает нашу планету живой, ведь первые микроорганизмы зародились в воде, когда еще не было атмосферного кислорода. К тому же это единственная жидкость, которая способна к самоочищению и благодаря этому уникальному свойству освежает нашу атмосферу. Если бы на планете не было воды как универсального растворителя, которому подвластен даже кремний, нам бы давно уже нечем было дышать.

      И.А.: Вода действительно мудрее авторитетных экологов. Несколько лет назад в Рейне, на берегах которого разместилось множество промышленных предприятий, вода была так загрязнена химическими отходами, что в ней, образно говоря, можно было проявить фотопленку. Специалисты подсчитали, что для очистки реки, при условии принятия драконовcких законодательных мер, потребуется порядка ста лет. Каково же было их удивление, когда всего через три года в Рейне завелась рыба, да не какая-нибудь, а чуткий к чистоте среды лосось!

      Ю.Р.: Вода – не только природный фундамент жизни на нашей планете, но и истинная спасительница всего живого. Она обладает уникальным свойством универсального растворителя, перед которым не могут устоять даже самые плотные природные минералы, способностью ко всему «прилипать» и очищать любые предметы. А главное – способностью к самоочищению, напоминая разумное биологическое существо. Просто мы не научились своевременно «считывать» и расшифровывать ее сигналы, адресованные нам, мало знаем о механизмах и технологиях активации этой ее функции…



    • А.А. КУДРЯШЕВА,
      действительный член Международной академии информатизации генерального консультативного статуса Социально-экономического совета ООН,Международной академии бионатуропатии, Нью-Йоркской академии наук,Российской академии естественных наук и др., профессор, доктор технических, биологических и медицинских наук

      НОВЕЙШИЕ НАНОБИОТЕХНОЛОГИИ И НАТУРАЛЬНЫЕ БИОКОРРЕКТОРЫ


      Масштабная антропогенная деятельность, без учета природной и продовольственной экологии, биологических процессов и законов, вызвала интенсивное загрязнение жизненно необходимых источников чужеродными, токсичными и радиоактивными веществами и соединениями.

      Вредные для людей ксенобиотики уже обнаруживают в атмосферном воздухе, питьевой воде и пищевом сырье растительного и животного происхождения. На первом этапе научно-технического прогресса началось широкое использование экологически небезопасных технологий, а также биологически вредных веществ и соединений разной природы. В ряде развитых стран мира, в том числе и Российской Федерации, они широко применяются и в настоящее время, в то время как проявления экологического, биологического и продовольственного кризиса уже стали очевидными. Экологический кризис стал заметно проявляться еще во второй половине ХХ столетия. Речь идет в первую очередь о негативных последствиях взрывов и испытаний ядерного оружия, а также и начавшейся «химической революции», проходящей без достаточных научных обоснований и без учета биологических законов и процессов. Население некоторых регионов мира до сих пор еще ощущает негативное воздействие радиоактивных веществ, хотя после испытания ядерного оружия прошло уже более 50-ти лет.
      Большую опасность для человечества и животного мира нашей планеты представляют и техногенные воздействия, сопровождающиеся выбросами вредных газообразных, жидких и твердых веществ с образованием радиоактивных и токсичных отходов. Интенсивное загрязнение жизненно необходимых для человека источников и среды обитания происходит в процессе эксплуатации энергетических, промышленных, гражданских, оборонных предприятий, транспортных средств и других объектов.
      Постоянный прирост численности мировой популяции вызывает необходимость увеличения строительства промышленных предприятий, а также количества транспортных средств, что ведет к загрязнению атмосферы, гидросферы, почвенных покровов и пищевого сырья. Наряду с этим загрязнению пищевого сырья, питьевой воды и атмосферного воздуха активно способствуют токсичные вещества, широко применяемые в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений.
      Ежегодно происходит интенсивное вовлечение в природную среду обитания, сельскохозяйственную сферу и многие отрасли промышленности новых химических и радиоактивных веществ, которые недостаточно изучены в отношении безопасности для здоровья человека и всего живого мира нашей планеты.
      В последние годы почти каждый человек испытывает значительные внешние и внутренние нагрузки, ранее не свойственные ему по биологической природе. Количество ксенобиотиков в биосфере постоянно увеличивается, а их вредоносное действие заметно возрастает.
      В мире известно около 10 млн ксенобиотиков, и ученые ежегодно синтезируют новые в количествах, превышающих 200 тыс. наименований. В окружающую среду попадают как отдельные вещества и соединения, так и различные их сочетания. Часть из них способна образовывать комплексы, обладающие мутагенными, токсичными, канцерогенными и другими негативными свойствами для живых организмов...


      НУЖНЫ ЛИ НАМ АНТИБИОТИКИ?

      С этими вопросами наш корреспондент обратилась к президенту Академии антибактериальной терапии и вице-президенту Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов профессору, доктору медицинских наук Сергею Владимировичу ЯКОВЛЕВУ, который заявил:
      – Эпоха антибиотиков не кончилась, она продолжается, потому что человечество не может отказаться от одного из своих величайших завоеваний. С 1941 года, когда началось применение антибиотиков, пенициллин спас миллионы человеческих жизней. И сегодня это основное средство лечения многих смертельно опасных заболеваний, вызываемых бактериями: туберкулеза, пневмонии, сепсиса, менингита.

      – Почему же антибиотики сопровождает дурная слава: что они крайне вредны, одно лечат другое калечат, в общем, имеют неприятные побочные эффекты, которые всю пользу сводят на нет?

      – Большинство медикаментозных средств имеют побочные действия. Антибактериальные – не исключение. Например, пенициллин чаще других дает аллергическую реакцию, тетрациклин плохо действует на печень, сульфаниламидные средства не безопасны для почек, гентамицин отрицательно влияет на слух. Некоторые повышают чувствительность к солнечному свету, разрушают хрящевую ткань. Большинство препаратов подавляет не только болезнетворную, но и полезную микрофлору, провоцируя дисбактериоз и кандидоз. Некоторые исследования доказывают, что если ребенка до года лечили антибиотиками, то у него вдвое возрастает риск развития астмы, а у женщин, которые употребляют большое количество антибиотиков, увеличивается риск развития рака молочной железы. Назначая лекарство, врач должен учесть все эти нюансы. Да и пациентам нелишне знать о них. Потому что одно дело, когда на чаше весов лежит жизнь больного – тут никто не думает о возможном дисбактериозе. И совсем другое дело, когда антибиотики из года в год принимаются при малейшем чихе, на всякий случай, из перестраховки. У нас же любой – сам себе врач и фармаколог. Между тем принимать или не принимать антибиотик – это не есть личное дело человека.

      – Вот как! Объясните.

      – Будет он лечить свою стенокардию или язву – это его личное дело. А вот принимать антибиотик – нет, это дело общества. Потому что существует проблема, перед которой побочные действия антимикробных препаратов – пустяк. Поначалу ученые считали, что постепенно изведут все болезнетворные бактерии и навсегда освободят человечество от инфекций. Однако уже в конце 1950-х – начале 60-х годов медицина реально столкнулась с тем, что высокоэффективные препараты стали терять свою силу. Пенициллин сначала применяли дозами в десятки тысяч единиц в сутки, потом увеличили до сотен тысяч, до миллионов. Наконец стало ясно, что дальнейшее увеличение дозы ничего не дает. Как оказалось, микробы обладают мощнейшей способностью противостоять действию антибиотиков. Стали создавать не просто новые препараты, а такие, которые бы действовали уже на устойчивые микробы. Сегодня в мире существует 150–160 антибактериальных химических соединений (у нас разрешено к применению около 70). Это напоминает гонку вооружений, в которой мы никогда не сможем победить. Бактерии, очевидно, были способны к этой самой «устойчивости» миллионы лет назад. Ситуация неоднозначна. У одних микроорганизмов устойчивость к антибиотикам развивается очень быстро, у других очень медленно. Бывает, что устойчивость есть, но ее вполне можно контролировать. Особо стойкие формы микроорганизмов существуют внутри больниц. Это так называемая госпитальная инфекция. Именно она и вызывает самые серьезные инфекционные заболевания. В России, по официальным данным, в 2004 году зафиксировано более 30 тыс. случаев госпитальной инфекции. Санобработка тут совершенно ни при чем. Это явление другого порядка. Микроб «закаляется» при контакте с антибиотиком. Не было бы антибиотиков – не было бы устойчивости. А где мы больше применяем антибактериальных препаратов, так сказать, на единицу населения, там и микроб «злее»: так в стационаре устойчивость выше, чем вне его, в хирургии выше, чем в терапии. Есть стационары, где 80–90% всех стафилококков устойчивые. А что это значит? Минимум средств, которыми можно лечить. Удорожание лечения в десятки и сотни раз. Появились микроорганизмы, устойчивые абсолютно ко всем применяемым антибиотикам. И именно они – одна из величайших угроз для человечества, а не какие-то, к примеру, эфемерные озоновые дыры...



      ВАЛЕНТИНА ВОРОНИНА: "НАРОДНЫЕ ПЕСНИ – ЭТО НАША ЖИЗНЬ"

      Что такое русский дух, традиции, культура?
      Есть ли у России шанс на духовное возрождение?
      На эти непростые вопросы отвечает заслуженная артистка России, известная исполнительница русских народных песен Валентина ВОРОНИНА.


      – Валентина, откуда Вы родом, кто Ваши предки?

      – Я из Курска. Предки мои – коренные куряне. Оба деда погибли на Курской дуге. Бабушку – Евдокию Воронину – расстреляли немцы за то, что она помогала партизанам. Отец со старшим братом чудом уцелели. После войны поступили в Суворовское училище, потом стали профессиональными военными. Недавно я ездила на родину, участвовала в празднике, посвященном 65-летию Курской битвы. Там, где сейчас горит вечный огонь, стояла когда-то изба моей бабушки. Ее сожгли вместе со всей деревней. Я видела имена своих родственников в списках погибших. В память о них и о защитниках Курской дуги спела на концерте песню «Офицерская дочь». Она о моих земляках и немного обо мне самой как продолжательнице их традиций.

      – А что для Вас означают традиции?

      – Это то, что передается из поколения в поколение. Патриотизм, нравственность, то лучшее, что накоплено нашими предками…

      – Каковы же, по-Вашему, отличительные особенности русской нации?

      – Пожалуй, прежде всего, терпимость и сострадание к человеку. Так, после войны простые русские крестьянки, несмотря на то, что было голодное время, делились пищей с пленными немцами. Русский народ не мстителен, и это наша национальная черта. Еще мы стойки духом, но излишне доверчивы – отсюда, возможно, и многие наши беды. Зато мы оптимистичны, склонны всегда верить в лучшее, в то, что все наладится. Иначе нашему народу не удалось бы за такой короткий срок поднять страну из руин.
      Когда смотришь на русские реки – Волгу, Оку, Каму, то понимаешь, откуда берутся истоки нашего национального характера, эта неторопливость… Русским людям надо сначала сесть, подумать, подождать, почесать в затылке, а потом уже всем миром идти и делать что-то на благо России.

      – А традиция благотворительности? Вам не кажется, что русскому человеку особенно свойственна такая черта – приходить на помощь ближним?

      – Мне кажется, это у нас в душе. Еще до революции купцы открывали сиротские приюты, ночлежки, давали деньги на постройку фабрик, мастерских для нижнего сословия… Помню, моя мама всегда помогала тем, кто беднее нас – чем-то делилась, угощала… Хочется, чтобы эта традиция жила, чтобы люди не оставались равнодушными к чужой беде…

      – Вам самой приходилось участвовать в благотворительных акциях?

      – Конечно! Когда мы с мужем работали в Курской филармонии, нам по линии комсомола предложили дать 70 благотворительных концертов для колхозников, работавших в поле. Мы выступали прямо среди тракторов и комбайнов. Помню, меня охватывало такое чувство радости: кругом раздольное поле, и ты поешь!
      Сейчас я регулярно участвую в благотворительных концертах для ветеранов, детей, малоимущих слоев населения…

      – Вы придерживаетесь каких-то семейных традиций?

      – Конечно. Например, у нас в семье принято поддерживать друг друга и делом, и добрым словом, не унывать, бороться с трудностями, неурядицами. Одна из лучших традиций нашей семьи да и всего русского народа – приучение с детства к труду. Еще – традиция застольного пения. Мама мне еще в детстве рассказывала, как в деревнях раньше устраивали праздники, как накрывали прямо на улице столы, как женщины сами пекли хлеб… Устраивали народные гулянья на религиозные, потом на советские праздники, такие, как 1 мая. Кстати, до войны в курских деревнях жили очень богато, поэтому могли позволить себе веселиться от души…

      – Кстати, как Вы относитесь к религии?

      – У меня православная семья, хотя культа религии в ней никогда не было. Помню, когда я ездила в училище (а оно находилось в Пермской области), то всегда заходила по дороге в православный храм в Сарапуле. Сейчас во время гастролей бываю в церквях, монастырях, которые встречаются по пути. Ношу на теле крестик и образок Владимирской Божьей матери.
      Между прочим, когда мы с мужем вступали в брак, моя мама благословила нас старинной иконой Николая Чудотворца, висевшей в доме у родственников. Несмотря на все трудности, на то, что мы очень разные, мы до сих пор вместе. Мне кажется, мы не можем расстаться, потому что наш брак скрепила эта икона...


       



    Яндекс.Погода

       
    Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
    Тел.:
    E-mail: info@ros-idea.ru