Архив выпусков журнала » Федеральные выпуски » 2005 год » КЗЖ №6 - 2005

№6-2005


РУБРИКИ
  • Tруд
  • Философия жизни
  • Человек.Общество.Природа
  • Школа мужества и милосердия
  • Ресурсы здоровья регионов мира
  • Практическая экология человека
  • Образование и здоровье
  • Дух и слово
  • Народная медицина
  • Из философсо-литературного наследия
  • Детство
  • Информация


  • читать
    • ТРУД
      Идея труда
      Какая сила способна преобразить Россию?

      Почему у автора возник такой вопрос, может спросить читатель? Разве народ, религия, демократия, реформы, национальные ресурсы, образование, культура, наука, высокие технологии, экономика, наконец, государство не являются такой силой? Все это и многое другое, включая рыночные отношения, у нас есть, уважаемый читатель, а вот силы, преобразующей жизнь, как показывает вымирающее население страны, нет. Что значит преобразить, а не реформировать Россию? Преображение России означает приведение ее в соответствие с ее же собственным образом, а не с чужеродной образиной, изготовленной по чужим лекалам духовно чуждыми ей реформаторами.
      Что есть образ России и кто его создал? Образ – это идея России, созданная Тем, Кто изначально создал ее народ.
      Каковы признаки искомой силы, способной свести с Неба на землю духовный образ нации или сделать жизнь народа сообразной национальной идее?
      Эта сила должна быть практически действующим самосознанием образа России, воспроизводить себя и жизнь народа, созидать культуру и цивилизацию, самого человека, его идеальный и реальный мир, двигать эволюцию человечества – словом, быть всем во всем.
      Разумеется, это труд, скажет проницательный читатель. Верно, но не совсем. Ведь труд труду рознь...

      В.К.Голубкин, Т.Н.Шишкина и др.
      Потому что мы с Севера, что ли…
      Эффективность взаимодействия систем охраны труда и промышленной профилактической медицины в газодобывающей индустрии Крайнего Севера

      По итогам конкурса, проведенного в рамках всероссийского конгресса «Профессия и здоровье», Надымгазпром получил диплом в номинации «За достижение в области сохранения здоровья работающего населения России». Награждение проводил заместитель Председателя Совета Федерации Михаил Николаев. Таким образом, модель промышленной профилактической медицины, которая свыше 10 лет практикуется на данном предприятии, получила российское признание. Так же по итогам всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» Надымгазпром награжден дипломом I степени. Эта награда присуждена за первое место в номинации «Оплата труда и социальные выплаты». Всероссийский конкурс проводился правительством РФ в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и демонстрации на примере лучших организаций высокой эффективности этой работы.

    • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
      И.С. Вишневский.
      Георгий Свиридов:"Вернуться к духовному предназначению"

      (К 90-летию со дня рождения великого композитора и философа)

      «Русская музыка, да и все русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинами Православного Миросозерцания. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена. Удастся ли восстановить ее, от этого зависит не только судьба нашей культуры, но и само существование русских – как нации, имеющей свое Место, свое Слово, свой Голос в мировой истории. Восстановление этой духовной связи – труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства». Г.В. СВИРИДОВ

    • ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ПРИРОДА
      "Игумен Иоасаф (Полуянов). Ценности в плену свобод
      (Духовное развитие человека как основа здорового общества)

      На сегодняшний день является совершенно очевидным тот факт, что наше общество переживает мировоззренческий, нравственный и духовный кризис. В условиях всяческих свобод даже общечеловеческие ценности, будь то христианские или иные, теряют свою актуальность в глазах наших современников. И как ни странно, именно сегодня голос Православной Церкви, свидетельствующей о непреходящей значимости духовного и нравственного начала, все чаще и чаще звучит в сердце отчаявшегося современного человека. На пути духовного развития многогранной человеческой личности мы можем столкнуться со многими и многими сложностями, но и с различными путями их преодоления. Один из вариантов видения путей духовного развития человека реализуется в Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи...

      Г.А. Щербинина. Новая Атлантида

      Когда нашего человека пугают демографической катастрофой, ему не страшно. Куда страшнее кажется пустой кошелек, отсутствие комфорта и личной безопасности. Проблемы демографии часто сравнивают с проблемами экологии: обыватель вроде и не замечает их, считает такими далекими от повседневных забот, виртуальными... Человек не хочет вообразить, что ЭТО может произойти в реальности. К примеру, пока не начнет физически задыхаться – не увидит опасности вырубки лесов. Будет поплевывать на проблемы неэффективной переработки ядерных отходов до тех пор, пока в огороде у него не вырастут радиоактивные мутанты. А его собственные дети не смогут без колб и супертехнологий продлить свой род. Если, конечно, к тому «далекому» времени не засохнет на корню большинство генеалогических древ, которые так модно стало нынче рисовать. Все основания этому есть уже сейчас...

      С.С. Миронова. Золотой Переславль, светлая печаль...

      Наша земля знала в своей истории плохое и хорошее. Хороших правителей и плохих. Сюда приходили завоеватели и губители, чистые авантюристы и правители-хищники, распродающие страну. Знала наша мать-земля и «проекты века», и «ноосферу» ядерных отходов, и озонные дыры зияют на ее небесном теле, и трагическая нота теперь часто заглушает на этой земле всю другую музыку. Но были и героические страницы, были и великие дела, и каждодневный труд на благо Отечества. И она жива – душа России, живо ее сердце, и особенно чисто бьется оно в национальных парках. «Там дышится легко, там мира чистота»… Национальные парки – «чистые пруды» России...
      Если ехать из Москвы на север, как бы к Белому морю, а точнее, к Плещееву озеру, то рано или поздно начинаешь воспринимать бегущий по сторонам лес как движущиеся картинки былого. Великого былого. В сказках ли, былинах тут дело? В музыке Римского-Корсакова, Бородина, Свиридова? В чудо-полотнах Васнецова и Честнякова, Нестерова и Шишкина? Или в чем-то глубоко личном и засевшем во всех поколениях по-русски говорящих и по-русски молчащих людей? В том самом, откуда берутся сказки, былины, волшебные песни и похожие на молитву картины и музыка?

    • ШКОЛА МУЖЕСТВА И МИЛОСЕРДИЯ
      В.Д. Алексеев. Вместе мы – сила!

      В Набережных Челнах 17 ноября 2005 г. прошел Межрегиональный семинар на тему «Инновационные технологии социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и лиц, попавших в трудную ситуацию. Новые возможности и пути совершенствования». В работе семинара приняли участие представители Министерства социальной защиты Республики Татарстан: первый заместитель министра социальной защиты Эльмира Амировна Маврина; начальник Управления социального обслуживания Татьяна Васильевна Фомичева; заместитель главы администрации г. Набережные Челны Галина Михайловна Каширина; руководители центров социального обслуживания населения Татарстана и их коллеги из Тюмени...

      В.А. Дергилев. Мир для них без границ

      Вот уже четвертый год важным направлением работы Общероссийского союза общественных организаций инвалидов «Помощь и созидание» наряду с региональными программами является благотворительная деятельность в Москве и области. Весной 2004 года началась реализация программы «Помощь для созидания», главная цель которой – усилить социальную защищенность инвалидов, их поддержку и защиту. Для этого были профинансированы отобранные на конкурсной основе социальные программы, разработанные государственными или муниципальными органами и организациями, общественными объединениями инвалидов, действующими в социальной сфере. Это программы поддержки и развития социально активного образа жизнедеятельности инвалидов, реализации реабилитационных мероприятий медицинского, социального и образовательного характера, решения вопросов трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями...
      Л.Л.Арапов. Я все могу

      В настоящее время образование для молодых людей с ограниченными возможностями (инвалидов) приобретает жизненно важное значение, поскольку позволяет повысить их социальный статус и помочь в развитии личности. Развитие профессионального образования для такой категории молодежи является основным механизмом социальной защищенности, их реабилитации и максимально глубокой интеграции в социальную жизнь вуза, общества. В МГТУ им. Н.Э. Баумана создан Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья (ГУИМЦ), который является основой реализации системы непрерывного высшего профессионального образования инвалидов по слуху.
      Резкое увеличение нагрузок на психику слабослышащего, а тем более глухого студента в интегрированных условиях делает особенно актуальным создание и совершенствование окружающей образовательной среды, которая удовлетворяла потребности такого контингента в получении специальных услуг для «выживания» в условиях тотальной интеграции. Для решения этих проблем создается обеспечение каждого инвалида пакетом специальных реабилитационных услуг...

      Моей душе покой не ведом
      Стихи членов Региональной общественной организации
      «Помощь инвалидам»


                  Андрей Крупин

                 * * *
      Моей душе покой не ведом –
      Она без страха рвется в бой.
      Зовет меня к большим победам
      Над одиночеством, собой.
      И я иду, поддавшись зову
      Своей взволнованной души,
      Назло смиренному покою
      Туда, где гром и нет тиши.
      Привык все время быть в дороге
      И к постоянной смене мест.
      Не время подводить итоги.
      Борюсь, пока несчастья есть,
      Всегда иду туда, где нужен,
      Туда, где я могу помочь.
      Душа права – покой мне скучен.
      Иду! Покой гоню я прочь.

    • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
      Н.А. Семенова. Четырежды рожденный брат кремния-германий


      Более двадцати лет в своих беседах по нормальной физиологии человека я рассказываю о роли кремния в интеллектуальном контроле за процессами жизнеобеспечения человека. Определенную роль «разума» кишечника, сосудов, органов и систем в организме человека играют клапаны-сфинтеры. Они умеют слушать мозг и выполняют его команды.
      Свойство принимать сигналы мозга, выполнять природой заложенную программу на каждом участке человеческого организма, быть структурной единицей живых «пружин» различных клапанных систем в человеке – такое под силу только одному из 104 элементов Периодической системы Менделеева. И имя этого элемента – германий. Он сосед кремния. Судьба его необычна...


    • ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
      Е.П.Какорина, Д.Н.Чемякина,А.Г. Роговина.
      Информация – друг,информация – враг…

      Механизмы формирования здоровья и болезни

      Многие цепи, сковывающие нас, — только иллюзия. Мы можем освободиться в любой момент. Но до тех пор, пока мы не знаем, что есть иллюзия, а что — реальность, мы бессильны...
      Конец XX века ознаменован не только превращением информации в реальную производительную силу, но и осознанием ее как самостоятельной фундаментальной сущности наряду с энергией и материей. Понятие информации в обыденном сознании рассматривается очень узко: как определенные сведения, которые получает человек в процессе своей жизнедеятельности, как управляемый сигнал, облетающий мир в виде электронных волн. Между тем в современную эпоху понятие информации приобретает новое звучание и качественно иной смысл. Она не просто совершенствуется, усложняется и увеличивает свой объем, но и получает социально масштабный характер...

      Б.В. Белявский. Когда болеют дети
      Состояние специального (коррекционного) образования в России

      Когда болеют дети, в доме – беда. Помимо медицинских проблем в семьях с больным ребенком существует проблема, как получить нормальное образование, которое позволит ребенку не чувствовать себя изгоем в обществе.
      По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, около 1,6 млн. детей (в возрасте от 0 до 18 лет) имеют те или иные отклонения в развитии, в том числе свыше 620 тыс. из них имеют статус инвалида. Для обучения этих детей существует разветвленная дифференцированная система специального образования. В нее входят: дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специальные группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; специальные классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии при образовательных учреждениях общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

    • ДУХ И СЛОВО
      С.С. Куняев о Сергее Есенине.
      Цветы целителя Пантелимона…


      …Вокруг его имени и его стихов вот уже девять десятилетий не смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам – вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в истории XX столетия. Будет шуметь, пока будет жива Россия». Этот фрагмент книги Станислава и Сергея Куняевых "Сергей Есенин» очень точно высвечивает влияние жизни и творчества поэта на нашу современность. Книга яркая и смелая, где максимально объемно и непредвзято, параллельно с исследованием литературной и политической жизни той эпохи, по-новому дана биография величайшего поэта.
      Каждый юбилейный год Сергея Александровича Есенина совпадает с "круглой" годовщиной его гибели. Как и в творчестве поэта – жизнь и смерть рядом. Есенин в "Ключах Марии" написал: "Луг художника только тот, где растут цветы целителя Пантелимона". "Луг" Есенина – благодатный источник духовного и нравственного здоровья на все времена. Об этом мы беседуем с одним из авторов книги "Сергей Есенин" – Сергеем Станиславовичем Куняевым, лауреатом Большой есенинской премии "О Русь, взмахни крылами!", заведующим отдела критики журнала "Наш современник".

      Роскошное разнообразие.
      Традиционное село: грязь и бескультурье или утраченный рай?
      На вопросы корреспондента С.И. Иванова отвечает ведущий фольклорист России, заслуженный деятель искусств, доцент искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории Вячеслав Михайлович ЩУРОВ
      .

      – Вячеслав Михайлович, за те четверть века, которые мы знакомы, Вы совершенно не изменились: все так же излучаете культуру и здоровье. И у меня возникает такое предположение, что ваша личная крепость связана с занятиями фольклором. Я давно считаю, что мечта о здоровой, правильной, трудовой, красивой, духовной, культурной жизни уже некогда была реализована в русской патриархальной крестьянской общине, где культура сплеталась с трудом, а труд – с поэзией. Это традиции наших предков, которые Вы знаете и которым следуете, делают Вас тем сильным, спокойным, здоровым Щуровым, известным любителям народной песни?
      – Таким, каким вы меня знаете, я был не всегда. Был я московским юношей со всеми сопутствующими комплексами и предрассудками. Все изменилось, когда впервые поехал в экспедицию. Впервые попал в глубинную Россию – в воронежское село. Впервые услышал народные натуральные, неприглаженные, необработанные песни. Встретился с носителями древней культуры, людьми, которые поют порой тысячелетней давности песни. И сразу понял: другой мир. Тот мир – городской, консерваторский – полон нервозности, интриг. Он искусственный. Мир искусственных проблем, которые интеллигенция сама себе придумывает. Деревенский же мир, каким я застал его в 50-е, – естественный, здоровый, нормальный. Мир людей, которые пашут, сеют, жнут, выращивают животных, все делают своими руками и… поют. И отношение мое к жизни, пусть и не сразу, переменилось. 1958 год. Было мне слегка за двадцать…

      А.Б. Вульфов. Ах, Осташков!

      В суете – сплошной суете, нещадной – проносятся московские дни, в полной развинченности душевной, с путаницей дня и ночи, тайны и яви, в какой-то бесконечной наэлектризованной перегрузке. Однако вот выпал снег, заморозило окна, посвежело, засверкало – и выкроил полчаса, вышел на улицу с собакой в пышущий светом и синевою день, в его белое золото, дошел, кое-как улыбаясь, до нашего парка, поглядел на волнистые снежные слои с глубокими следами, с искрами, на близко сверкающую хрустальную пыль – и хотя кругом со всегдашним беспокойством гудит Москва, вдруг подумал о том, что есть сейчас совсем рядом чистая, естественная жизнь – Россия, глушь, Осташков, и вот такая же зима в нем… Пристальнее поглядел на яркий снег…

      Любовь Лапардина.
      Наш сад под первым снегом


      В бутонах замерзли цветущие розы,
      Как путник уставший забрел первый снег.
      И бисером слезы на солнце морозном
      Горят, и узором застыл летний смех.

      А розы разнежась на белой постели,
      В баюканье с ветром им шепчет сосна,
      И сны выстилают ершистые ели,
      А в них, распустившись, поет им весна.

      Рябина стыдливо поникла ветвями.
      Одежды ей ветер в порыве сорвал.
      Живешь ты, быть может, своими страстями.
      Лишь бусы рябины никто не украл.

      В глазах твоих омут – напомнили бусы,
      Осенние гроздья желаньем горят.
      Дотроньтесь губами, попробуйте вкус мой.
      Доступною стала я, сбросив наряд.

      И туя уснула в морозных объятьях,
      Ладонью ажурной коснувшись пруда.
      А снежные пятна на зелени платья,
      Зеркально двоятся у тонкого льда.


      Борис Лапардин. Чиста Москва…

      Чиста Москва под первым снегом,
      С зарей открыло красоту.
      Объяты парки сонной негой,
      Прикрыв вуалью наготу.

      Пушистой свежестью наполнен
      И каждый мост и каждый дом.
      Шуга качается на волнах,
      Вьет колыбель под серебром.

      Кивают шапками нам крыши,
      Царит торжественный покой,
      И снег, попав случайно в души,
      Теперь растает лишь весной.

    • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
      А.В. Кириллова. Малина – природный аспирин…


      "Сладкая ты моя, ягодка малинка…" – не зря поется так ласково в русской народной песенке. Малина – любимица многих! И есть за что. Ее вкус и аромат бесподобны, в чем каждый из нас убеждался и не раз! А сейчас, когда зима уже на дворе, мы не один вечер будем проводить за чаепитием с малиновым вареньем.
      С глубокой древности по настоящее время малина – излюбленная русская ягода. Князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, был страстным любителем малины. По его указу московские окрестности были засажены малиновыми кустами, а через несколько лет посадки превратились в настоящие плантации. Московские бояре поначалу усмехались над затеей князя, но, когда убедились в чудесных свойствах малины, поутихли. Собирать спелую ягоду обычно ходили молоденькие девушки. Густые заросли наполнялись смехом и песнями. Добрые молодцы пробирались следом, чтобы всласть полюбоваться девичьей красотой (c тех пор о мужчине, оказавшемся в женском окружении, говорят: "Ты, брат, здесь, как в малиннике!").
      Малина обыкновенная – общеизвестный, многолетний кустарник из семейства розоцветных. Цветет в конце июня и в июле. Плоды созревают в июле – августе. Хороший нектаронос. И замечательный доктор!

    • ИЗ ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
      Владимир Соловьев.
      НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО


      Пусть все поругано веками преступлений,
      Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
      Но совести укор сильнее всех сомнений,
      И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
      Великое не тщетно совершилось;
      Не даром средь людей явился Бог;
      К земле недаром Небо преклонилось,
      И распахнулся вечности чертог.
      В незримой глубине сознанья мирового
      Источник истины живет, не заглушен,
      И над руинами позора векового
      Глагол ее звучит, как похоронный звон.
      Родился в мире Свет, и Свет отвергнут
      тьмою,
      Но светит он во тьме, где грань добра и
      зла,
      Не властью внешнею, а правдою самою
      Князь века осужден и все его дела.

      И.А. Ильин. Рождественское письмо

      Это было несколько лет тому назад. Все собрались праздновать Рождество Христово, готовили елку и подарки. А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. Вокруг была пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, черствые сердца. И вот в тоске и унынии я вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания наших черных дней. Я достал ее из чемодана и нашел это письмо.
      Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад. Какое счастье, что я вспомнил о нем! Пересказать его невозможно, его надо привести целиком. "Дорогое дитя мое, Николенька. Ты жалуешься мне на свое одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила бы тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким. Но ты знаешь, я не могу покинуть папу, он очень страдает, и мой уход может понадобиться ему каждую минуту. А тебе надо готовиться к экзаменам и кончать университет. Ну дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночество..."

    • ДЕТСТВО
      Кто ты, Дедушка Мороз?


      Все дети под Новый год ждут чудесных подарков, которые им в новогоднюю ночь приносит и тихонечко кладет под елку Дед Мороз.
      А кто такой Дед Мороз? Откуда он появился? Где обитает сейчас?
      Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других – средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
      Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
      В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании – папа Ноэль, в Румынии – Мош Джарилэ, в Голландии – Синте-Клаас, в Англии и Америке – Санта-Клаус, а у нас – Дед Мороз.

      Чтобы елочка была красавицей…

      "Большая Рождественская елка была увешана множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные сласти свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы", – так немецкий писатель Гофман описывал Рождественскую елку в своей сказке "Щелкунчик и Мышиный Король".
      Несколько столетий назад жители Европы украшали свои жилища вечнозелеными ветвями, несмотря на то что "порча леса путем обрубания ветвей" неоднократно запрещалась властями. А церковь считала обычай приносить в дом пучки веток, которые, как думали, распугивают демонов на святки (между Рождеством и Богоявлением), языческой привычкой. Но Рождественская елка, в которой верующие видели также райское древо, становилась все более популярной.
      Существуют канонические правила украшения "Рождественского дерева". Верхушку венчает "Вифлеемская звезда". Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили наши прародители Адам и Ева. Горящие свечи – суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия..

     
    • ИНФОРМАЦИЯ
      Идея журнала,выраженная в его названии, – это духовное и физическое, социальное и экологическое здоровье человека, общества и природы как процесс и результат культуры жизни....

       



    Яндекс.Погода

       
    Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
    Тел.:
    E-mail: info@ros-idea.ru