Культура духа » Слово философа - №6, 2014

Слово философа

ГОСУДАРСТВО КАК АБСОЛЮТНЫЙ РЕСУРС САМОРАЗВИТИЯ

 

Для решения проблем, сложившихся внутри и вовне России, нужен дерзновенный прорыв в духе, где находится ответ на вопрос, что, как, кому и чем делать, ибо вся человеческая жизнь без остатка сводится к духу как самоидеализации природы, который есть всё во всем. Он-то и должен отыскать в самом себе, в своей изуродованной социальной жизни уже существующий, но не постигнутый в полноте целостный, духовно-материально-организационный ресурс, творческой мощью которого только и возможно тотальное преобразование и развитие страны в соответствии с эволюционной целью и смыслом человеческой жизни на основе национальной идеи, практически действующим самосознанием и исторической действительностью которой и является этот ресурс-самоцель. Его отличие от других ресурсов жизни состоит в том, что он есть сама жизнь нации, ее социальный организм, где каждый орган и его функции являются по отношению к самим себе, другим органам и функциям, организму в целом – одновременно и средством и целью. Сущность этого ресурса, его душа, пронизывает все свои явления, осуществляющие спе­цифическую деятельность в составе саморесурса, и в случае их отклонения от своего понятия приводит их в соответствие с собой, сохраняя и обеспечивая тем самым особенность и полноту их жизни. Предварительно сказанного достаточно, чтобы понять главное: - в количественном (формальном) отношении любой вид общественной деятельности – отрасли экономики, социального института и т. д., органически связан с другими видами жизнедеятельности общества; - в качественном (содержательном) отношении нарушение или исполнение законов общественного бытия так или иначе отражается на всех его формах; - необходимое условие реализации частного интереса – его совпадение с общественным интересом, в сознательно-волевом единстве с которым и образуется закономерная, свободная, нравственно-правовая жизнь, осуществляется социальная справедливость; - при решении частных задач нужно помнить, что часть существует в составе целого, силой целого и благодаря целому, созидающему свои части, и тем самым – самого себя; - чтобы быть действительно свободным, универсальный ресурс ресурсов должен находиться в состоянии территориальной, духовной, материальной и организационной самодостаточности и, будучи в отечественном или иностранном другом, пребывать в то же время у самого себя (если это другое станет своим другим – препятствие в условиях глобализации и национального эгоизма на пути обретения суверенности); - абсолютным ресурсом-самоцелью является государство, но не то, которое было и есть, а государство, соответствующее своему понятию, государство-идея, которому только предстоит быть. Для его построения нужно постигнуть само понятие идеи государства Оно непонятно для рассудочного, логически разорванного мышления (разорвавшего самое жизнь), подменяющего его эмпирическим представлением об исторически конкретном государстве. «Государство, – писал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как организованная совокупная власть имущих классов, землевладельцев и капиталистов, направленная против эксплуатируемых классов, крестьян и рабочих»1. По существу, то же самое определение государства дает В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»2. В обоих исторически правильных определениях, актуальных и в наше время, государство не рассматривается с точки зрения его понятия, ибо «организованная совокупная власть имущих классов», а также «машина для угнетения одного класса другим», – это государство, не вполне адекватное своей идее. Эмпирическое, беспонятийное мышление принимает «внешние черты явления – случайность нужды, потребность в защите, силу, богатство и т. д. – не за моменты исторического развития, а за субстанцию государства. <…>. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя»3. Вначале государство еще не соответствует своему понятию. Лишь в процессе эволюции человечества оно должно стать действительным государством-идеей, т. е. понятием, воплотившимся в реальную форму своего объективного существования, в мир исторического пространства и времени. Что же такое государство? Это, прежде всего, жизнь всего народа в ее многообразии, самоорганизованная в свободную жизнь. Как всеобщий способ жизни людей в свободе, государство есть социальный мир в природном мире, материально-духовный, нравственно-правовой микрокосмос в солнечном макрокосмосе, созданный человеческим духом. Государство – самосознательное звено между Землей и Небом. Оно содержит в себе и то и другое. Государство – это различенный внутри и вовне себя на многообразные формы и функции своего существования дух народа, реально существующий через конкретных людей, исполняющих определенные роли в социальном мире. Каждый человек – центр и самоцель государства, обладает индивидуальной и социально-космической природой. От состояния человеческого духа зависит состояние государства, оказывающего свое воздействие на природу и мировую цивилизацию. По отношению к конкретному человеку другие люди (народ), организованные определенным образом и выполняющие соответствующие функции в системе общественного разделения труда, представляют собой государство. Этот же человек, выполняющий определенную функцию в обществе, вместе с другими людьми (народом) выступает по отношению к любому другому конкретному человеку в форме государства. Последнее есть адекватный культуре народа внутренне-внешний способ жизни не хаотической толпы, а общества, члены которого образуют определенные органы хозяйственного, правового, политического организма, в котором только и возможна свободная жизнь каждого человека и всех людей в соответствии с их национальной идеей и смыслом жизни. Таким образом, государство есть неразрывное единство содержания и формы жизни общества, осуществляющейся на основе свободы духа народа или, что то же самое, свобода, объективно существующая в историческом пространстве и времени в виде саморазвивающейся системы духовных, материальных и организационных форм, образующих органическую целостность народной жизни. По своему понятию государство представляет собой социальный мир, находясь в котором человек имеет все необходимое для свободной жизни. Это способ осуществления всеобщего и особенного интересов, которые взаимообусловлены и друг без друга нежизненны. Абстрактно мыслящие политики и чиновники, нарушающие баланс интересов государства и его граждан, разрывают тем самым логически реальное понятие гражданского общества и государства, в котором (понятии) заключена внутренняя сила и устойчивость государства. Человек в качестве гражданина одновременно проявляется и как частное лицо, и как самосознательная часть государства. С одной стороны, его жизнедеятельность направлена на удовлетворение личного интереса, с другой – он реализует и государственный интерес, поскольку действует всеобщим, т. е. нравственно-правовым, способом, благодаря чему непрерывно воспроизводится государственность, или реальная свобода народа. В истинном государстве все эти органы и функции должны быть внутренне-внешними способами жизни-свободы и представлять собой такую замкнутую на себя и на единую (планетарно-космическую) жизнь целостную систему духовно-материально-организационных явлений трудовой деятельности, через которую могла бы осуществляться сущность человеческой жизни – нравственно-правовая свобода. Ее внешнеорганизационная форма – государство как систематически саморазвернутая в соответствующие способы своего действительного существования нравственная субстанция. Именно поэтому государство и нужно понимать в его целостности, как соответствующую территорию и совокупного человека (общество), в его исторически национальной особенности, который по своей сущности есть свободный дух, выступающий в своем проявлении в качестве интегральной формы, состоящей из менее развитых форм развивающейся субстанции. Вне этих форм свободной жизни государство – пустая оболочка, лишенная своего субстанциального содержания и материально-организационной структуры. Поэтому улучшение государства должно совершаться самим государством, целостным, духовно-материально-организационным способом, т. е. как через качественное изменение его творческой субстанции – повышение культуры духа народа путем его обучения и воспитания, основанного на национальной идее образования, так и через создание недостающих и совершенствование имеющихся многообразных форм, которые вынуждена принимать субстанция для осуществления своей цели – духовно-нравственной и здоровой жизни, обороноспособности и реального суверенитета. Необходимо помнить, что государство – это не только и не столько государственный аппарат, а целостная система духа народа от его простейшей до наиконкретнейшей формы выражения. Вследствие того, что более сложная форма, как органическая тотальность, содержит в себе свои менее развитые формы, государство, будучи самоопределяющейся формой форм, состоит из всех субъективно-объективных, идеально-материальных проявлений духа нации: социально-экономических отношений, юридических и морально-нравственных прав и обязанностей, учреждений и организаций, органов власти и управления, правоохранительных органов, законодательных актов, конституции и главы государства. С количественной стороны народ представляет собой формальное основание, не субстанциальный источник власти и государства, ибо воля народа по своему качеству должна быть свободной, нравственно-правовой, т. е. истинно государственной волей. Поэтому с содержательной стороны государство – это не только совокупность всех духовных, материальных и организационных явлений, общественных отношений, организованных определенным образом, но совокупность условий, средств и способов свободной жизни народа, созданных им в таком количестве и такого качества, а также организованных в систему социального организма так, как это необходимо для осуществления свободы, реализации национальной идеи и эволюционного смысла человеческой жизни в составе мироздания. Общий смысл государства состоит в свободном, нравственно-правовом способе жизни людей. Именно в государстве, как в социальном космосе, народ находится в хозяйственной, политической, духовно-культурной среде, благодаря которой он приобретает для своей жизни и эволюции необходимые материальные, духовные и организационные ресурсы своего истинно человеческого, индивидуально-общественного, частно-государственного существования. Государство – это, во-первых, совокупность всех социальных ноуменов-феноменов: целей, средств, условий, способов, форм, которые порождает из себя человеческая жизнь в качестве субъективно-объективного духа народа – земного отражения божественного духа; во-вторых, это определенный организационный порядок, координировано-субординированная система субъективно-объективных форм жизни народа, находящихся в различенном единстве в соответствии с природой понятия; в-третьих, это единство понятия свободы духа народа и дифференцированной формы его действительного существования, социальный организм, нравственно-правовой способ бытия нации, сознательно-волевой макрокосмос человеческой свободы. Идея собственности и государство Исходя из идеи государства как богочеловеческой свободы в ее духовной (внутренней, идеальной, идеологической), материальной (внешней, социально-экономической) и организационной (внутренне-внешней, государственно-правовой) целостности, национально ориентированная власть и общество должны осознать ложность цели лишь материального, одностороннего, а потому и неэффективного развития страны. Без расширенного воспроизводства духовного условия реального существования экономики низкая общая и профессиональная культура духа, некомпетентность либеральной части правительства и «эффективных» менеджеров, оторванных как от научной мысли, так и от жизни, коррумпированность чиновников, безнравственность владельцев отраслей общественного производства, продажность гарантов правопорядка, разумеется не всех, другие состояния и формы сознательно-волевого опосредствования индивидуального и общественного бытия, не соответствующие своему понятию – разуму и свободе, – останутся угрозой национальной безопасности, самовоспроизводящимся препятствием на пути подлинного развития России в соответствии с ее национальной идеей, социальной действительностью которой выступает государство. Причиной противоречия государства своему понятию, дезинтеграции всех его составляющих, в том числе и экономики, является социальный атавизм – противоречащая эволюции человека олигархическая частная собственность на средства производства – средство эксплуатации работающего населения, несправедливого распределения продукта общественного производства, орудие разрушения природного и социального мира, особенно в руках патологически алчного, духовно дикого собственника, основа криминала, – собственность, которая с государственной и другими формами собственности не образует идею собственности как экономико-правовую реальность свободы граждан. Разорванность идеи собственности – неразрешенное противоречие между ее понятием и его наличным бытием: владением, пользованием и распоряжением имуществом выражается не только в содержательно неправомерном – формально законном генезисе приватизации, но и в противоправном превращении в частную собственность объекта, который по своей природе (смыслу и назначению) является общенародным, государственным, а также в размере доли перехода олигархической собственности в государственную, несоразмерной понятию свободы, социальной справедливости, где критерий разумности этой меры – осуществление интересов всего народа, сохранение и воспроизводство целого – государства. Не постигающее своей идеи, разума лишенное государство – саморазрушается. В свете идеи собственности как взаимопроникающего единства ее частной и государственной форм, где каждая по отношению к другой есть свое другое, мысль о свободе рыночной экономики, ее преимуществе по сравнению с плановой – это недомыслие однобокого, эгоистического сознания, не отличающего экономико-правовое явление, неадекватное своему понятию, от явления, соответствующего последнему. Если понятие свободы есть практическая идеализация природной и социальной реальности: знание ее законов и сознательно-волевая жизнедеятельность в согласии с ним (истина, ставшая свободой), то почему рыночная экономика, основанная на частной собственности масштаба личного курятника и формальной свободе, а потому полусвободе по отношению к самой себе как национальной экономике в целом и морально-нравственной шкале идеи свободы, – почему она более свободная, чем плановое хозяйство? Несоответствие исторического духа народа идее плановой экономики вовсе не говорит о ее несостоятельности как социальной идеи, а лишь означает ее бытие в качестве понятия, т. е. возможности, ждущей своего времени, чтобы адекватной себе культурой духа воплотиться в действительность, которую (культуру) и нужно расширенно воспроизводить вместе с национализацией и прекращением приватизации национальной (государственной) собственности. Как и почему перманентно кризисная экономика социального инстинкта, где юридический произвол одного ограничивается произволом другого, экономика социальной несправедливости, эксплуатирующая человека и природу ради ложной, противоэволюционной цели жизни, может быть более эффективной и свободной, чем экономика, основанная на общенародной (государственной) собственности? Нет, не может, если последняя будет не абстрактно общенародной, т. е. без частной собственности (как она существовала в головах тех, которые диалектику учили не по Гегелю, и в самом народном хозяйстве, стоявшем на одной ноге, пока эта нога не подломилась), а конкретной, находящейся во взаимообусловленном единстве с последней, т. е. идеей собственности. Логически и реально это означает, что государственная (субстанциальная) собственность по отношению к частной собственности выступает как видовой, так и родовой собственностью, а также их различенным единством – национально-государственной собственностью, саморазвернутой в социально-экономическую и государственно-правовую действительность, соответствующую своему понятию. Разумеется, частная (капиталистическая) собственность также не существует в чистом виде, без государственной собственности, и частично выступает в качестве идеи собственности. Но все дело в характере, объеме и отношении частной собственности к государственной. Именно соотношение этих количественно-качественных характеристик экономико-правовой действительности свободы и образует понятие идеи собственности. В условиях олигархической собственности, как экономико-юридической (не всегда правовой) формы государства, крупному капиталу вместе с собственностью фактически принадлежит и само государство в его историческом самоизвращении по отношению к своему понятию – социальной действительности свободы, и в этом смысле правы классики марксизма-ленинизма, определяя государство как орудие порабощения. Практически действующим самосознанием – совокупным разумом и общенародной свободой воли национальной экономики, основанной на идее собственности, является государственное планирование и регулирование, благодаря которому происходит сознательно-волевое проникновение государства в самого себя, в свои духовные, материальные и организационные составляющие, и тем самым не уход его из собственных сфер жизнедеятельности, (на что направлена противогосударственная деятельность либералов), который порою означает приход туда всевозможных социальных шакалов, а углубление и расширение свободы государства, значит, и свободы граждан, экономики как своей материальной формы, освобождение ее от периодических кризисов, превращение государства из абстрактного в конкретное, приближающееся к своей идее. Государство как основа и способ свободной жизни народа Государство лишь внешним образом различено на свои органы и функции. Различные формы духа народа связаны между собой их родовой сущностью, поскольку они есть явления единой субстанции – нравственной свободы. Эта теоретическая мысль имеет важное практическое значение, заключающееся в том, что каждый элемент государства, каждая социальная функция общества, организованного в политическую систему как мир свободного духа, построенного им самим, в действительности живет в составе всего государства и осуществляет свою специфическую деятельность благодаря органической взаимосвязи со всеми элементами организации свободы. Раньше мы показали4, что основой общества является не экономика, а свобода духа народа, которая одновременно выступает и в качестве субстанции, и в виде систематически развитой формы ее действительного существования – государства. В обоих своих определениях народный дух – живой носитель свободы, является творческой самоосновой, порождающей из себя содержание и форму своего бытия. И так же, как мироздание в целом, общество в виде государства удерживается на самом себе. Таким образом, действительной основой жизни человека и его социально-экономического и политического тела в виде системы производственных, правовых, моральных, нравственных, словом, совокупности всех материально-духовных общественных отношений, а следовательно, и самой себя является нравственная свобода духа народа, организованная в государство. Исторически свободное развитие каждого элемента субстанции-системы, свободной воли народа-государства возможно лишь в том случае, если будет закономерно функционировать государственная система в целом как органическое единство понятия свободы и дифференцированного способа ее действительного существования; закономерного социально-экономического содержания и свободной формы ее сознательно-волевого бытия в пространстве и во времени. Каждый элемент государства свободно осуществляет свою жизнедеятельность благодаря его соответствию как своей специфической, так и всеобщей закономерности и эволюционно-национальной цели социальной жизни. Работая на другие элементы государства, он сохраняет тем самым самого себя. И в этом взаимообмене специфическими видами общественной деятельности каждый государственный элемент находится в идеальном единстве с другими элементами и осуществляет свою реальную жизнедеятельность как собственной силой, так и силой всего нравственно-правового макрокосмоса. Вот в чем сила и эффективность государства. Вот почему государственная власть должна стремиться к тому, чтобы идея государства пропитывала собой каждый свой орган и каждую функцию. Каждый его элемент должен быть специфической формой отражения и выражения всего государства, как социальной действительности национальной идеи, – духовно-нравственной и здоровой жизни народа, культуры его духа, индивидуального и общественного бытия, перенесенного в дух и тем самым познанного и освобожденного духом. Есть люди, порода которых – низина духа. Для них государство-идея, как и все духовно высокое, – это наивная мечта. Но разве извращенное состояние современных государств не есть результат отсутствия этой «наивности» в пропорции, равной этому извращению? На Земле еще не существует государства, всецело соответствующего своему понятию, т. е. государства-идеи. Степень исторической развитости государства прямо пропорциональна степени реализации им своего смысла и эволюционного назначения, раскрытия государством своей идеи. Будущее государства не как аппарата насилия, которое в качестве правомерного насилия представляет собой обратный удар той или иной силы, вызванный тем или иным правонарушением, а как социальной организации свободы есть будущее самой свободы духа и жизни народа, организованного в государство – сознательно-разумную жизнь человека, семьи, общества. Понимание идеи государства ради целостного, ускоренного развития России, сохранения ее национального достоинства, несовместимого с капиталом и ее достойного противостояния враждебным государствам, каковых для получателей иностранных грантов не существует, означает следующее: - целью, средством, способом и результатом деятельности государства в соответствии с его понятием и национальной идеей является само государство в его духовной, материальной и организационной целостности, что и должно быть стратегическим содержанием государственной политики, направленной на расширенное воспроизводство субстанции государства – духа народа и его социально-экономического и государственно-правового тела, сильного и здорового, сокрушающего любого врага; - сущность цели государства, его граждан – свобода не в ее абстрактном, вульгарном, либеральном понимании, а в конкретном, истинном значении как не только адекватное познание необходимости (закономерности) жизни и жизнедеятельность на основе этого знания, но и фактическое владение народом реальностью свободы – собственностью в виде условий и средств общественного и частного производства, которая сегодня в руках вненациональной, больше злоумной, чем разумной, «элиты», личной жизни, охраняемой правомерным законом и нравственно-правовым государством; - всеобщим практически действующим самосознанием этой свободы, как концентрированной сознательно-волевой формы природного и общественного бытия, является государственная власть, носители которой должны соответствовать ее понятию – быть властным разумом, разумной силой, так нужной сегодняшней, возвращающейся к своей идее, России, организованной в государство, – абсолютный ресурс саморазвития. «Я» – государство как социальный бог: патриотизм Значение и ценность государства наиболее остро ощущается, осознается и проживается всем сердцем, разумом и естеством человека во время приближения угрозы национальной безопасности и особенно тогда, когда наступает его дезинтеграция и разрушение, повлекшее за собой горе, страдание и смерть людей. Так же и со здоровьем. Оно не замечается и не ценится до тех пор, пока не возникнет болезнь. Государство-идея, как духовно-материально-организационная основа-способ свободной и здоровой жизни людей, есть социально абсолютная ценность и в этом смысле – социальный бог. Его особенность состоит в том, что он представляет собой бессознательно-сознательный процесс и результат жизнедеятельности народа без которого социальная организация свободы не существует. Именно поэтому существование государства заключается не только в том, чтобы познать себя как общенародное средство свободной жизни каждого и всех, абсолютный ресурс саморазвития, но и на основе этого знания самой повседневной жизнью граждан сознательно воспроизводить себя. Это означает, что каждый нормальный человек, живущий ради себя и своей семьи, должен заботиться также и о своей общенациональной (многонациональной) семье-государстве, находясь в котором как в своем другом, он находится у себя дома, в социальном мире, где есть все условия и средства жизни, и благодаря которому человек из абстрактно свободного превращается в конкретно свободного человека-государство, гражданина. Вот почему жизнь человека, как самосознательной формы природы и общества, должна быть направлена не только на духовно расширенное воспроизводство самого себя и своей семьи, но и на развитие государства, а также на сбережение и воспроизводство природных условий его-своего бытия, что так или иначе, бессознательно, полусознательно и сознательно происходит. Но пришло время, когда ради сохранения России от внешних и внутренних разрушительных сил, победы истины над ложью в информационно-идеологической, духовно-мировоззренческой, холодной, а, возможно, и реальной, горячей войне, требуется сознательно-волевое развитие государства в соответствии с его понятием и национальной идеей самим государством, его совокупным «я», не абстрактным, а конкретным гражданином, мною и тобою. Для этого нужен соответствующий уровень политической, общей и профессиональной культуры духа, на основе которой каждый гражданин, будучи на своем месте, осуществлял бы свою жизнедеятельность в согласии с обычаями и законами своей страны, собственные интересы – в единстве с интересами общества и тем самым нравственно-правовым способом воспроизводил бы духовные, материальные и организационные составляющие государства, следовательно, и свою собственную жизнь, а также понимал, что граница между истинной оппозицией и национал-предателями – орудием «цветных» революций, проходит по сознанию, сердцу и воле человека, мыслящего, чувствующего и действующего либо в интересах своего отечества-государства, либо в интересах собственной шкуры, продажной. Отношение гражданина к своему отечеству-государству в виде самовоспроизводящейся на разуме, любви и свободе индивидуально-общественной жизни, есть подлинный патриотизм – интеллектуально-чувственно-волевая сила, созидающая государство как саморазвертывающееся в социального бога «я», в котором и благодаря которому происходит второе, духовное рождение человека и его жизнь в свободе как исторически конкретной полноте. Государство – социальный бог – это действительность национальной идеи как мысли Бога о нации. Могущество государства – его духовная, материальная и организационная целостность как воплощающаяся в жизнь национальная идея Каждая нация Земного человечества, живущего в трех мирах, является его определенным сознательно-волевым органом. Будучи пространственно-временной формой внепространственной идеи, нация обладает особенностью своей идеально-реальной природы и имеет особенное назначение в составе планетарного организма, которое оно должно исполнить в процессе своего исторического развития. В противном случае неразумная часть Целого, захотевшая жить не своей, а чужой (европейской, американской) жизнью, не мытьем, так катаньем будет приведена в соответствие со своей идеей ради сохранения и эволюции как ее самой, так и Жизни, благодаря которой и в которой нация имеет свое бытие. Реализация национальной идеи, как нравственный долг народа, есть история становления и развития государства. Его сила заключается не только в научно-техническом, социально-экономическом, военно-промышленном, государственно-правовом, культурном развитии, а в том, что эта духовно-материально-организационная целостность государственного организма является социальной действительностью национальной идеи – богочеловеческой основы и способа жизни народа  – фундаментального принципа государственной политики. Именно поэтому государство, как человеческая форма исторически конкретного, ограниченного выражения божественного содержания национальной идеи, есть несокрушимая мощь, социально абсолютный ресурс саморазвития. Только этой тотальностью жизни Россия преодолеет все внутренние и внешние препятствия, орудием-оружием Правды, непобедимой ни в холодной, ни в горячей вой­не – земном отражении сверхземной битвы тьмы со Светом, – одолеет врагов и осуществит свою миссию.

ПРИМЕЧАНИЯ


1    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 253. –
2    Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 75.
3     Гегель. Философия права. М., 1990. С. 281, 284.
4    См. «Культура здоровой жизни», №6, 2014. С. 6-7



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru