Круглые столы » Культура – творческий ресурс духовной и социальной реформации

Культура – творческий ресурс духовной
и социальной реформации

10 июня 2014 года редакция журнала «Культура здоровой жизни» совместно с Постоянным представительством Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ провели «круглый стол» на тему «Культура – творческий ресурс духовной и социальной реформации».

В работе «круглого стола» приняли участие Валерий Иванович Мурашов, главный редактор журнала «Культура здоровой жизни»; Денис Львович Кузьмин, координатор Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации; Давид Георгиевич Карапетян, помощник депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы; Дина Константиновна Кирнарская, проректор по творческой работе Российской Академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор, президент АНО «Таланты ХХI века»; Юрий Дмитриевич Куклачёв, народный артист РСФСР; Геннадий Иванович Правоторов, народный художник России, академик РАХ, секретарь СХ России – куратор по Сибири и Дальнему Востоку; Мария Петровна Космолинская, советник по культуре Постоянного представительства РС(Я) при Президенте РФ, директор НГКЦ «Саха-Арт» и Саха-Арт галереи; Татьяна Ивановна Личманова, художник по костюмам ФГУП «Киноконцерн “Мосфильм”».
Открывая заседание, ведущий «круглого стола» В.И. Мурашов сказал:
– В Год культуры разработка и обсуждение Основ государственной культурной политики – значительное событие в жизни страны, находящейся в духовно-материальном дисбалансе. Культура и ее сознательно-волевое выражение – государственная политика – это творческая основа развития человека, общества и государства, тотальный ресурс духовной и социальной реформации России в соответствии с ее национальной идеей.

Нести добро на крыльях души

Стремительно вошедшего Юрия Дмитриевича Куклачёва участники «круглого стола» встретили улыбками:
– А где же кошки?
– Обычно это первый вопрос, с которым ко мне обращаются, – весело отреагировал создатель самого оригинального в мире Театра кошек, народный артист РСФСР, обладатель множества зарубежных призов, сценический критик, автор нескольких книг и методических пособий для студентов Циркового училища и учителей общеобразовательных школ.
Ю.Д. Куклачёва знают и любят все: этот добрый маг, человек-праздник, излучающий солнечную радость, популярен и у детей, и у взрослых. Жонглер, эквилибрист, каскадер, фокусник, дрессировщик. Пока никто в мире не смог повторить уникальных спектаклей Ю.Д. Куклачёва, потому что для этого мало быть просто дрессировщиком. В основе его творчества – любовь, которую животные чувствуют на расстоянии, особенно кошки, которых невозможно подчинить ни кнутом, ни пистолетом. Об особенностях каждой из своих пятисот кошек артист постоянно размышляет в дневниках, которые ведет более сорока лет. Из наблюдений возникла уникальная методика: как энергией добра творить чудеса, как через любовь к животным проложить путь к сердцу ребенка, помочь понять свое предназначение, развивать «рефлекс цели».
– Когда началось разрушение всего в «лихих девяностых», я, работающий с детьми, первым увидел, что наркомания уже проникла в школы. Я стал бить тревогу, а мне упорно возражали: «Не может быть!» И вдруг умирает сын моего друга от передозировки наркотиками. Красивый, талантливый мальчик. Я долго не мог опомниться от этой утраты и пытался придумать, как же спасать наших детей? – посвятил в предысторию своей педагогической деятельности Юрий Дмитриевич. – В 1994 году мы с женой поехали в Иерусалим, получили священный огонь в храме Гроба Господня. Умылся я этим огнем и спросил: «Господи, чем я могу помочь детям?» И голос небесный вразумил: «А ты пиши!» Писать? Но никогда в жизни не делал этого! И тут же услышал совет: «А тебе и не надо писать. Ты беседуй!» Ну я и стал беседовать с детьми и добеседовался до того, что написал восемь книг.
Его книги из серии «Школа доброты» стали основой авторской программы работы с трудными подростками. Артист побывал в 33 исправительных учреждениях для несовершеннолетних, взял шефство над колонией в Казани. Дети 12–16 лет, с которыми он работал, считались преступниками номер один. Теперь в своих письмах бывшие подопечные, из которых один поступил в Суворовское училище, другой работает в МЧС, называют Юрия Дмитриевича духовным наставником.
Его открытая детская улыбка, лучезарное обаяние способны доверительно раскрывать самое затаенное в сердцах, извлекать затаенное из сокровенных глубин души.
– Требовалось чуть-чуть сдвинуть сознание детей в нужную сторону, поменять их взгляд на жизнь, – просто объяснил задачу своих уроков доброты и самопознания народный учитель России Ю.Д. Куклачёв. – Оказалось, что я, не зная ученых трудов, интуитивно дошел до нужного. Уж очень мне хотелось, чтобы в России всё изменилось, уж очень я переживал за юное поколение! И вот восьмой год совместно с Федеральным институтом развития образования мы реализуем программу по духовно-нравственному воспитанию. Если б вы знали, какие письма мне пишут дети из колоний! Плакать хочется от таких откровений. По этим письмам можно проследить, как меняются, преображаются души. Воспитывают ведь не просто словами, а духом, собственным примером, своей культурой, своими действиями. Многие беды начались ведь после того, как из сферы образования убрали задачи воспитания. Пусть, дескать, воспитанием занимаются родители. А родители в 1990-е годы были озадачены поисками работы и заработка. И воспитанием занялись казино, улица, коммерция, реклама пива, телепередачи «Дом-2», разрушающие нравственность. Но сегодня вспомнили, наконец-то, слова Д.И. Менделеева, который сказал: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Кроме знаний, ученику надо дать внутреннее содержание. У меня есть специальная программа для учителей «Духовная кулинария». Поработав со студентами педагогических вузов, я понял, что требуется пересматривать систему подготовки школьных учителей. Сегодня спасти Россию смогут не банкиры, не газ и нефть, а учителя, способные на крыльях своей души нести добро по всему миру.
Необходимо поддерживать инициативы, которые уже появились, – считает Юрий Дмитриевич. – И не понадобится бежать на площадь, в том числе на Болотную, если каждый на своем месте будет действовать добротно и чисто, благородно и культурно. А что такое культура? Это философия духа. Культура – не внешний лоск и соблюдение этикета, а деятельность человека во благо другим.

Культура духа и жизни

– Ваше творчество, ваша педагогическая практика – убедительный пример преобразующей силы духа, – обратился к Ю.Д. Куклачёву ведущий «круглого стола». – В проекте Основ понятие духа не является основополагающим. Между тем именно дух народа выступает всеобщим предметом, субъектом и объектом культурной политики, которая сама есть государственная форма его существенного выражения. Дух – это не только религиозное, но и универсальное понятие, соединяющее в себе божественное и человеческое. Для того чтобы человек стал человеком и наша многонациональная жизнь не распалась,  дух должен вырабатывать истину знания, моральность и красоту чувства, свободу воли. На этой триаде – всеобщем понятии культуры и основывается собственно человеческая жизнь в ее многообразии, единство народов России, стоит государство.
– Сущность духа, которая всё регулирует и воспитывает, – это совесть, – продолжил Ю.Д. Куклачёв. – Если совести нет, то вместо духа будет душонка, которая страждет набить карманы. Главная болезнь в сегодняшнем мире – не экономический  кризис, а духовный. А всё оттого, что  отошли от такого природного инструмента, как совесть. М.С. Щепкин в свое время предупреждал: «Бойтесь не того ревизора, который стоит за дверью, а того, кто подойдет к гробовой доске, возьмет за горло и спросит: "Ну, как ты без меня прожил?"» Жить без совести – это гибель.
– Государственная культурная политика – мощнейший ресурс не только духовной, но и социальной реформации России, – заметил В.И. Мурашов. – Вне этого культурная политика сведется к политике в сфере искусства. Именно культура должна быть наивысшим критерием истинности всех общественных отношений, в том числе и экономики. Прагматизм культуры в эпоху прагматизма необходимо, я считаю, вбить в Основы.

Совесть художника

Каждый участник «круглого стола» оценивал проект Основ со своей профессиональной позиции. Но лейтмотивом во всех выступлениях проходила апелляция к совести творческой личности.
– Культура не в том, как выразит себя художник или артист, а в той духовности, которая сосредоточена в морально-нравственном отношении друг к другу и в той этической категории, что называется совестью. Критерий всей культуры – совесть, – выразил свое убеждение народный художник России, академик РАХ, секретарь Союза художников России Геннадий Иванович Правоторов. – Можно быть великим знатоком юриспруденции, но при этом – алчным адвокатом, работающим не на совесть, а на свои гонорары. Меня всегда изумляет, когда адвокаты испытывают профессиональную гордость и радость от того, что  успешно защитили тех, у кого руки по локоть в крови, и их признали невиновными. Это духовная антикультура и моральное преступление не менее тяжкое, чем правонарушение, совершенное подзащитным.
Сегодня агрессивная антикультура в изобразительном искусстве вытеснила художественную правду и совесть. В бытность министра культуры России А.А. Авдеева группа «Война», установившая скульптурный фаллос в Санкт-Петербурге, получила первую премию. Созданы ревизионные комиссии и худсоветы, но люди без совести используют свои должности во вред культуре ради собственной корысти. При таком раскладе недолго дойти и до того, что культурной нормой будет признано то, что пишут на заборе.
В своих представлениях о гармонии мы опираемся на классику. Для нас критерии античного искусства – Фидий, Поликет, Мирон и сегодня актуальны своим истинным, добротным отражением мира. Устаревает техника, но подлинные произведения искусства не станут менее значительными и в грядущих столетиях.
В годы соцреализма приветствовались темы, близкие к жизни, и устремления к лучшему. Теперь реализм стал почти ругательным словом. Но я это слово произношу твердо, ясно, всегда и везде, и в Кремле, и в подворотне. Другое дело, что реализм – самый трудный путь. Ходишь по залам современного искусства и вдруг видишь – абсолютный реализм, но ощущаешь, что сделано произведение не десять лет назад, а только что, и в рамках сегодняшнего так прекрасно подано, что охватывает ревность: как же ты этого не увидел?
Когда я учился, нам не хватало программных часов рисунка, живописи и композиции, и мы с нетерпением ждали дополнительные вечерние часы добровольного изучения. Мы покупали дешевые папки и за вечер изрисовывали всю бумагу. Сегодняшние студенты занимаются через пень-колоду и даже не выполняют номинальную программу. Надо ли удивляться, что такие студенты даже под угрозой расстрела не напишут психологический портрет? К тому же им известно, что сегодня реалистический портрет или жанровая работа не будут востребованы.
К сожалению, немало примеров, когда творческие люди идут на сделку с совестью во имя конъюнктуры. Авторитеты постепенно уходят. Однако они еще есть. Но кто воспримет их советы и слова?
– Нематериальное, невидимое при отсутствии совести разрушает материальное и видимое, осязаемое в пространстве и во времени, – подытожил размышления Г.И. Правоторова ведущий «круглого стола». – Смыслом или основой искусства является красота, как чувственное выражение истины. И там, где ее нет, царствует эпатаж, кич и псевдоискусство. Геннадий Иванович Правоторов подвел вот к какой мысли: в Основах должны быть указаны критерии подлинности произведений искусства как идиальной формы культуры.

Рычаг Архимеда

– Есть хорошее англоязычное определение культуры из двух слов: «Share knowledge», то есть – «делиться знаниями, совместное использование знаний, разделенное знание», – предложила четкую формулу Дина Константиновна Кирнарская. – Мы говорим: духовные скрепы. А это по сути и есть разделенное знание, или share knowledge. То есть то, что растворено в наших мыслях, в нашем духовном мире. То, что мы не утверждаем и не декларируем, но оно руководит нашими мыслями и поступками. Культура – это всеобщий мотив и причина всего. В каких условиях мы живем, как относимся друг к другу, к чему стремимся, что является идеалом – всё пронизано культурой.
Как человек из мира искусства, я не могу не согласиться с тем, что культура, по определению Валерия Ивановича Мурашова, – это всеобщий интеграл бытия. Меня удивило, что в Основах нет определения культуры. А хорошо было бы обозначить, что есть что. Считаю, что государственному документу не помешало бы предпослать некий словарь-глоссарий. Культурная политика, допустим, – это совокупность действий, направленных на реализацию следующих целей, освобождение творческого труда, рост просвещения и так далее.
Нездоровое тяготение к материальным благам на самом деле заполняет духовную пустоту, когда человек не знает, чего хотеть, – заметила Дина Константиновна. – «Хотеть» в понятии Льва Толстого – дело непростое. Захотеть «Porsche» – понятнее и проще. Усилия общества и государства должны быть направлены на то, чтобы человеку захотелось от простых желаний перейти к сложным, от примитивных материальных стремлений – к более возвышенным, духовным.
Мы не можем одномоментно преодолеть отставание в технике и технологиях, построить здоровую экономику за десять лет, а культуру – можем. Потому что у нас есть прочный фундамент великих национальных культур, богатых и влиятельных. Если мы сможем создать культурного, высокодуховного человека, то через двадцать лет Россия совершит невероятный рывок и в экономике в том числе! Таким путем еще никто никогда не ходил. И этот малозатратный, но очень эффективный путь следует взять на вооружение.
Чем мы богаты для всего остального мира? Культурой! Банальность, вроде бы. Но мы на это мало обращаем внимания. Культура – это тот архимедов рычаг, который позволит России выйти на передовые рубежи. Воспитательная, созидательная сила культуры у нас пока не реализована.
Задачей государственной культурной политики должна стать реализация и воплощение тех огромных преобразующих сил, которые заложены в культуре и которые в дальнейшем воздействуют на политику, экономику, общественное бытие.
Хотелось бы внедрить этот ресурс культуры в общество. Воспитывать, образовывать, просвещать с помощью культуры. А следующая задача – как сделать ресурс культуры активным преобразующим общество, выводящим его на новый уровень?
 С принятием такого важного государственного документа, как Основы, главное – не спешить. Объявлено, что общественное обсуждение заканчивается 30 сентября. А почему не 31 октября? Надо осознать важность документа. Хочу внести предложение пообсуждать проект подольше. Создать штаб более обширный и в то же время – более централизованный, чтобы команда работала более слаженно и целенаправленно. И тогда мы сможем перевернуть представление о культуре, а культурой улучшить жизнь.
– Бытие надо перенести в культуру, – подсказал В.И. Мурашов. – Потому что культура – это истинное, прекрасное и свободное бытие.
– Да! Именно это я имела в виду.

«Музыка для всех» – опыт Якутии

Участники «круглого стола» неоднократно упоминали имя первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. Это политик новой эпохи, по словам В.И. Мурашова. Он занимается проблемами всех сфер жизни, но значительное внимание уделяет духовному развитию республики. Примечательно, что в Российской Федерации есть единственное Министерство культуры и духовного развития – в Республике Саха (Якутия).
– Это дополнение отличает не просто название министерства, но и определяет особенности реализации культурной политики, – отметила советник по культуре Постоянного представительства РС (Я) при Президенте РФ Мария Петровна Космолинская. – Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев возглавил грандиозный проект «Музыка для всех», который является моделью государственной культурной политики. Классическая музыка должна стать не привилегией, а правом каждого молодого человека в республике. Опираясь на лучшие национальные традиции и инновационные методики, преподавательский коллектив Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), которая стала одним из культурных плацдармов проекта, помогает выявлять и развивать юные таланты, открывая перед ними бескрайние духовные горизонты. К столетию республики, то есть к 2022 году, «Музыка для всех» охватит всех якутских школьников.
Этот уникальный проект направлен на то, чтобы погрузить всех в тайну творчества. Если ребенок с рождения пребывает в благотворной музыкальной среде, то истина, добро, красота войдут в него само собой, без всяких усилий. Достаточно созерцать и впитывать, сопереживать и соприкасаться. Чтобы обрести культуру надо просто взаимодействовать с искусством, всё время пребывать в культурном контексте.
Считается, что всё давно придумано. Однако такого проекта, как «Музыка для всех», еще не было. Если в основе образования будет культура, в том числе искусство, то через десять лет, как надеется Михаил Ефимович Николаев, те, кто прошел сквозь музыку и пропитался ею, будут по-другому проектировать, строить, разговаривать друг с другом, и жизненные ценности у них будут другими. Поколение, прошедшее сквозь горнило искусства, должно стать совершенно особенным.

Обретения и утраты

Проблему преемственности поколений обозначила художник по костюмам ФГУП «Киноконцерн “Мосфильм”» Татьяна Ивановна Личманова. Ей довелось работать в оскароносном фильме «Дерсу Узала», который создавал легендарный Акира Куросава, а также на съемках культовой картины «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну.
– Я отдала своей профессии художника по костюмам сорок с лишним лет и счастлива, что самоотверженно занималась любимым делом. Был большой коллектив профессионалов-единомышленников. Совесть, духовность, культура присутствовали не только в профессии, но и в человеческих отношениях, – отметила Татьяна Ивановна. – Сегодня кино делает тот, у кого есть деньги. Недавно я столкнулась с тем, что фильм снимают режиссер-каскадер, оператор-каскадер, а роли исполняют тоже каскадеры. Заполнение нашей профессии дилетантами вызывает тревогу. «Мосфильм» был кинофабрикой, грандиозной структурой с великолепными цехами, где работали гениальные операторы и художники. Теперь это не тот громадный киногород, где создавались выдающиеся произведения искусства, а пространство, которое принимает экскурсионные потоки. Есть талантливые молодые люди, которые несут культуру, но это малая толика среди необразованных дилетантов, не имеющих никакого отношения к кинематографу. А профессионалы, способные нести культуру в массы, не имеют финансовых возможностей снимать кино. Творческие люди потеряли свои профессиональные союзы. Уходят последние из могикан, а равноценной замены из новых поколений не видно.

Сбитый прицел

– Необходимо разобраться, почему в профессиональной среде художников, музыкантов или кинематографистов отсутствуют единые критерии понимания ценностной системы координат, – считает координатор Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации Денис Львович Кузьмин. – Что есть ценность творческого произведения? Все мы понимаем, что классическая система – ценность. А что такое постмодернизм – мы не знаем. Как сказал Н.А. Бердяев, классическая культура – это материализация духа, а постмодернизм – это дематериализация материи. Импрессионизм, оказывается, негативно воздействует на психику человека, согласно исследованиям Института мозга человека имени Н.П. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Многих глубинных вещей мы не знаем, а надо бы пользоваться новыми возможностями приобретения знаний о человеке, опираясь на науку. Сегодня нет ценностных критериев, нет авторитетов. Действительно, уходит поколение деятелей искусства, которых мы глубоко уважаем, почитаем и любим, а достойной смены  из молодых поколений не наблюдается.
Государственная ценностная система сегодня напоминает своеобразный сбитый прицел. Нужно находить способы административного усиления подлинно ценностных вещей.
Как разобраться с ситуацией? Это в значительной степени внутренняя проблема творческих сообществ. Мы все говорим правильные вещи, но как это применить – никто не знает. Сегодня важно не просто сформулировать, но и найти способ донесения и понимать, как это применить. Очень важно реанимировать общественное мнение внутри профессиональных творческих союзов и выступить с консолидированными предложениями, которые могут лечь в Основы.

Национальная идея – альфа и омега  Основ государственной культурной политики

– Следует приветствовать и поддержать появление проекта «Основ государственной культурной политики» и вместе с тем пожелать авторам ввести в него фундаментальные понятия культуры и культурной политики в их национальной особенности, – сделал особый акцент В.И. Мурашов.
– Важно не только внятно сформулировать разумные предложения, но и  правильно их подать, – выразил свою точку зрения Денис Львович Кузьмин. – Механизмы применения документа пока отсутствуют. Задача аппаратная – определить, какими должны быть регуляторы, оценочные характеристики, постановка вопросов. Но при всем этом документ по-своему уникален: это национальная доктрина культурной политики.
– Исходным принципом Основ должна стать культура как национальная идея, развертывающая себя во все состояния и формы культуры духа и жизни, организованной в государство. Вот рычаг Архимеда! – сделал заключение В.И. Мурашов.
Участники «круглого стола» поддержали эту позицию. Все предложения, замечания и рекомендации будут направлены в Рабочую группу проекта «Основ государственной культурной политики».


 

В работе «круглого стола» приняли участие Валерий Иванович Мурашов, главный редактор журнала «Культура здоровой жизни»; Денис Львович Кузьмин, координатор Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации; Давид Георгиевич Карапетян, помощник депутата Госдумы, заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы; Дина Константиновна Кирнарская, проректор по творческой работе Российской Академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор, президент АНО «Таланты ХХI века»; Юрий Дмитриевич Куклачёв, народный артист РСФСР; Геннадий Иванович Правоторов, народный художник России, академик РАХ, секретарь СХ России – куратор по Сибири и Дальнему Востоку; Мария Петровна Космолинская, советник по культуре Постоянного представительства РС(Я) при Президенте РФ, директор НГКЦ «Саха-Арт» и Саха-Арт галереи; Татьяна Ивановна Личманова, художник по костюмам ФГУП «Киноконцерн “Мосфильм”».
Открывая заседание, ведущий «круглого стола» В.И. Мурашов сказал:
– В Год культуры разработка и обсуждение Основ государственной культурной политики – значительное событие в жизни страны, находящейся в духовно-материальном дисбалансе. Культура и ее сознательно-волевое выражение – государственная политика – это творческая основа развития человека, общества и государства, тотальный ресурс духовной и социальной реформации России в соответствии с ее национальной идеей.

Нести добро на крыльях души
Стремительно вошедшего Юрия Дмитриевича Куклачёва участники «круглого стола» встретили улыбками:
– А где же кошки?
– Обычно это первый вопрос, с которым ко мне обращаются, – весело отреагировал создатель самого оригинального в мире Театра кошек, народный артист РСФСР, обладатель множества зарубежных призов, сценический критик, автор нескольких книг и методических пособий для студентов Циркового училища и учителей общеобразовательных школ.
Ю.Д. Куклачёва знают и любят все: этот добрый маг, человек-праздник, излучающий солнечную радость, популярен и у детей, и у взрослых. Жонглер, эквилибрист, каскадер, фокусник, дрессировщик. Пока никто в мире не смог повторить уникальных спектаклей Ю.Д. Куклачёва, потому что для этого мало быть просто дрессировщиком. В основе его творчества – любовь, которую животные чувствуют на расстоянии, особенно кошки, которых невозможно подчинить ни кнутом, ни пистолетом. Об особенностях каждой из своих пятисот кошек артист постоянно размышляет в дневниках, которые ведет более сорока лет. Из наблюдений возникла уникальная методика: как энергией добра творить чудеса, как через любовь к животным проложить путь к сердцу ребенка, помочь понять свое предназначение, развивать «рефлекс цели».
– Когда началось разрушение всего в «лихих девяностых», я, работающий с детьми, первым увидел, что наркомания уже проникла в школы. Я стал бить тревогу, а мне упорно возражали: «Не может быть!» И вдруг умирает сын моего друга от передозировки наркотиками. Красивый, талантливый мальчик. Я долго не мог опомниться от этой утраты и пытался придумать, как же спасать наших детей? – посвятил в предысторию своей педагогической деятельности Юрий Дмитриевич. – В 1994 году мы с женой поехали в Иерусалим, получили священный огонь в храме Гроба Господня. Умылся я этим огнем и спросил: «Господи, чем я могу помочь детям?» И голос небесный вразумил: «А ты пиши!» Писать? Но никогда в жизни не делал этого! И тут же услышал совет: «А тебе и не надо писать. Ты беседуй!» Ну я и стал беседовать с детьми и добеседовался до того, что написал восемь книг.
Его книги из серии «Школа доброты» стали основой авторской программы работы с трудными подростками. Артист побывал в 33 исправительных учреждениях для несовершеннолетних, взял шефство над колонией в Казани. Дети 12–16 лет, с которыми он работал, считались преступниками номер один. Теперь в своих письмах бывшие подопечные, из которых один поступил в Суворовское училище, другой работает в МЧС, называют Юрия Дмитриевича духовным наставником.
Его открытая детская улыбка, лучезарное обаяние способны доверительно раскрывать самое затаенное в сердцах, извлекать затаенное из сокровенных глубин души.
– Требовалось чуть-чуть сдвинуть сознание детей в нужную сторону, поменять их взгляд на жизнь, – просто объяснил задачу своих уроков доброты и самопознания народный учитель России Ю.Д. Куклачёв. – Оказалось, что я, не зная ученых трудов, интуитивно дошел до нужного. Уж очень мне хотелось, чтобы в России всё изменилось, уж очень я переживал за юное поколение! И вот восьмой год совместно с Федеральным институтом развития образования мы реализуем программу по духовно-нравственному воспитанию. Если б вы знали, какие письма мне пишут дети из колоний! Плакать хочется от таких откровений. По этим письмам можно проследить, как меняются, преображаются души. Воспитывают ведь не просто словами, а духом, собственным примером, своей культурой, своими действиями. Многие беды начались ведь после того, как из сферы образования убрали задачи воспитания. Пусть, дескать, воспитанием занимаются родители. А родители в 1990-е годы были озадачены поисками работы и заработка. И воспитанием занялись казино, улица, коммерция, реклама пива, телепередачи «Дом-2», разрушающие нравственность. Но сегодня вспомнили, наконец-то, слова Д.И. Менделеева, который сказал: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». Кроме знаний, ученику надо дать внутреннее содержание. У меня есть специальная программа для учителей «Духовная кулинария». Поработав со студентами педагогических вузов, я понял, что требуется пересматривать систему подготовки школьных учителей. Сегодня спасти Россию смогут не банкиры, не газ и нефть, а учителя, способные на крыльях своей души нести добро по всему миру.
Необходимо поддерживать инициативы, которые уже появились, – считает Юрий Дмитриевич. – И не понадобится бежать на площадь, в том числе на Болотную, если каждый на своем месте будет действовать добротно и чисто, благородно и культурно. А что такое культура? Это философия духа. Культура – не внешний лоск и соблюдение этикета, а деятельность человека во благо другим.

Культура духа и жизни
– Ваше творчество, ваша педагогическая практика – убедительный пример преобразующей силы духа, – обратился к Ю.Д. Куклачёву ведущий «круглого стола». – В проекте Основ понятие духа не является основополагающим. Между тем именно дух народа выступает всеобщим предметом, субъектом и объектом культурной политики, которая сама есть государственная форма его существенного выражения. Дух – это не только религиозное, но и универсальное понятие, соединяющее в себе божественное и человеческое. Для того чтобы человек стал человеком и наша многонациональная жизнь не распалась,  дух должен вырабатывать истину знания, моральность и красоту чувства, свободу воли. На этой триаде – всеобщем понятии культуры и основывается собственно человеческая жизнь в ее многообразии, единство народов России, стоит государство.
– Сущность духа, которая всё регулирует и воспитывает, – это совесть, – продолжил Ю.Д. Куклачёв. – Если совести нет, то вместо духа будет душонка, которая страждет набить карманы. Главная болезнь в сегодняшнем мире – не экономический  кризис, а духовный. А всё оттого, что  отошли от такого природного инструмента, как совесть. М.С. Щепкин в свое время предупреждал: «Бойтесь не того ревизора, который стоит за дверью, а того, кто подойдет к гробовой доске, возьмет за горло и спросит: "Ну, как ты без меня прожил?"» Жить без совести – это гибель.
– Государственная культурная политика – мощнейший ресурс не только духовной, но и социальной реформации России, – заметил В.И. Мурашов. – Вне этого культурная политика сведется к политике в сфере искусства. Именно культура должна быть наивысшим критерием истинности всех общественных отношений, в том числе и экономики. Прагматизм культуры в эпоху прагматизма необходимо, я считаю, вбить в Основы.

Совесть художника
Каждый участник «круглого стола» оценивал проект Основ со своей профессиональной позиции. Но лейтмотивом во всех выступлениях проходила апелляция к совести творческой личности.
– Культура не в том, как выразит себя художник или артист, а в той духовности, которая сосредоточена в морально-нравственном отношении друг к другу и в той этической категории, что называется совестью. Критерий всей культуры – совесть, – выразил свое убеждение народный художник России, академик РАХ, секретарь Союза художников России Геннадий Иванович Правоторов. – Можно быть великим знатоком юриспруденции, но при этом – алчным адвокатом, работающим не на совесть, а на свои гонорары. Меня всегда изумляет, когда адвокаты испытывают профессиональную гордость и радость от того, что  успешно защитили тех, у кого руки по локоть в крови, и их признали невиновными. Это духовная антикультура и моральное преступление не менее тяжкое, чем правонарушение, совершенное подзащитным.
Сегодня агрессивная антикультура в изобразительном искусстве вытеснила художественную правду и совесть. В бытность министра культуры России А.А. Авдеева группа «Война», установившая скульптурный фаллос в Санкт-Петербурге, получила первую премию. Созданы ревизионные комиссии и худсоветы, но люди без совести используют свои должности во вред культуре ради собственной корысти. При таком раскладе недолго дойти и до того, что культурной нормой будет признано то, что пишут на заборе.
В своих представлениях о гармонии мы опираемся на классику. Для нас критерии античного искусства – Фидий, Поликет, Мирон и сегодня актуальны своим истинным, добротным отражением мира. Устаревает техника, но подлинные произведения искусства не станут менее значительными и в грядущих столетиях.
В годы соцреализма приветствовались темы, близкие к жизни, и устремления к лучшему. Теперь реализм стал почти ругательным словом. Но я это слово произношу твердо, ясно, всегда и везде, и в Кремле, и в подворотне. Другое дело, что реализм – самый трудный путь. Ходишь по залам современного искусства и вдруг видишь – абсолютный реализм, но ощущаешь, что сделано произведение не десять лет назад, а только что, и в рамках сегодняшнего так прекрасно подано, что охватывает ревность: как же ты этого не увидел?
Когда я учился, нам не хватало программных часов рисунка, живописи и композиции, и мы с нетерпением ждали дополнительные вечерние часы добровольного изучения. Мы покупали дешевые папки и за вечер изрисовывали всю бумагу. Сегодняшние студенты занимаются через пень-колоду и даже не выполняют номинальную программу. Надо ли удивляться, что такие студенты даже под угрозой расстрела не напишут психологический портрет? К тому же им известно, что сегодня реалистический портрет или жанровая работа не будут востребованы.
К сожалению, немало примеров, когда творческие люди идут на сделку с совестью во имя конъюнктуры. Авторитеты постепенно уходят. Однако они еще есть. Но кто воспримет их советы и слова?
– Нематериальное, невидимое при отсутствии совести разрушает материальное и видимое, осязаемое в пространстве и во времени, – подытожил размышления Г.И. Правоторова ведущий «круглого стола». – Смыслом или основой искусства является красота, как чувственное выражение истины. И там, где ее нет, царствует эпатаж, кич и псевдоискусство. Геннадий Иванович Правоторов подвел вот к какой мысли: в Основах должны быть указаны критерии подлинности произведений искусства как идиальной формы культуры.

Рычаг Архимеда
– Есть хорошее англоязычное определение культуры из двух слов: «Share knowledge», то есть – «делиться знаниями, совместное использование знаний, разделенное знание», – предложила четкую формулу Дина Константиновна Кирнарская. – Мы говорим: духовные скрепы. А это по сути и есть разделенное знание, или share knowledge. То есть то, что растворено в наших мыслях, в нашем духовном мире. То, что мы не утверждаем и не декларируем, но оно руководит нашими мыслями и поступками. Культура – это всеобщий мотив и причина всего. В каких условиях мы живем, как относимся друг к другу, к чему стремимся, что является идеалом – всё пронизано культурой.
Как человек из мира искусства, я не могу не согласиться с тем, что культура, по определению Валерия Ивановича Мурашова, – это всеобщий интеграл бытия. Меня удивило, что в Основах нет определения культуры. А хорошо было бы обозначить, что есть что. Считаю, что государственному документу не помешало бы предпослать некий словарь-глоссарий. Культурная политика, допустим, – это совокупность действий, направленных на реализацию следующих целей, освобождение творческого труда, рост просвещения и так далее.
Нездоровое тяготение к материальным благам на самом деле заполняет духовную пустоту, когда человек не знает, чего хотеть, – заметила Дина Константиновна. – «Хотеть» в понятии Льва Толстого – дело непростое. Захотеть «Porsche» – понятнее и проще. Усилия общества и государства должны быть направлены на то, чтобы человеку захотелось от простых желаний перейти к сложным, от примитивных материальных стремлений – к более возвышенным, духовным.
Мы не можем одномоментно преодолеть отставание в технике и технологиях, построить здоровую экономику за десять лет, а культуру – можем. Потому что у нас есть прочный фундамент великих национальных культур, богатых и влиятельных. Если мы сможем создать культурного, высокодуховного человека, то через двадцать лет Россия совершит невероятный рывок и в экономике в том числе! Таким путем еще никто никогда не ходил. И этот малозатратный, но очень эффективный путь следует взять на вооружение.
Чем мы богаты для всего остального мира? Культурой! Банальность, вроде бы. Но мы на это мало обращаем внимания. Культура – это тот архимедов рычаг, который позволит России выйти на передовые рубежи. Воспитательная, созидательная сила культуры у нас пока не реализована.
Задачей государственной культурной политики должна стать реализация и воплощение тех огромных преобразующих сил, которые заложены в культуре и которые в дальнейшем воздействуют на политику, экономику, общественное бытие.
Хотелось бы внедрить этот ресурс культуры в общество. Воспитывать, образовывать, просвещать с помощью культуры. А следующая задача – как сделать ресурс культуры активным преобразующим общество, выводящим его на новый уровень?
 С принятием такого важного государственного документа, как Основы, главное – не спешить. Объявлено, что общественное обсуждение заканчивается 30 сентября. А почему не 31 октября? Надо осознать важность документа. Хочу внести предложение пообсуждать проект подольше. Создать штаб более обширный и в то же время – более централизованный, чтобы команда работала более слаженно и целенаправленно. И тогда мы сможем перевернуть представление о культуре, а культурой улучшить жизнь.
– Бытие надо перенести в культуру, – подсказал В.И. Мурашов. – Потому что культура – это истинное, прекрасное и свободное бытие.
– Да! Именно это я имела в виду.

«Музыка для всех» – опыт Якутии
Участники «круглого стола» неоднократно упоминали имя первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. Это политик новой эпохи, по словам В.И. Мурашова. Он занимается проблемами всех сфер жизни, но значительное внимание уделяет духовному развитию республики. Примечательно, что в Российской Федерации есть единственное Министерство культуры и духовного развития – в Республике Саха (Якутия).
– Это дополнение отличает не просто название министерства, но и определяет особенности реализации культурной политики, – отметила советник по культуре Постоянного представительства РС (Я) при Президенте РФ Мария Петровна Космолинская. – Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев возглавил грандиозный проект «Музыка для всех», который является моделью государственной культурной политики. Классическая музыка должна стать не привилегией, а правом каждого молодого человека в республике. Опираясь на лучшие национальные традиции и инновационные методики, преподавательский коллектив Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия), которая стала одним из культурных плацдармов проекта, помогает выявлять и развивать юные таланты, открывая перед ними бескрайние духовные горизонты. К столетию республики, то есть к 2022 году, «Музыка для всех» охватит всех якутских школьников.
Этот уникальный проект направлен на то, чтобы погрузить всех в тайну творчества. Если ребенок с рождения пребывает в благотворной музыкальной среде, то истина, добро, красота войдут в него само собой, без всяких усилий. Достаточно созерцать и впитывать, сопереживать и соприкасаться. Чтобы обрести культуру надо просто взаимодействовать с искусством, всё время пребывать в культурном контексте.
Считается, что всё давно придумано. Однако такого проекта, как «Музыка для всех», еще не было. Если в основе образования будет культура, в том числе искусство, то через десять лет, как надеется Михаил Ефимович Николаев, те, кто прошел сквозь музыку и пропитался ею, будут по-другому проектировать, строить, разговаривать друг с другом, и жизненные ценности у них будут другими. Поколение, прошедшее сквозь горнило искусства, должно стать совершенно особенным.

Обретения и утраты
Проблему преемственности поколений обозначила художник по костюмам ФГУП «Киноконцерн “Мосфильм”» Татьяна Ивановна Личманова. Ей довелось работать в оскароносном фильме «Дерсу Узала», который создавал легендарный Акира Куросава, а также на съемках культовой картины «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну.
– Я отдала своей профессии художника по костюмам сорок с лишним лет и счастлива, что самоотверженно занималась любимым делом. Был большой коллектив профессионалов-единомышленников. Совесть, духовность, культура присутствовали не только в профессии, но и в человеческих отношениях, – отметила Татьяна Ивановна. – Сегодня кино делает тот, у кого есть деньги. Недавно я столкнулась с тем, что фильм снимают режиссер-каскадер, оператор-каскадер, а роли исполняют тоже каскадеры. Заполнение нашей профессии дилетантами вызывает тревогу. «Мосфильм» был кинофабрикой, грандиозной структурой с великолепными цехами, где работали гениальные операторы и художники. Теперь это не тот громадный киногород, где создавались выдающиеся произведения искусства, а пространство, которое принимает экскурсионные потоки. Есть талантливые молодые люди, которые несут культуру, но это малая толика среди необразованных дилетантов, не имеющих никакого отношения к кинематографу. А профессионалы, способные нести культуру в массы, не имеют финансовых возможностей снимать кино. Творческие люди потеряли свои профессиональные союзы. Уходят последние из могикан, а равноценной замены из новых поколений не видно.

Сбитый прицел
– Необходимо разобраться, почему в профессиональной среде художников, музыкантов или кинематографистов отсутствуют единые критерии понимания ценностной системы координат, – считает координатор Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации Денис Львович Кузьмин. – Что есть ценность творческого произведения? Все мы понимаем, что классическая система – ценность. А что такое постмодернизм – мы не знаем. Как сказал Н.А. Бердяев, классическая культура – это материализация духа, а постмодернизм – это дематериализация материи. Импрессионизм, оказывается, негативно воздействует на психику человека, согласно исследованиям Института мозга человека имени Н.П. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Многих глубинных вещей мы не знаем, а надо бы пользоваться новыми возможностями приобретения знаний о человеке, опираясь на науку. Сегодня нет ценностных критериев, нет авторитетов. Действительно, уходит поколение деятелей искусства, которых мы глубоко уважаем, почитаем и любим, а достойной смены  из молодых поколений не наблюдается.
Государственная ценностная система сегодня напоминает своеобразный сбитый прицел. Нужно находить способы административного усиления подлинно ценностных вещей.
Как разобраться с ситуацией? Это в значительной степени внутренняя проблема творческих сообществ. Мы все говорим правильные вещи, но как это применить – никто не знает. Сегодня важно не просто сформулировать, но и найти способ донесения и понимать, как это применить. Очень важно реанимировать общественное мнение внутри профессиональных творческих союзов и выступить с консолидированными предложениями, которые могут лечь в Основы.

национальная идея – альфа и омега
Основ государственной культурной
политики
– Следует приветствовать и поддержать появление проекта «Основ государственной культурной политики» и вместе с тем пожелать авторам ввести в него фундаментальные понятия культуры и культурной политики в их национальной особенности, – сделал особый акцент В.И. Мурашов.
– Важно не только внятно сформулировать разумные предложения, но и  правильно их подать, – выразил свою точку зрения Денис Львович Кузьмин. – Механизмы применения документа пока отсутствуют. Задача аппаратная – определить, какими должны быть регуляторы, оценочные характеристики, постановка вопросов. Но при всем этом документ по-своему уникален: это национальная доктрина культурной политики.
– Исходным принципом Основ должна стать культура как национальная идея, развертывающая себя во все состояния и формы культуры духа и жизни, организованной в государство. Вот рычаг Архимеда! – сделал заключение В.И. Мурашов.
Участники «круглого стола» поддержали эту позицию. Все предложения, замечания и рекомендации будут направлены в Рабочую группу проекта «Основ государственной культурной политики».



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru