О журнале » Слово главного редактора » Культура как национальная идея ч.4

Государственная  культурная политика
как практическое самосознание
национальной идеи

Введение

Выработка «Основ государственной культурной политики» вызвана:
– самой природой общественного бытия как жизни человеческого духа, цель эволюции, высший смысл, абсолютный закон-долг которого – культура;
– ее современным состоянием, представляющим собой шкалу духовной светотени от святости до святотатства;
– необходимостью воспроизводства духа народа, его индивидуальных и общественных форм жизнедеятельности в соответствии с их национальной сущностью и историческим опытом для сохранения и развития России.
Как органическая часть мировой цивилизации – планетарного явления культуры человечества, Россия существует в форме государства. Его история – выявляющееся в пространстве и во времени самосознание национальной идеи. Ее самоопределяющаяся субстанция – культура духа народа. Способ его проявления – культура жизни, организованная в государство как социальную действительность культуры нации².
Исторический уровень развития жизни народа пропорционален уровню развития культуры его духа – творца государства, по отношению к которому дух народа выступает как животворящей душой, так и живым единством души и социального тела3.
Вот почему культура не сводится к ее узкотрадиционному пониманию, а по своему понятию как реальной возможности есть всё во всём в ее различных состояниях и формах.
Вот почему несоответствие человеческого духа своей сущности – культуре, есть фундаментальная причина (первопричина) внутренней, духовной разорванности внешне глобализирующейся цивилизации, дезинтеграция которой простирается от информационно-мировоззренческих войн, экономических кризисов, экологических и техногенных катастроф, природных бедствий4, голода и болезней до войн как таковых.
Вот почему современной России, дух которой в его существенном противоречии – от низкой общей и профессиональной культуры до государственных преступлений – есть сила, разрушающая человека, общество и природу, необходима культурная политика как государственная форма национального самосознания, политика не в виде отраслевой, каковой она сегодня является (и, судя по проекту Основ, не содержащих в себе свою материальную основу – экономико-правовую форму культуры, – таковой и останется), а в качестве всеобщей государственной политики как практически действующего национального самосознания России в ее природно-социальной, историко-современной, духовно-материально-организационной целостности – тотального ресурса саморазвития государства в соответствии с национальной идеей культуры. Иначе способ общественного производства, формы собственности, реальные отрасли жизнедеятельности народа, его дух окажутся, точнее, останутся, вне культурной политики и будут пребывать в состоянии противоречия понятию культуры, несовместимого со своим антиподом, обессмысливающим жизнь и разрушающим государство.
Вот почему государственная культурная политика, как практическое самосознание национальной идеи, являющаяся по своему понятию не отраслевой, а общегосударственной, должна стать духовной и социальной реформацией, преобразующей как дух нации, так и его социально-экономические и государственно-правовые явления (внутреннюю и внешнюю стороны жизни) в соответствии с национальной идеей культуры. Но такая политика – критерий зрелости нации, превратится из понятия в действительность только тогда, когда дух народа, и прежде всего государственной власти, в своем развитии достигнет уровня осознания и осуществления своей сущности, смысла жизни и эволюционного назначения – культуры – абсолютной ценности и самоцели, основы и способа индивидуального и общественного бытия, социального бога как самореализующейся национальной идеи.

Субъект и объект государственной культурной политики

В соответствии с идеей культуры как единства культуры духа (идеальное) и жизни (реальное), дух народа, дифференцированный на своих носителей, организованных в семью, национальное хозяйство, гражданское общество и государство, в лице последнего выступает и субъектом и объектом культурной политики.
Ее формирование и реализация осуществляются высшими органами государственной власти, – формами политической культуры – через все министерства и ведомства, культурные и учебные заведения, учреждения, органы местного самоуправления, социальные институты и граждан – самоопределяющихся субъектов-объектов государственной политики. От уровня их общей и профессиональной культуры всецело зависит адекватность политики национальной идее, как субстанциальной основы и жизнедеятельности государства, и эффективность ее реализации.
Поскольку культура духа народа представляет собой творческую субстанцию, по отношению к которой культура жизни есть ее сверхчувственно-чувственное самовыражение в виде всех составляющих государства, постольку необходим единый сознательно-волевой центр координированно-субординированных субъектов государственной политики, осуществляющий через все органы, функции и клетки социального организма его расширенное воспроизводство, критерием истинности которого является культура в ее духовном, материальном и организационном многообразии. Таким центром могло бы стать существующее по факту министерство искусства и его имущественного бытия, если бы оно преобразовало себя в соответствии с понятием идеи культуры.

Национальная идея культуры – всеобщий предмет государственной политики

Предметом, волевым самосознанием которого выступает государственная политика, ее существенным содержанием и реальной формой является идея культуры – Россия в виде государства, как действительности национальной идеи. Ее сверхземной духовно-национальный код (ДНК) – внеисторическая основа духа народа, определяющая национальную особенность его характера, образ жизни, культуру и цивилизацию и выявляющая себя в процессе исторического развития государства в религии народа, его былинах и сказках, обычаях и традициях, народной культуре и искусстве, философии и науке, образовании, экономике и государственном строе, словом, во всех духовных, материальных и организационных проявлениях жизни нации. Поскольку Россия – это уникальная составляющая планетарно-космической жизни, играющая в ее составе специфическую роль, постольку сохранение и воспроизводство своей национальной особенности есть не только долг и дело России по отношению к самой себе, но и по отношению к жизни, одной из национальных форм которой она является.
Что же такое культура не в ее многочисленных определениях, представляющих собой логически дурную (не замкнутую на себя) бесконечность, а в ее истинности, целостности, то есть понятии, как субстанции национальной идеи, самосохраняющейся в своем развитии в социальную действительность – вот основной вопрос науки и практики государственной культурной политики, настоящего и будущего России?
В своем простейшем определении культура, как и ее противоположность – антикультура, которые присущи только духу, – это соответственно его высокое и низкое качество, а следовательно – и качество жизни. Преобразовать последнее в первое есть основная цель и задача государственной культурной политики.
Фундаментально культура, как смысл эволюции человеческого духа, есть его самоосвобождение из своей природности путем ее практической идеализации – познания и господства над ней, словом, – не погружение в материальность, вещизм и ненасытное потребление, на что направлена акультурная либерально-рыночная политика, а перенесение индивидуального и общественного бытия в сущность и самоцель духа – культуру. В результате этого содержание естественных потребностей и частных интересов духа, его произвола и страстей приобретает закономерный характер и дух из единичного превращается по сути своей во всеобщий. В этой всеобщности, сознательно-волевой закономерности, разумности и свободе дух есть культура – противоположность своей естественной природы – принципа современной жизни и ее отражения в искусстве.
Это абстрактно-всеобщее определение культуры находит свое конкретно-всеобщее выражение в ее понятии, согласно которому культура мыслящего, чувствующего и практически действующего духа во плоти есть интеллектуально-чувственно-волевое и энерго-телесное выражение законов бытия в качестве истины, красоты и свободы, а также света стихийной природы духа и здоровья его тела. Эта пятеричная сущность духа – его культура, есть объективно (закон) и субъективно (практическая идеализация закона) всеобщая, самовоспроизводящаяся первооснова человеческой жизни, духовная субстанция России и ее государственной политики как национального самосознания, сверхчувственная скрепа мира. Напротив, антикультура есть болезнь нации, саморазрушение государства и мировой цивилизации.
Образно говоря, культура – это всеобщая (единая, одна на всех) душа своих многообразных явлений, их сознательно-волевой закон в его всеобщности и особенности и вместе с тем адекватная ему форма (способ) его реального существования. Закон неразрывен со своим явлением. Это только для однобокого сознания экономика существует сама по себе, вне своей сознательно-волевой формы, содержанием которой может быть заблуждение и произвол, истина и свобода, то есть антикультура и культура духа. Но лишь последняя обеспечивает не только качество, но порою и само существование социального явления. В этом и заключается абсолютная ценность культуры, как того или иного явления истины, красоты и свободы, закономерного бытия человеческой жизни в целом.
Культура – это самая тяжелая работа духа, направленного на самого себя – приобретение истинного знания, морального чувства и сильной, нравственно-правовой воли – производство человека в соответствии с его понятием, что гораздо сложнее производства внешних технических и экономических условий жизни, как материальной формы того же духа, всецело зависящей от его культурного состояния. Поэтому государственная культурная политика – это идеология, направленная не только на духовное, но и материальное, целостное воспроизводство страны, ее национально-закономерную жизнедеятельность.
В своем развитии культура духа народа в качестве всепроникающей субстанции России, сохраняя свой всеобщий, всеохватывающий характер, в процессе реализации государственной политики превращается в особенные формы духовной, материальной и организационной культуры. В случае их противоречия своему понятию они приводятся субъектами государственной политики в соответствие с культурой духа, в единстве с которым культура жизни, развернутая в систему социальных явлений, организованных в государство, представляет собой идею национальной культуры или культуру как национальную идею. Последняя есть внутреннее содержание и внешний способ действительного существования духа России – земного носителя ее духовно-национального кода, определяющего судьбу нации.
Понятие культуры духа как сущность национальной идеи – предмета государственной политики, развертывает себя в следующую идеально-реальную структуру:
– внутреннее самоопределение духа в виде внимания, памяти, воображения, представления, ассоциации, других бессознательных, полусознательных и сознательных волеопределений – психологическая культура;
– рассудочное (обычное) и понятийное (научное) мышление, с помощью которого человек познает законы жизни и вырабатывает знание в форме здравого смысла, мировоззрения, системы наук – интеллектуальная культура;
– одухотворенное чувство, сущность которого красота, существующая в виде народной культуры, искусства, мира рукотворной красоты в целом, – эстетическая (художественная) культура;
– свободная воля, развивающаяся в систему внутренней и внешней свободы – волевая культура;
– любовь к Высшему как единство человеческого и божественного духа – религиозная культура;
– духовно-телесное здоровье человека как психофизическое выражение культуры духа – результат разумно-нравственного, здорового образа жизни, гармонический союз духа, души и тела, живущих в согласии с законами эволюции, природы и общества;
– другие формы культуры духа, созидающего соответствующие себе формы культуры жизни – действительность национальной идеи, – некоторые из них в предельно сжатом и далеко не полным виде мы обозначим.
• Образование как расширенное воспроизводство общей и профессиональной, национальной и мировой культуры;
• Культура быта, труда и отдыха.
• Физическая культура и спорт как способ укрепления, развития и сохранения здоровья человека.
• Здравоохранение как культура предупреждения и лечения болезни.
• Наука – теоретическая форма культуры, систематически развивающаяся истина бытия и мышления.
• Информационно-технологическая культура – духовно-материальное условие культурной жизни.
• Культура здоровьесберегающего производства.
• Материальная культура в форме качественной, развитой, социально справедливой экономики как предметно-практического выражения высокотехнологичного, нравственно-правового общественного труда, основанного на государственной и частной собственности на составляющие народного хозяйства, которые по своей природе не должны принимать противоположную себе форму, например частная собственность на естественные ресурсы, и вместе с тем посредством экономико-правового механизма в необходимой мере должны взаимопревращаться друг в друга, образуя тем самым идею собственности. Общественное производство в соответствии с эволюционным назначение и смыслом человеческой жизни, с законами производственных отношений и условий производства, природы и космоса – материальная основа, фактическое средство и реальный способ культуры жизни народа.
• Социальная культура в форме права как внешнего выражения свободы воли. Правовые отношения – сознательно-волевая форма действительного существования экономических и других общественных отношений, объективно нуждающихся во внешне обязательном регулировании со стороны государства. Право и закон (нормативный акт) – юридическая основа и форма (способ) духовно, физически, социально и экологически здоровой жизни.
• Духовная культура в форме морали как внутреннего состояния свободы воли. Мораль в качестве закономерного умонастроения и внутренне свободного волеопределения человека – духовная основа и форма (способ) культуры жизни.
• Социальная культура в форме нравственности как единства внешней (юридической) и внутренней (моральной) свободы человека. Нравственность – высшая сознательно-волевая форма социальной духовности, внутренне-внешнее выражение свободы воли. Нравственный дух народа – творческая субстанция культуры жизни.
• Социально-организационная культура в форме семьи, гражданского общества и государства.
Семья как природно-социальный способ культуры жизни человека – нравственное единение, основанное на любви, браке, семейной собственности и воспитании детей.
Любовь – духовно-чувственное единство с противоположным полом, в котором человек обретает себя и в нем обладает значимостью полноты своего бытия.
Брак – нравственное отношение, основанное на природном взаимовлечении полов, любви и нравственном долге. Моногамия – истинная форма брака.
Духовная связь – существенное в браке. Нравственные отношения – духовный смысл брака.
Естественное рождение детей и их воспитание – второе рождение человека в культуре духа и жизни.
Гражданское общество – жизнь самостоятельных лиц, организованных в социальный организм как систему потребностей, разделения общественного труда, социальных групп, взаимообусловленных форм собственности, экономических и юридических отношений, всех необходимых социальных институтов, основанных на нравственно-правовой культуре.
Государство – гражданское общество, обладающее в лице органов власти адекватным практически действующим самосознанием – государственной политикой, направленной на реализацию национальной идеи как реальной основы, общенародного средства и свободного способа духовно и физически здоровой жизни каждого и всех – всеобщая форма существования духовной, материальной и организационной культуры народа.
• Политическая культура – нравственно-правовой разум, способный воспроизводить государство.
• СМИ – универсальные ресурсы распространения культуры.
• Армия – обороноспособность страны, основанная на высших достижениях науки и техники, военной культуре, развитой экономике, а также высшей форме культуры духа людей, готовых ценою жизни защищать Родину.
• Культура в форме искусства как художественного воплощения красоты – духовно-чувственной истины и свободы.
• Народная культура, традиции и обычаи – непосредственная форма выражения национальной идеи.
• Абсолютная культура в форме религии как единения человека с живоначальной сущностью мира, живущей в сознании, сердце и поступках человека; гармонии всех внутренних состояний и внешних форм человеческого бытия с абсолютным источником и критерием истинности национальной идеи.
• Экологическая культура как условие сохранения естественного здоровья окружающей среды, жизни планеты, обеспечиваемое человеческой жизнедеятельностью, адекватной законам природы, восстановлением ее жизненных сил и возобновимостью ее соответствующих ресурсов.
• Культура международной политики как внешнегосударственная форма бытия национальной идеи. Ее основой является свобода в виде права и нравственности – универсального принципа отношений как между людьми, так и государствами. Политика эгоистических национальных интересов, духовной блудливости, слабости и предательства противоречит своему понятию, национальной идее, которая по всеобщей сути своей транснациональна.
• Психоэнергетическая культура как энергодухоматериальное условие здоровья нации и ноосферы, всех формообразований планеты и досягаемых современным духом человечества форм жизни мирового пространства-энергии.
Рассмотренные формы культуры духа и жизни, как самоопределяющаяся деятельность человека в соответствии с законами бытия, выступающая в виде различенного единства:
– сознательной цели, всеобщая сущность которой – истина как адекватно познанная закономерность и эволюционный смысл человеческой жизни;
– теоретической, художественной, предметно-практической деятельности и средств соответствующих цели;
– социально-экономических и иных фактических общественных отношений, адекватных своим законам;
– сознательно-волевой формы их внутренне и внешне свободного, эстетического, этического и религиозного существования;
– продукта жизнедеятельности народа – материально-духовных и организационных средств его действительного бытия, совокупности всех общественных отношений, организованных в семью, гражданское общество и государство, – есть национальная идея культуры – предмет государственной политики, всеобщее условие истинности жизни. Уберите любой элемент идеи, разорвите органическую взаимосвязь ее материального и интеллектуально-чувственно-волевого содержания – и жизнь человека, общества, государства в целом станет деградировать и самоуничтожаться, ибо антикультура духа, как жизнь, противоречащая своему смыслу, есть синоним ее разложения и смерти. Вот почему культура как национальная идея России есть цель, средство и результат жизни нации, принцип, саморазвернутый в государственную политику, ее абсолютный прагматизм.
Понимание культуры в качестве идеи духа – единства понятия и его действительности, в частности:
– познанного закона социального явления;
– самого явления как реальности закона;
– сознательно-волевой, разумно-свободной, существенно-содержательной формы его действительного существования – выявляет из абсолютного предмета государственной культурной политики универсальный критерий истинности ее самой и всего человеческого – культуру. Другого целостного, а потому истинного мерила подлинности творца, творчества и творения – социального мира, не существует, ибо культура есть количественно-качественный синтез всех его ноуменов и феноменов, духовных, материальных и организационных составляющих. Именно поэтому степень культуроемкости (научная категория государственной культурной политики) человека, экономики и государства есть степень их истинной развитости. В этом духовном свете высокотехнологичные, материально развитые, цивилизованные государства с низкой культурой духа их финансово-экономической и политической элиты, обнаруживают себя однобоко или полуразвитыми, духовно дикими, государствами нравственной низости, участвующими в мировых преступлениях.

Ресурсы реализации государственной культурной политики

Всеобщим ресурсом реализации культурной политики является национальная идея в форме государства – основы и способа расширенного воспроизводства культуры духа и жизни народа – высшей цели эволюции человека, ибо национальная идея, как духовно-материальная тотальность жизни, есть ее цель, процесс, средство, способ и самовоспроизводяйщийся результат. Именно поэтому каждое средство реализации культурной политики само должно быть специфической формой культуры, средством-целью, в том числе и прежде всего – сама политика, экономика и общественно-государственный строй.
Для постоянного (а не временной политической кампании) осуществления культурной политики национальная идея культуры должна стать:
– государственной идеологией;
– всеобщей основой национального самосознания;
– существенным содержанием индивидуальной и общественно-государственной жизни, основанной на совести и законодательстве, охраняемом государством;
– системой духовных, материальных и организационных ресурсов самореализации;
– природно-социальной действительностью – Россией, соответствующей своей идее.
Абсолютным ресурсом-самоцелью реализации государственной политики является дух народа, содержащий в себе бессознательно и сознательно национальную идею – Россию в ее идеальности, и превращающий ее в реальность, основанную на культуре. Но чтобы стать таковым, дух многонационального народа в виде конкретных людей, должен:
– вырабатывать общую и профессиональную культуру;
– постигать сверхземной код национальной идеи и ее религиозную сущность;
– овладевать культурно-историческим наследием России и обретать тем самым национальное самосознание;
– осуществлять взаимоассимилировать культуру народов России.
Решающую роль в формировании культуры духа народа играет система национального (а не иноземного) образования, включающего в себя и воспитание. Как общенациональному сознательно-волевому ресурсу осуществления государственной культурной политики, системе образования предстоит прежде всего разработать и реализовать общеобязательную для всех учебных заведений программу «Основы культуры духа», дифференцированную в соответствии с тремя универсальными способностями человека на культуру мышления, культуру чувства и культуру воли, включая физическую культуру. Эта программа направлена на рождение человека в культуре по законам здоровья, истины, красоты,свободы и любви к Отечеству.
Культурный (здоровый) образ жизни. Наука и практика духовного и физического здоровья.
Формирование разумно-целостного способа мышления. Логика.
Развитие духовной саморегуляции. Практическая психология.
Воспитание прекрасного чувства. Эстетика.
Воспитание свободной, нравственно-правовой воли. Этика.
Воспитание и самовоспитание высших качеств человеческого духа:
– любви, сострадания, милосердия;
– радости, торжественности, искренности;
– терпения, героизма, самоотверженности;
– трудолюбия, самопожертвования, достоинства и чести;
– целомудрия (мудрость целостности);
– других высоконравственных качеств человека.
Воспитание труженика и патриота. Трудовое обучение. Отечественная история и культура. Основы мировой культуры и мировых религий.
Этикет – форма практической этики. Правила этикета в человеческих отношениях.
Дух народа, как абсолютный ресурс государственной культурной политики, дифференцируется на следующие материальные, духовные и социально-организационные ресурсы-формы культуры, выступающие в виде: духовно-материального мира, ремесел, технологий и общественного производства; языка, идей, идеалов, национального самосознания, мировоззрений и религий; науки, техники и глобальных информационных систем; произведений и учреждений культуры, фольклора и литературы, искусства и философии, народной культуры, а также условий их существования – учебных заведений и научных институтов, академий, информационных и культурных центров, храмов, музеев, библиотек, архивов, фондов, выставочных залов, коллекций, других феноменов культуры; обычаев, традиций и святынь народа, системы образования и здравоохранения, правоохранительных систем, органов власти, национальных и международных организаций и движений, других социальных институтов, направленных на воспроизводство культуры духа и жизни народа, сохранение природы, культурно-исторического наследия России.

Индивидуальный и общественный продукт культурной политики

Личность и государство как самоцель и действительность национальный идеи – воспроизводящийся результат реализации государственной культурной политики.
Личность как органическое единство культуры всех универсальных способностей человека, координация его духа, души и тела; жизнь в соответствии с ее смыслом и назначением.
Личность как самоцель, эволюционный процесс, историческая реальность и бесконечный идеал.
Всеобщим условием и способом культуры (полноты) жизни народа является государство, плохо понимаемое саморазорванным сознанием и еще хуже принимаемое произволом воли, начиная от подворотной шпаны и кончая либералами, частными собственниками финансового капитала, средств производства и природных ресурсов. Такая собственность по самой своей природе, да еще будучи вне культуры духа в форме права и нравственности, а также на счетах иностранных банков, враждебна национальному государству, и наоборот, является реализующейся угрозой национальной безопасности, реальному суверенитету государства. Вот почему власти и обществу необходимо глубоко осознать понятие всеобщего предмета (содержание цели) государственной культурной политики. Им является национальная идея, субстанция-субъект которой – вырабатываемая культура духа народа в виде физически и духовно развитой личности и социальной формы ее реального бытия – нравственно-правового государства, вне которого человек, личность – абстракция.
По своему понятию (а не извращенному антикультурой духа состоянию) государство, как историческая (неполная) действительность национальной идеи, представляет собой социальный мир, находясь в котором человек имеет всё необходимое для свободной жизнедеятельности. Государство – это органический синтез и способ осуществления всеобщего и особенного интересов, общенародной и частной форм собственности, которые взаимообусловлены и друг без друга нежизненны. Абстрактно мыслящая власть крупного капитала, нарушающая непомерными налогами баланс интересов государства и его граждан, допускающая имущественную поляризацию общества, не совместимую с социальной справедливостью, как формой культуры, по существу разрушает экономику, гражданское общество и само государство, ибо только в социальной справедливости, единстве интересов, прав и обязанностей граждан и государства заключена его внутренняя сила и устойчивость.
Человек в качестве гражданина одновременно выступает и как частное лицо и как самосознательная часть государства. С одной стороны, его жизнедеятельность направлена на удовлетворение личного интереса, с другой – он реализует и государственный интерес, поскольку действует всеобщим, то есть культурным, нравственно-правовым способом, благодаря чему непрерывно создается, воспроизводится и сохраняется государственность – условие свободной жизни каждого и всех. И в этом глубинном смысле государство, как социальная действительность национальной идеи культуры, есть синоним духовно-нравственной и здоровой жизни народа.
С количественной стороны народ представляет собой формальное основание, несубстанциальный источник власти и государства. Поэтому воля народа должна быть не просто выражена самим народом, но по своему качественному состоянию быть культурной – разумной, свободной, истинно государственной, волей, воспроизводство которой есть всеобщая цель культурной политики. Ибо с содержательной стороны государство – это не только совокупность всех материально-духовных общественных отношений, организованных определенным образом, но совокупность условий, средств и способов общественного бытия, созданных в таком количестве и такого качества, а также организованных в субординированно-координированную систему социального организма так, как это необходимо для осуществления культуры жизни народа.

Заключение

Дух, содержание которого – малая культура или ее отсутствие, а экономико-правовая форма – крупная частная собственность – материальное условие жизни, без которого сама жизнь несобственников средств общественного производства в действительности невозможна, а потому реально несвободна – вот фундаментальный принцип антикультуры духа и жизни современной России (и не только), систематически развернутый в совокупность всех общественных отношений, организованных в государство, которое закрепляет, воспроизводит и охраняет принцип мира сего. На внутренне-внешнее преобразование его эгоистической сущности и ее социальных явлений и должна быть направлена государственная политика, но не та, которая сама является выражением этого принципа, а политика, основанная на  национальной идее культуры. Именно она и должна вырвать всеразделяющее жало самости духа, ибо принцип культуры – всеединство, в котором каждая часть-орган существует в составе целого, силой целого и благодаря целому. Но тем и отличается духовное производство от материального, что его предметом является самоопределяющийся дух (змий, кусающий свой собственный хвост), который, в отличие от материи, должен и может сам трансмутировать свою эго-сущность в культуру, порождающую адекватные себе социально-экономические и государственно-правовые формы. В этом и заключается высшая цель, особенность и основная проблема государственной политики, включающей в себя культуру как творца, творчество и творение, центр и периферию социального космоса, универсальный ресурс-самоцель жизни России в соответствии с ее национальной идеей и назначением в составе мировой цивилизации. И если последней суждено погибнуть, то не от ядерного оружия, а от разрушения духовной основы мира: подмены истины ложью, красоты – безобразием, свободы – произволом, словом – от самодеградации человеческого духа, который есть всё в его положительном и отрицательном значениях. Именно эта самоопределяющаяся субстанция второго порядка – самосознательная форма абсолютного – и есть всеобщий предмет государственной политики и сама политика как адекватная мысль и воля этого предмета – духа народа, превращающего себя в культуру жизни многонациональной России и ее государственное самосознание – культурную политику, духовная высота которой пропорциональна глубине погружения духа нации в самого себя.

В.И. Мурашов



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru