О журнале » Слово главного редактора » Культура как национальная идея ч.1

Культура как национальная идея

"Культура здоровой жизни" №6 2013

В России 2014 год объявлен Годом культуры. Это ­очередной шаг государства из либерально-транснациональной тьмы к национальному свету, осо­­знанию им самого себя, своего универсального ресурса развития, шаг к постижению и реализации смысла человеческой жизни, творческой сущности нации, духовной миссии России в мировой цивилизации, значение которой будет возрастать пропорционально морально-нравственной декультуризации Запада, расчеловечивания человека, совлечения с него образа и подобия Божиего.
Перед властью и обществом стоит величайшая и наитруднейшая историческая задача: выработать, точнее – привести государственную политику в области культуры в соответствие с ее всеобщей и особенной, национальной сущностью. В действительности это озна­­чает духовную реформацию, колоссальное напряжение духа народа, его тяжелейшую борьбу с самим собой, самоосвобождение из своей низшей природы, в которой он удерживается либерально-рыночными условиями жизни, локальной и глобальной антикультурой.
Практическое решение судьбоносной для России за­­­­дачи будет и решением научно-технических, социально-экономических, образовательных, здравоохра­­нительных, художественных, меж­­­­национальных, кад­­ровых, других внутренних и внешних задач. И это потому, что культура, согласно своей идее, есть абсолютный интеграл общественного бытия, органическое единство животворящей души и здорового тела социального организма, который в своем развитии сохраняется от распада и разложения благодаря воспроизводству духовной, материальной и организационной культуры.
Для решения этой задачи необходим прежде всего адекватный ей дух: логически целостное мышление, способное постигнуть культуру в форме различенного единства ее родового понятия (внутренней культуры духа) и его видового многообразия (внешней культуры жизни), а также сильная, нравственно-пра­вовая, патриотическая воля, удерживающая индивидуальную и общественную жизнь в границах ее познанных законов, интеллектуально-чувственно-волевым выражением которых является культура.
Здесь противоречие заключается в том, что результат культурной политики нужен в качестве средства ее формирования и осуществления. Разрешение этого противоречия возможно лишь при наличии необходимого уровня общей и профессиональной культуры народа. Судя по господствующему представлению о культуре, саморазорванный дух в виде логически акультурного мышления (а ведь к мышлению по существу сводится собственно человеческая жизнь, но кто и где в наше время говорит о культуре мышления и составляет ли она всеобщую основу современного корпуса культуры?) не способен осознать идею культуры как динамическое единство ее сущности и явления в виде исторически конкретного государства.
Выработкой культурной политики должны заниматься не только представители соответствующих отраслей с их профессионально односторонним мышлением («все заблуждения, – говорит учитель логической культуры мышления, – происходят от того, что мыслят и действуют согласно конечным определениям») и вездесущие эффективные (для кого?) менеджеры, которые в лучшем случае сведут эту политику к ее финансово-правовой форме, выше которой они не поднимаются, а весь народ, духовно здоровый инстинкт которого в определении истинности явлений культуры, подлинных ценностей жизни окажется решающим.
Однако, поскольку культурная политика есть практическое самосознание культуры жизни народа, выражающей и сохраняющей его национальную идентичность, необходимо научно понять и сформулировать ее фундаментальные положения, к которым относятся:
– идея культуры в ее национальной особенности или единство культуры духа и жизни в качестве национальной идеи;
– духовная, художественная, материальная и ор­ганизационная культура, социально-экономический и общественно-государственный строй, как реальные формы идеи культуры, которые в качестве ее феноменов должны быть адекватны своему понятию, а в случае противоречия последнему – преобразовываться в соответствии с ним, в противном случае культурная политика, лишенная своего существенного содержания (социальная несправедливость, частная собственность на общенародную (государственную) собственность, противоправность юридических законов, коррупция, некомпетентность и безнравственность власти), является таковой лишь формально;
– критерий (понятие) истинности культуры (национальных и общечеловеческих ценностей), который, в отличие от его субъективных представлений и извращений, объективен;
– религия, как первооснова культуры – мирского отражения религии, которая в форме церкви (общины) имеет с государством единый предмет жизнедеятельности – дух, а потому не может быть отделена от государства, генезис которого носит религиозный характер, а должна быть разделена с ним по способу окультуривания (возделывания) сердца духа народа путем его единения с божественным духом;
– культура в форме духовно-материально-организационной тотальности, то есть не только в виде искусства, а как историческая полнота жизни нации, организованной в семью, гражданское общество и государство – социальную действительность культуры.
Особенность культурной политики вытекает из ее предмета. Им является дух народа, модификациями которого выступает вся совокупность общественных отношений в форме социума. Именно поэтому, будучи видом (направлением) государственной политики наряду с другими ее видами, культурная политика представляет собой их всеобщую сущность (равно как и Министерство культуры является над- и все­­отраслевым). В этом смысле государственная политика по своему понятию есть культурная политика в ее многообразии, а культура, как отражение божественности, – национальная идея, абсолютная ценность и самоцель, основа и способ государственной политики, человеческой жизни в соответствии с ее смыслом и эволюционным назначением*.
Во время глобальной экспансии иноквазикультуры, низменных целей и низких ценностей, духовного одичания, лживости, пошлости и мелочности духа, словом – тотальной деградации культуры – причины всех бед и страданий народа, развитие России возможно лишь через культуру, как национальную идею в форме государства. Только государство, соответствующее своему национальному понятию, способно вырвать смертоносное жало у времени духовной тьмы, сущность которого – деньги.
Дорогие читатели, поздравляю вас с Новым годом! Пусть Год культуры длится вечность, а культура станет универсальным орудием и оружием России!
Намеченные положения государственной политики в области культуры будут развиты мною в последующих публикациях, посвященных Году культуры.
Редакция журнала публикует в этом номере выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте России, на котором его участниками были высказаны глубокие мысли – принципы культурной политики.

(Продолжение следует)

В.И. МУРАШОВ



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru