События культуры » Вечной тайны торжество

Вечной тайны торжество

Детские представления о Вселенной ограничивались теплым  пространством их старенького, скромного дома, согретого печкой. Однажды эти представления раздвинулись, когда зимним вечером маленькая девочка расписала стенки печки сюжетами из «Алых парусов», и в доме поселилась осязаемая цветная мечта. 

Истоки творчества будущего художника-монументалиста пробивались на побеленной печной поверхности предчувствием манящего, чудесного мира и непреодолимым желанием постигать бесконечность неизведанного. Благодатное проникновение в открытие вечных истин, дарованное свыше, привело к своему пониманию веры и святости и в монументальной росписи зданий, и в пейзажах, и в натюрмортах, и в своеобразных интерпретациях сюжетов Священного Писания.
Сегодня заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Татьяна Ивановна РЫЖОВА со своей семьей живет на тихой улице Лермонтова, в доме с петушком на крыше, не похожем ни на какой другой в Серпухове.
Содержание комнат словно выходит за «подрамники» и затейливо перетекает друг в друга. Давно замечено, что интерьер словно становится продолжением внутреннего «я» своих хозяев, отражая темперамент обитателей комнат, их образ мышления и привычки. Незамкнутые интерьеры комнат в доме Т.И. Рыжовой – как отражение распахнутой, доверчивой, солнечной души, рядом с которой и в других вселяется просветленность.
Купленный деревянный дом они сами перепроектировали, перестроили, но бревна венца специально оставили обнаженными. Кроме великолепной живописи на стенах, надолго приковывают к себе внимание старинные сундуки и кресла, часы-ходики, комоды и буфеты, вазочки и керамические фигурки. Все предметы старины, наполняющие жилое пространство излучением исторической памяти, остаются функциональными.
Необыкновенный деревянный стол с резными ножками, «стол благородных кровей», как сказала Татьяна Ивановна, служил в позапрошлом веке родственникам ее мужа, Виктора Никитовича Лисицкого. Рукотворная люстра, подаренная его другом, чарует не только как авторская работа декоративно-прикладного искусства, но используется и по прямому назначению осветительного прибора. А вышивки ришелье, вязаные крючком накидки и коврики, выполненные когда-то мамой-фронтовичкой, Александрой Ивановной Рыжовой,  сделали осязаемым мастерство народного творчества. Это рукоделье было предтечей ярких маминых образцов наивной живописи.

Игра ума, игра воображенья

Здесь переплелись многие интересные сюжетные линии, возникшие из судеб людей и старинных вещей, обладающих предшествующим бытием.
Как тут не задуматься о сосуществовании в нескольких измерениях одновременно! Ведь в старинном предмете всегда запечатлено некое достопамятное прошлое, которое существует в настоящем в качестве сбывшегося прежде. Подобная мистика возникала уже в раннем Средневековье, когда греческая статуэтка или резной камень с языческими значками приобретали магическую силу. Отрешенность от мира в своих вещах когда-то создавала сентиментальную литературу о неодушевленных предметах...
Биография художника в холстах. В закадровом пространстве каждого полотна – жизнь автора со всеми сокровенными помыслами и утаенными от других переживаниями. И подробности интерьера тоже становятся необходимыми штрихами к его портрету.
Неожиданное делаешь открытие: торжественный пафос оды может исходить от предметов, например от старинной фарфоровой вазы, керамических игрушек, сухих цветов, похожих на хрупкие чувства.
«Свой тайный смысл доверят мне предметы» – это про Татьяну Рыжову. Вещи доверяются ей, как люди. Неудивительно, что ее взгляду художника открываются новые отношения между предметами, как, например, в ее картине «Тихий вечер», при размышлении у которой неизбежно вспоминается примета-присловье: «Тихий ангел пролетел».
В чутких подробностях художница раскрывает собственную философию предметного мира. Через холодное оконное стекло из домашнего тепла попадаешь в зимний льдистый пейзаж.  Натюрморт логично и плавно перетекает в пейзаж. Или пейзаж приходит в натюрморт.
Глиняные фигурки – как будто люди. И начинается, как в детстве, игра воображения. Игра смыслов.
Холст – плоскость. А холсты Татьяны Рыжовой создают впечатление глубинной живописи. Или объемной. Керамические петушки, например, кажутся выпуклыми, горельефными. По-детски тянется рука – потрогать.
У ее работ кажется странным, что бывают в жизни конфликты с самим собой и с окружающим. На ее полотнах миром и внутренней вселенной души правит гармония. Вот в ком сошлись ребенок и мастер, совпали две ипостаси. В ней многое совпадает, как мне показалось, несочетаемого. Ангельское целомудрие и чувственный трепет, изящество чудной, чуткой души и нарочито-грубоватая пластика предмета. Философские глубины и наивное, доверчивое простодушие. Излучающая солнечную доброту, она любит дождливую погоду.

И горний ангелов полет

Обобщенный духовный опыт человечества каждый пропускает через себя по-своему, слушая собственную душу, взвешивая свое миропонимание на весах веры. В творчестве Т.И. Рыжовой значительное место занимает живописный цикл на библейские и евангельские сюжеты. За десятилетие в ее художническом осмыслении представали и такие праздничные сюжеты, как «Благовещенье», «Введение», «Крещенье Христа», «Вход Господень в Иерусалим», «Дары волхвов», и драматичные – «Ной», «Бегство в Египет», «Снятие со Креста».  
Смотришь на ее картину «Лестница Иакова», и возвышенная, светозарная печаль пронизывает торжественно, тревожно и неудержимо, как порывистое глиссандо, скользящее по клавишам души.
Что-то глубоко внутри обрывается от изумления таким несказанно прекрасным, и возникает теплая волна соучастия.
Если у вечности есть цвет, то он должен быть синим, как у этого завораживающего виденья, возникшего на холсте.
– Однажды зимой я вышла в наш старый, заснеженный сад, где всё искрилось неземным светом. Это было такое чудо, будто ангелы спустились с небес! И божественное нечто пронзило мгновенностью захватывающего впечатления. Образом или сюжетом, всеподчиняющим ум и душу, художник осеняется одномоментно. Но сначала бывает виденье, – уточнила Татьяна Ивановна. – А потом я долго думаю.
Два мира слились на полотне, как в одном человеке сливается сознание и подсознание. Трепетная невесомость райского блаженства и юдоль земной печали соединились в нисхождении небожителей. Каждая подробность в композиции или необходима, или прекрасна в своей самодостаточности.
Перспективные и цветовые законы преобразовали повествовательный мотив в высокую поэзию, замешанную на гипнозе. Такие шедевры в искусстве современников открываешь для себя нечасто. Такое удается художнику, над которым есть ангелическое покровительство.
Есть у нее работы с необычной судьбой. Пять ее картин горели при пожаре в Манеже, но не пострадали. Рамки только покоробились, потом она поменяла их. Не горят не только рукописи.

Мечта прозрачна и проста

Почти одновременно с «Лестницей Иакова» Татьяна Рыжова написала «Разговор с ангелом» и полотно «Дождик», пронизанное публицистической символикой. Разверзлись хляби небесные, и согбенные люди укрываются под зонтами от водной стихии, пытаясь куда-то двигаться. В излучении высокого искусства всегда отступают саднящие душу собственные переживания, потому что обнажается что-то более значительное в жизни, чем досада и обида, несправедливость и осознание собственного несовершенства, чем собственное счастье или несчастье.
В музейных и выставочных залах, если переснимаешь живопись на «цифру», надо еще приноровиться, чтобы выискать оптимальную точку, исключающую блики. А в просторной мастерской Т.И. Рыжовой – идеальное освещение, поразительно ровное и мягкое.
– Мастерскую я сделала собственными руками: буквально всё выложила по кирпичику, – изумляет Татьяна Ивановна. – Строители заломили запредельную цену, решив за месяц работы получить от меня свою годовую зарплату. Но я-то знаю, сколько стоит какая работа. Ровно месяц я сама выкладывала блок за блоком и подвела свою новостройку под крышу. Всё получилось лучшим образом. Я же все-таки монументалист. Освещение здесь не меняется резко в течение дня, и солнце писать не мешает. А летние мастерские и фондохранилище мы обустроили на чердачном этаже.
От этого самого необыкновенного в Серпухове дома словно исходят волны творческого духа. В этих стенах царствует величественная тишина созидательного созерцания и всегда здесь хочется задержаться подольше. Какой уголок дома ни возьми – это стройная художественная композиция. Можно принять за маркетри роспись фрагментов деревянных стен.
– Так волшебно проявили себя на фанере морилка и белила, –  раскрыла секрет Татьяна Ивановна. – И вот этот наш большой стол я тоже сама расписывала, – показала она деревянную поверхность с монограммами членов своей семьи: Татьяна, Александра, Виктор, Мария.
С первых дней здесь постепенно происходило руко­творное преображение обживаемого пространства. Надо ли удивляться, что в стенах этого дома раскрылись живописные таланты и мамы, Александры Ивановны Рыжовой, и мужа, Виктора Никитовича Лисицкого.  

Изведать духа совершенство

В мир искусства легендарный спортсмен Виктор Лисицкий вошел сначала как модель: на знаменитом полотне народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств Д.Д. Жилинского «Гимнасты», которое экспонируется в Русском музее, он – центральный персонаж. Эту картину, написанную перед летней Олимпиадой 1964 года в Токио, долгие годы, как талисман, возили на все крупные соревнования. Это такой же примечательный факт в истории гимнастики, как   «Перелет Лисицкого» – элемент на перекладине.
– Я помню, как мы, старшеклассники, сбегали с уроков, чтобы посмотреть фильм «Большая Олимпиада», – вспоминает Татьяна Ивановна. – Все мы восхищались нашими гимнастами. Виктор Лисицкий на Токийской Олимпиаде был явным лидером, и это было очевидно. Как бурно в школе мы обсуждали увиденное по телевизору! Казалось невероятным: японский гимнаст Юкио Эндо трижды упал на коне, а судьи вытянули его на олимпийское золото! Детским умом мы тогда не понимали, что это был реверанс в пользу страны – хозяйки Олимпийских игр. А лидеры советской сборной Борис Шахлин и Виктор Лисицкий удостоились серебряных медалей в абсолютном первенстве.
Серпуховская школьница Татьяна Рыжова и представить не могла, что судьба соединит ее с легендой гимнастики.  Эту встречу предсказал ей один толковый астролог. Как когда-то предсказали Грея маленькой Ассоль.
А титулованный гимнаст Виктор Лисицкий, заслуженный мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, едва ли думал, что его жизнь после большого спорта продолжится в холстах, что  покорятся ему неизведанные прежде  высоты творческого духа и станет он членом Союза  художников России. Не так-то много известных спортсменов впоследствии сумели многого достичь и в искусстве.
 – Надо сказать, что без постоянной поддержки жены, без ее доброты и оптимизма, у меня никогда бы ничего не получилось в живописи. Я уже не говорю о том, что для самоутверждения в живописи, кроме природного дарования, требуется такой же огромный труд, как и в большом спорте, – признается Виктор Никитович Лисицкий – пятикратный серебряный призер Олимпиад в Токио и Мехико, семикратный чемпион Европы, двукратный вице-чемпион мира и пятнадцатикратный чемпион Советского Союза по спортивной гимнастике.
 Удивительно его своеобразное умение одухотворить обыденность. Причудливые растения, фантастические образы и прочие условности на полотнах Виктора Лисицкого отличает богатое эмоциональное содержание, и это впечатляет сильнее, чем буквальная, точно воспроизведенная конкретика.  Его живопись излучает свет жизнерадостной, загадочной души и открывает неожиданные обобщения через упрощение.

– Виктор – очень чуткий живописец. Именно он,  посмотрев мою работу в мастерской, безошибочно чувствует, когда мне пора остановиться, – посвящает в подробности Татьяна Ивановна.  –  Он пишет акрилом, и работы его получаются очень яркими, лучезарными, светоносными. Он и мне добавил света: с тех пор как мы вместе, мои работы значительно посветлели.  Если мой эмоциональный багаж постоянно обновляется впечатлениями, то это во многом благодаря моему мужу. Это человек-праздник.

Марина ЛЕВЕНТИНОВА



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru