О журнале » Слово главного редактора » Здоровьесозидающее образование

В.И. МУРАШОВ

 

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

В период продолжающейся депопуляции появление качественно нового, здоровьесозидающего образования  XXI века есть спасительная идея и социальный ресурс оздоровления души и тела современной России.

Его созидательная роль в жизни Республики Татарстан и Российской Федерации состоит в

-- духовно-оздоровительной реформации самого источника российского социума – духа народа и порождаемой им совокупности реальных общественных отношений, организованных в семью, гражданское общество и государство, а следовательно, еще до конца не осознанном

-- зарождении и фактическом воплощении в социальную действительность национальной (российской) идеи здоровой жизни[1].

Для того чтобы осознать здоровьесозидающее образование не только как выдающееся педагогическое, но и социально-политическое явление, необходимо рассмотреть его в органическом единстве с адекватной ему идеей общественной жизни и ее фундаментальные составляющие:

  • «ресурсы», которыми являются средства, условия и способы здоровой жизни;
  • «здоровье» в его духовном, телесном, социальном и экологическом значении;
  • «российская идея здоровой жизни»;
  • «государственная политика как практическое самосознание российской идеи» и
  • «здоровьесозидающее образование – ресурс реализации идеи здоровой жизни».

 

Ресурсы

Ресурсы здоровой жизни подразделяются прежде всего на два основополагающих вида:

природные – тела и силы природы, используемые человеком в качестве средств труда, источников энергии, сырья и материалов, продуктов питания, объектов рекреации и т.д., другие составляющие природы как живого космического организма, его высшие силы и энергии;

человеческие – теоретическая, эстетическая (художественная) и предметно-практическая деятельность и ее духовные, духовно-материальные и духовно-организационные продукты.

В отличие от природных ресурсов человеческие ресурсы – это не только средство, но и самоцель, динамическое единство цели --> процесса --> средства -->способа и результата сознательно-волевой деятельности. Лишь в единстве с человеческими ресурсами природные ресурсы обретают свое значение.

Соответствующие комбинации базовых ресурсов образуют все виды ресурсов жизнедеятельности, создающих идеальный и реальный мир человеческого бытия.

Универсальным человеческим ресурсом, созидающим социум, является дух конкретного народа, содержащий в своем ядре его национальную идею, особенности характера и образа жизни.

По своему понятию человеческий ресурс – субъект-объект здоровьесозидающего образования есть единство духа, души и тела, самосознательная деятельность которого осуществляется через универсальные способности человека – мышление, чувство и волю.

Родовое понятие человеческого ресурса дифференцируется на творческие индивидуальные и социальные ресурсы – процесс и результат мыслящего, чувствующего и практически действующего духа.

Индивидуальные творческие ресурсы, сообщающие природным ресурсам их сознательно-волевую форму и развиваясь в социальные ресурсы, порождают следующую структуру духовных, материальных и организационных ресурсов:

внутреннее самоопределение духа в виде внимания, памяти, воображения, представления, ассоциации, других бессознательных, полусознательных и сознательных волеопределений – психологический ресурс здоровой жизни;

рассудочное (обычное) и понятийное (научное) мышление, с помощью которого человек познает законы жизни и вырабатывает знание, в форме здравого смысла, мировоззрения, системы наук – интеллектуальный ресурс здоровой жизни;

одухотворенное чувство, сущность которого красота, существующая в виде народной культуры, искусства, мира рукотворной красоты в целом, – эстетический (художественный) ресурс здоровой жизни;

внешне свободная воля, развивающаяся в систему юридических прав и обязанностей, образующих и обеспечивающих с помощью соответствующих государственных органов внешне обязательный порядок здоровой жизни, охрану, укрепление, восстановление и воспроизводство здоровья граждан и социальных институтов, – правовой ресурс здоровой жизни;

внутренне свободная воля в качестве доброго умысла и намерения, чувства стыда, совести и долга, других внутренне духовных волеопределений – моральный ресурс здоровой жизни;

внутренне и внешне свободная воля как единство предметно-практической и сознательно-волевой, трудовой деятельности, порождающей совокупность всех реальных и идеальных общественных отношений, организованных в семью, национальное хозяйство, гражданское общество и государство, – нравственный ресурс здоровой жизни, содержащий в себе экономический, материальный ресурс;

– любовь души к Высшему, созидающая единство человеческого и божественного духа, – религиозный ресурс здоровой жизни;

– целостный дух народа как гармония его универсальных способностей, вырабатывающих духовную, материальную и организационную культуру, – интегральный человеческий ресурс и способ здоровой жизни человека, национальных социумов, природы и цивилизаций.

Возможны и необходимы другие основания деления ресурсов здоровой жизни на многообразные виды и подвиды.

В чем же заключается здоровая жизнь как конечная цель субъекта-объекта здоровьесозидающего образования и его всеобщее содержание?

здоровье

В самом широком смысле слова здоровье есть гармоническая целостность сущности и явления жизни, закономерное соотношение между составляющими той или иной формы жизни и ее ресурсами[2].

Всеобщее понятие здоровья подразделяется прежде всего на следующие виды:

  • телесное и духовное здоровье человека;
  • социальное здоровье общества;
  • экологическое здоровье природных ресурсов и природы в целом;
  • здоровье ближнего (солнечного) и дальнего космоса.

В свою очередь, каждый вид здоровья соответственно подразделяется на свои составляющие: органы, жизненные системы и функции человека, виды и подвиды общественных отношений, формообразования природы и мировой жизни. Указанные виды здоровья соответствующих форм жизни являются вместе с тем и ресурсами здоровой жизни.

Здоровье телесного организма, как процесса его взаимодействия с самим собой, с миром и самовоспроизводства, есть, с одной стороны, соответствие жизнедеятельности тела своей душе – идеальному единству реальных органов живого организма и, с другой стороны, деятельное соответствие целостного организма – пространственно-временного выражения жизненности души окружающей среде.

В отличие от дочеловеческих форм жизни, где здоровье как соответствие между их сущностью и явлением, между ними и миром непосредственно и бессознательно опосредовано, здоровье человеческой жизни есть процесс и результат сознательно-волевой деятельности самого человека, устанавливающего посредством своего духа согласие между жизнью и ее законами.

Особенность человеческой жизни состоит в том, что обмен веществ, продуктов культуры, материальных и духовных энергий с природой, человеком, обществом, космосом и Высшими Силами осуществляется с помощью духа в его теоретическом, предметно-практическом, художественном и религиозном самовыражениях. И если внутренний процесс жизнедеятельности человеческого организма протекает бессознательно-целесообразно, т.е. инстинктивно, и управляется душою природы, то соединение человека с жизненными силами мировых стихий, природными ресурсами, с социальными условиями и средствами его жизни происходит как бессознательно, так и с участием сознания и воли. Здесь человеческий дух производит и воспроизводит как внутреннее и внешнее соответствие – здоровье, так и его дезинтеграцию – болезнь и смерть.

Именно поэтому не всякий дух является творческим ресурсом здоровой жизни, а лишь здоровый дух, т.е. такой, который

а) знает смысл и законы жизни;

б) одухотворяет свои чувства и

в) силой свободной воли и адекватных ей средств и способов жизнедеятельности претворяет знаемое в жизнь.

Здоровье духа – это интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерности жизни – культура. Триединая основа духовного здоровья и интегральный критерий здоровой жизни – истина, красота, свобода и их высший синтез – любовь. Здоровье духа, духовность и культура – синонимы. Именно духовность, культура или здоровье духа является основой, средством и способом соединения человека с:

  • самим собой – своим телом, чувством, мышлением и волей; осуществления сознательно-волевого контроля над своей физической и духовной природой; целесообразного питания, сбалансированного сна, труда и отдыха и установления тем самым внутренней интеграции, гармонической целостности всех составляющих человека, образующей его духовное и физическое здоровье;
  • природой, стихиями, природными ресурсами;
  •  семьей, гражданским обществом и государством;
  • отечественной и мировой культурой;
  • мировой жизнью;
  • Высшими Силами.

И наоборот, невежество, неодухотворенность чувств, произвол воли и производные от этой триады свойства духа есть в конечном счете причина болезни человека, общества и природы, всех форм жизни, с которыми человек взаимодействует.

Для здоровой жизни одной культуры духа недостаточно. Необходимо соответствующее количество и качество природных и социальных ресурсов как условий, средств и способов закономерной жизнедеятельности, которые должны быть

а) специфически здоровы;

б) использоваться в целях реализации смысла человеческой жизни и

в) иметь основанием и способом своего реального существования разумную, нравственно-правовую деятельность, т.е. быть общей и профессиональной культурой духа народа в ее духовном, материальном и организационном выражении – действительной основы, интегрального ресурса и всеобщего способа духовного, телесного, социального и экологического здоровья.

Социальное здоровье, как действительная основа и всеобщий способ здоровой жизни народа, есть процесс реализации идеи здоровой жизни в адекватную себе систему систем социального организма – семью, гражданское общество и государство и вместе с тем сведение всех его реальных органов к их идеальной, всеобщей сущности – здоровью духа народа.

Это означает, что социальное здоровье, как совокупный продукт духа народа, возможно только тогда, когда духовная, физическая и общественная жизнь людей, их мышление, чувство и воля, мировоззрение, идеология, религия, политика, образование, здравоохранение, наука, технологии, соотношение форм собственности, экономика, государственно-правовые институты, социальное обеспечение, условия труда, отдыха, быта, отношение к окружающей среде, национальные, конфессиональные и международные отношения – словом, вся совокупность общественных отношений, организованных в социальный организм, будет формой выражения его души, понятия здоровой жизни.

Социальное здоровье – это

-- такое количество разнообразных видов и функций органов общественного организма, условий и ресурсов жизнедеятельности;

-- такого их духовного и материального качества и

-- такой их информационной, технологической, социально-экономической, морально-нравственной, государственно-правовой координированно-субординированной внутренней и внешней взаимосвязи, которая обеспечивает духовно и физически здоровую жизнь каждого и всех.

Вне последнего условия социальный организм болен, ибо здоровье каждого и всех, а не избранных есть фундаментальный принцип российской идеи здоровой жизни, системообразующее начало здорового социально-экономического и государственного устройства жизни народа.

В отличие от социального здоровья, которое дух народа должен создать вместе с общественным организмом, экологическое здоровье есть разумно-нравственное, жизнесохраняющее отношение человека и общества к не ими созданной планете, жизнью которой человечество живет. Универсальный принцип решения локальных и глобальных экологических проблем – глобализация культуры здоровой жизни.

Что же касается здоровья ближнего и дальнего космоса, то это дело не только человеческого духа, хотя последний и оказывает как созидательное, так и разрушительное влияние на мировую жизнь, которое будет возрастать по мере эволюции человечества.

 

РОССИЙСКАЯ  ИДЕЯ

Для выхода России из гибельного состояния депопуляции: интегрального показателя неспособности духовных, материальных и организационных составляющих больного социального организма обеспечить его простое воспроизводство – одних ресурсов здоровой жизни и здоровьесозидающего образования еще недостаточно. Необходим такой ресурс, который был бы всем во всем: самореализующейся целью, творческим процессом, духовным, материальным и организационным средством и способом и, наконец, самовоспроизводящимся результатом здоровой жизни.

Таким универсальным ресурсом-самоцелью является от века коренящаяся в духе народа и существующая бессознательно, полусознательно и самосознательно как потенциально, так и актуально в виде долженствования и социальной действительности национальная (российская) идея здоровой жизни.

Такое название российской идеи адекватно ее природе и выражает ее полный логический объем и смысл. Во-первых, идея жизни народа, организованного в государство, не может не быть идеей «жизни», ибо вне последней не существует никаких идей. При этом «жизнь» следует понимать в ее индивидуально-социально-космической целостности. Тогда какое-либо экономическое, политическое, партийное, т.е. частичное, название идеи жизни оказывается очевидно лоскутным, а попытка втиснуть ее в украшенный «измами» сюртук, изъеденный молью истории, нелепой.

Во-вторых, российская идея не может быть не здоровой, потому что без здоровья нет и самой жизни в ее эволюционной полноте. Здоровье – это сущность жизни, т.е. такое ее качественное состояние, при котором только и возможен сам феномен жизни. Поэтому не многочисленные «измы» – маски, скрывающие назначение человеческой жизни, не социальные реформы – лекарства больного организма, а здоровье как гармония всех составляющих жизни человека, общества и природы есть существенное содержание и всеобщий смысл российской идеи.

Что же касается национальной особенности идеи, то она определена особенностью духа народов России, проявляющейся в своеобразии мировоззрения, религии, обычаев, традиций, культуры, географического положения и природно-климатических условий жизни, исторического развития, духовного потенциала и т.д.

Российская идея здоровой жизни самодостаточна, ибо она включает в себя:

  • самое жизнь как абсолютную самоцель;
  • ее всеобщую сущность – здоровье;
  • эволюционную цель жизни – полноту бытия и
  • адекватные средства реализации цели.

Составляющие идеи здоровой жизни должны соответствовать как собственной, так и всеобщей сущности – здоровью всего социального организма. Так, например, рыночная экономика должна быть здоровой не только внутри самой себя и обеспечивать удовлетворение потребностей и интересов лишь экономической и политической элиты, а здоровой по отношению к каждому социальному институту и члену общества. Только в этом случае, т.е. тогда, когда ее высшей целью будет здоровая жизнь каждого и всех, она станет социально здоровой и будет иметь право, дарованное самой Жизнью, на существование.

Название «российская идея здоровой жизни» указывает на качество, смысл и назначение человеческой жизни. Оно не содержит в себе ересь фрагментарности и обособления.

Будучи политической в собственном смысле этого слова, идея здоровой жизни вместе с тем надпартийна. Вбирая в себя адекватные элементы политических партий и движений, она по своей природе является объединительной идеей всех духовно здоровых сил России и мира.

Ее смысл, скрытый в других политических идеях различными «измами», в самом ее названии открыт, ясен, всеобщ и выражает цель эволюции человеческой и мировой жизни.

В отличие от социальных идей эпохи Человека Экономического, отражающих особенности формальной стороны общественной жизни: тот или иной способ материального производства, основанный на частной или общественной собственности, ту или иную форму общественного и государственного устройства, другие социальные явления, относящиеся к условиям, средствам и способам общественного бытия, всеобщий смысл российской идеи здоровой жизни есть смысл как цели жизни каждого и всех, так и соответствующих ей процесса, средств и способа ее реализации – словом, органическое единство здоровой души и здорового тела России.

Именно потому, что смысл российской идеи здоровой жизни есть смысл всей тотальности индивидуально-общественной жизни, то ее цель – это не частная, или государственная, или совместная собственность, не рыночная, или плановая, или смешанная экономика, не капитализм или социализм, а эволюционный смысл человеческой жизни вместе с адекватными индивидуальными и общественными средствами и способами его осуществления.

Условия, средства и способы реализации цели здоровой жизни – та же здоровая жизнь в виде такого мировоззрения, образа жизни, способа производства, общественного и государственного строя, которые способны обеспечивать реализацию самоцели жизни в индивидуальное и общественное бытие, в социальный мир, созданный духом народа, готовым осознать, признать и претворять идею здоровой жизни России в социальную действительность, которой и предстоит составить новую эпоху в мировой истории – эпоху Человека Здорового, составляющую универсальную цель здоровьесозидающего образования.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕИ

 

В условиях, когда состояние современной России кульминировано депопуляцией, необходимо, чтобы власть и общество

-- осознали, что человеческая жизнь есть абсолютная ценность в системе социальных ценностей, высший смысл и самоцель и

-- направили все имеющиеся ресурсы страны на сохранение жизни.

В последнее время на государственном уровне активизировалась работа в области охраны здоровья населения, формирования здорового образа жизни, развития физической культуры и спорта, демографического развития…

Однако указанные и другие направления здравоохранительной деятельности государства не могут произвести радикальных преобразований в деле общенародного оздоровления, потому что они

-- не охватывают собой всех общественных отношений;

-- не направлены на их переустройство во имя сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья;

-- разрознены между собой и не образуют взаимообусловленного единства на концептуальном, законодательном, хозяйственном, ресурсном и организационном уровнях;

-- не имеют всеобщей основы – целостной государственной политики и соответствующего ей мировоззренческого, идеологического, научного, информационного, технологического, здравоохранительного, социально-экономического, правового, морально-нравственного, художественного, образовательного, экологического и других духовных, материальных и организационных аспектов единого общественно-государственного механизма ее реализации.

Проводимые оздоровительные мероприятия касаются внешней стороны жизни и не направлены на оздоровление самого источника болезни человека, общества и окружающей среды и преждевременной смерти людей – духа народа.

Чтобы остановить процесс умирания страны, оздоровить человека, общество и природу и определить жизнесберегающий путь укрепления и развития России, власти и обществу нужно прежде всего понять, что здоровье есть смысл жизни каждого и всех,главное дело государства, и не только понять, но и претворять это знание во все сферы человеческой жизнедеятельности.

В сложившейся ситуации российский народ должен выработать практическое мировоззрение здоровой жизни и превратить его в духовный инстинкт, в культуру здоровой жизни.

Современной, жизненно ослабленной России нужна единая государственная политика здоровой жизни, выступающая в качестве практического самосознания национальной идеи, всеобщий смысл которой – здоровая жизнь.

Именно жизнь в целом и ее существенное содержание – духовно-физическое и социально-экологическое здоровье только и может быть единым смыслом общероссийской идеи – всеобщей сферы государственной политики, принимающей, в свою очередь, формы:

ü политической программы здоровой жизни России как генеральной стратегии развития страны;

ü федеральной государственной программы общенародного оздоровления, включающей в себя всю тотальность общественных отношений, образующих социальный организм в целом, клетки и органы которого должны быть пронизаны идеей здоровья как животворящей, всепроникающей душой, удерживающей его от духовного распада и физического разложения;

ü региональных программ, отражающих национальную культуру жизни, местные обычаи и традиции народов России;

ü соответствующего законодательства, ресурсного обеспечения, социального механизма реализации программы, выступающего в форме государства в целом, как действительности национальной идеи здоровой жизни.

Исходя из того, что духовное и телесное здоровье людей взаимообусловлено социальным и экологическим здоровьем общественного и природного организмов, содержанием здоровьевоспроизводящей деятельности государства должны стать не только сферы жизни, относящиеся главным образом к здоровью человеческого организма и окружающей среды, а здоровая жизнь в целом, включающая в себя человека, семью, гражданское общество, само государство, природу, человечество, планету. В этом случае политика охраны здоровья населения превращается в единую, целостную, всеохватывающую государственную политику здоровой жизни в ее индивидуально-общественном и природно-космическом выражении, включающую социальное здоровье самой политики государства.

В результате этого здоровая жизнь станет не просто социальной программой наряду с другими программами и не очередной политической кампанией, а осознанным универсальным принципом человеческого бытия, системообразующим началом, развивающимся в сознательную цель ® процесс ® средство ® способ и ® результат индивидуальной и общественной жизни: здоровый народ, социальный организм и мир природы.

В условиях государственной политики здоровой жизни здоровье будет выступать в качестве:

  • основы и универсального ресурса, цели и средства, высшей производительной силы и результата адекватных себе экономического, общественного и государственного строя;
  • критерия истинности всех общественных отношений, необходимости, а следовательно, и социальной допустимости их реального существования;
  • подлинной меры развитости страны, точнее, государства как реальной основы и общенародного способа здоровой жизни каждого и всех.

С  формальной стороны государственная политика здоровой жизни заключается в том, что ее предметом является жизнь самого государства в целом как национальной идеи, систематически различенной на свои органические сферы, образующие в своем единстве социальный мир, содержащий в себе соответствующие формы мировой жизни и взаимодействующий с ними.

Задача государственной власти, политики и политиков новой эпохи – духовно видеть истинный предмет своей деятельности как целостный социальный организм, живущий в организме человечества, природы и космоса, и не только целостно осознавать, но и целостно претворять знаемое силой всего государства в здоровую социальную действительность.

С содержательной стороны предметом государственной политики являются качество человеческой жизни, ее смысл и эволюционная цель – здоровье, а также адекватное ему качество всех социальных и природных условий, средств и способов здоровой жизни каждого и всех – культура жизни – творческая субстанция всех форм человеческого духа, индивидуального образа жизни и социальных явлений, степень подлинности которых прямо пропорциональна степени их соответствия здоровью человеческого бытия.

Это означает, что те или иные формы собственности на средства производства и ресурсы жизнеобеспечения, экономические отношения в их реальной и идеальной формах, нормативные акты, социальные и государственные институты, технологии, произведения литературы и искусства, виды массовой культуры и отдыха, физической культуры и спорта, оздоровления, лечения и самолечения, содержание СМИ, кинофильмы и телепередачи, политические партии и общественные движения, образ личной жизни, способы образования и воспитания, экономическая, социальная и международная политика – словом, все индивидуальные, общественные и природные феномены, противоречащие здоровой жизни каждого и всех, духовно, материально и организационно больны и не соответствуют смыслу эволюции человеческой жизни как самоцели.

Так как здоровая жизнь возможна лишь при наличии самой жизни, то государство должно прежде всего обеспечить своим гражданам необходимые социальные условия жизни как реальную общественную основу их индивидуального здоровья.

Механизмом реализации государственной политики здоровой жизни выступает сама жизнь в виде соответствующей системы систем всего социального организма.

По мере того как жизнедеятельность государства будет совпадать с целью эволюции человеческой и мировой жизни, в реализации политики культуры жизни будет возрастать не только созидательная сила граждан, социальных институтов и государства в целом, но и абсолютная сила самой эволюции, вся мощь мирового духа.

Реализация государственной программы здоровой жизни в социальную действительность возможна лишь при наличии необходимого уровня культуры народа, здорового образа жизни населения страны, общественного производства в виде здоровых условий, средств и способов труда работающего населения, социального здоровья самого государства, способного одолеть социальную тьму. Её многочисленные носители как больные клетки и органы общественного организма, паразитически пожирающие его ослабленные жизненные силы, никогда открыто не выступят против идеи здоровой жизни, но тайно будут делать все, чтобы она не воплотилась в действительность.

Но правда в том, что тьма не самодостаточна, конечна, а потому во тьму и уйдет,  ибо  обречена  самой  эволюцией  жизни, смысл  которой  –  возрастание здоровья, культуры, духовности  как полноты жизни. «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн. 10:10). Ее Носитель и Источник, провозглашая это, имел в виду все человечество, а не «золотой» миллиард, не экономическую и политическую элиту, как называют себя власти предержащие, и их обслуживающий персонал.

Понятие «элита» (от французского elite – лучшее, отборное), относящееся не к лошадям или зерновым культурам, а к человеку, сущностью которого является мыслящий дух, означает только одно – лучший, разумно-нравственный, духовный человек.

Поэтому не просто политическая и экономическая, но вместе с тем и духовная элита, которая никогда так себя не называет, ибо ее принцип не эгоцентризм, а служение народу станет одним из решающих условий реализации идеи здоровья в жизнь.

Для этого нужно прежде всего мобилизовать все духовные, материальные и организационные ресурсы страны и направить усилия каждого человека, семьи, общества и государства на качественное изменение, улучшение, оздоровление той самоопределяющейся силы, которая порождает самое жизнь в ее здоровом и больном состояниях. Этой силой является сам человек, его мыслящий, чувствующий и практически действующий дух.

Но лишь культура духа народа есть универсальный творческий ресурс здоровой жизни. Поэтому его расширенное воспроизводство должно осуществляться всеми гражданами, общественными и государственными институтами и прежде всего всей системой отечественного образования.

 

ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Если государственная политика по своему понятию должна быть практически действующим самосознанием идеи здоровой жизни, а всеобщим средством ее реализации – государство как целостный социальный организм, то одна из его творческих функций – система образования призвана осуществлять расширенное воспроизводство самой основы общественной жизни – духа народа и тем самым воплощать национальную идею в социальную действительность.

Решать эту задачу способна лишь здоровьесозидающая система образования, которая не только содержит в себе идею здоровой жизни, но и является всеобщей творческой формой ее целенаправленного воспроизводства. Чтобы убедиться в этом, нужно хотя бы в общих чертах рассмотреть основные составляющие идеи здоровьесозидающего образования: субъект-объект, цель, предмет, метод, средства и результат образовательной деятельности.

Ее субъект-объект – человек (ребенок, подросток, взрослый) как дух в его единстве с телом – природно-социальный продукт эволюции Мировой Жизни, ее самосознательная микрокопия.

Универсальной сущностью человеческого духа, как мы уже выяснили, является его здоровье или культура, которая в качестве истины, красоты и свободы связывает воедино законы человеческой жизни и способ ее действительного существования, благодаря чему жизнь осуществляется в ее исторически возможной полноте.

Всеобщая цель здоровьесозидающего образования – введение целостного человека посредством обучения и воспитания в полноту бытия. Универсальный смысл цели образования вытекает из эволюционного смысла человеческой жизни. По существу, это один и тот же смысл, выступающий в виде единства истинной цели эволюции человеческого духа и адекватного ей средства самореализации. А так как дух человека не ограничивается жизнью в теле, но и в силу своей творческой природы создает свою индивидуальную и общественную жизнь, то его нужно учить не только собственному здоровью (культуре) и здоровью тела, но и духовно-физически и социально-экологически здоровой жизни.

Так, формирование универсального смысла духа – культуры, созидающей адекватные себе формы жизни или, что то же самое, теоретическое и практическое обучение культуре здоровой жизни, содержащей в себе общую и профессиональную культуру, и есть всеобщая цель здоровьесозидающего образования, творческая субстанция участников учебно-воспитательного процесса, его предмета и метода, образовательной среды, всех составляющих системы образования и социальных институтов, организованных в социум.

Всеобщим предметом рассматриваемого образования, как существенным содержанием его универсальной цели, является Единая Жизнь. Дифференцированная на соответствующие состояния и формы, образующие человека, общество и природу, мир в целом, и будучи в той или иной мере постигнутой духом человечества, Жизнь предстает в виде системы наук, учебных предметов, образовательных программ. Адекватно познанные и реализованные, они превращаются в сознании и воле обучающихся в истинное знание и подлинную свободу, в теоретическую и практическую культуру их духа и здоровую жизнь.

Именно поэтому общеобязательным интегральным предметом здоровьесозидающего образования должна стать «Культура здоровой жизни» как теория и практика, направленные на обучение и воспитание целостного человека. Помимо основных составляющих жизни природы, общества, включая национальную идею и человеческого организма, в структуру «Культуры здоровой жизни» наряду с основами культуры всех стадий, циклов и форм повседневной жизни человека должны войти основы науки духа, с помощью которой целенаправленно формируется теоретическая и практическая культура универсальных способностей субъекта-объекта образовательной деятельности и производная от них культура его тела:

  • логическое здоровье, или культура мышления;
  • эстетическое здоровье, или культура чувства;
  • правовое и морально-нравственное здоровье, или культура воли;
  •  физическая культура;
  • этикет, культура здоровой жизни в целом.

Абсолютно все образовательные программы, а не только специальные предметы, весь учебно-воспитательный процесс и образовательная среда, все составляющие системы образования должны быть направлены на формирование культуры здоровой жизни.

Принцип здоровьесозидающего образования – здоровье через культуру духа, культура через образование. Здесь его субъект-объект – творец собственного здоровья. Его обучают сознательно здоровой жизни на основе ее же собственных законов, познанных и претворенных в жизнь. Поэтому знания, умения и навыки обучающихся, образующие теоретическую и практическую культуру духа, есть абсолютный ресурс, с помощью которого его носители сохраняют, укрепляют и восстанавливают свое здоровье, воздействуют на свое тело, оздоравливают свой индивидуальный, общественный и природный организм, ибо дана человеку власть над всякою плотью. Но чтобы ее утвердить, человеческий дух должен прежде всего установить господство над самим собой и тем самым стать подлинно свободным.

Что же касается непосредственного воздействия на человеческий организм путем профилактики и лечения, а также создания здоровой семейной, образовательной, социальной и природной среды, то все это – составляющие здоровьесозидающего образования, которые в целях обеспечения профессионального здоровья соответствующих сфер человеческой жизнедеятельности не должны подменять и размывать друг друга.

Так как человеческий дух в своем потенциале обладает абсолютной властью над своими универсальными способностями – мышлением, чувством и волей, а через них – над телом и окружающим миром, то быть здоровым телом, если этому не препятствует объективное состояние организма обучающихся, непреодолимое в настоящее время, необходимо так же, как и быть умственно и нравственно здоровым. Однако государственные образовательные стандарты распространяются лишь на рациональную природу человека, в силу чего современная система образования абстрактна и не соответствует смыслу и эволюционному назначению человеческой жизни.

Практически действующее самосознание предмета здоровьесозидающего образования есть его метод, который должен быть также специфически здоров, как и содержание образовательных программ, образовательной среды и духа субъектов педагогической деятельности. Словом, образование (созидание) здоровья обучающихся само должно быть здоровым.

Так как здоровьесозидающее образование есть наука, практика и искусство второго рождения человека в здоровье через теоретическую и практическую культуру духа, то основополагающим принципом его метода является персональный опыт здоровой жизни учителя и ученика. В результате этого традиционная педагогика из абстрактной, вербальной и рационально ориентированной превращается в целостную, интегральную педагогику как единство логико-психологической, этико-эстетической и физической деятельности субъектов педагогического процесса. Его конечная цель и критерий истинности обучения и воспитания – духовное и физическое здоровье обучающихся, их здоровая жизнь как в образовательном учреждении, так и вне его: в семье, социуме и окружающем мире.

Содержание цели здоровьесозидающего образования, заключающее в себе в свернутом виде национальную идею здоровой жизни, которая, по существу, наднациональна, для своей реализации нуждается в адекватных себе средствах, которые прежде всего должны быть специфически здоровы. Ими являются не только собственно педагогические, кадровые, материальные, финансовые, нормативно-правовые, организационные, психологические, медицинские и другие ресурсы, не только система образования с необходимостью интегрированная в межведомственное пространство социума, но и само государство в целом как основа и способ здоровой жизни.

Лишь сама идея здоровой жизни, в той или иной мере воплощенная в жизнь человека, семьи, гражданского общества и государства, может стать общенародным средством реализации всеобщей цели здоровьесозидающего образования или, что то же самое, процессом воспроизводства через образование самой себя.

В свою очередь, образование, созидая духовно и физически здорового человека, воспроизводит тем самым животворящий источник идеи здоровой жизни и выступает универсальным ресурсом ее реализации в здоровую жизнь.

Для того чтобы национальная идея здоровой жизни, вечно существующая в духе народа, стала превращаться в здоровую Россию, обществу и государству надо провозгласить культуру человеческого духа высшей социальной ценностью, жизнеутверждающей основой здоровой жизни, и не только провозгласить, но и претворять этот живоначальный принцип в повседневную жизнь каждого и всех.

Надо не опоздать с тщательным изучением и широким распространением по всем регионам Российской Федерации социально-педагогического опыта здоровьесозидающего образования Республики Татарстан, который, по существу, есть опыт воплощения национальной идеи здоровой жизни в российскую действительность, сама идея как возрождающаяся в здоровье Россия.

 


[1] Проблема оздоровления жизни человека, общества и природы решается во многих российских регионах. Большое внимание этому сверхактуальному вопросу уделяется, например, в Якутии. К сожалению, этот опыт регионов России еще не обобщен и не стал общероссийским и мировым достоянием.

[2] См. мои работы «Философия здоровья», журнал «Школа духовности» № 3, 2002 г., «Культура здоровой жизни» № 2-3, 2002 г.; «Здоровая жизнь – смысл национальной идеи», журнал «Школа духовности» № 4, 2002 г. и на сайте shkduhovnost@caravan.ru.



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru