Социальная интеграция » Как оседлать недуги

Как оседлать недуги

С 1992 года в Москве работает РОО «Центр  профессио­­наль­­но-творческой реабилитации „Пре­­­одоле­­ние-Л”», созданный Лидией Борисовной Ива­­­но­­вой для детей-инвалидов, страдающих детским церебральным пара­­ли­­чом или имеющих спинномозговую травму.

Феномен живой терапии

С детства Артём Иванов страдал ДЦП. Несмотря на этот недуг, он рано начал говорить, рано проявил свою музыкальную одаренность, осваивал игру на нескольких инструментах. Операции помогли избавиться от контрактур в коленях и исправить стопы, но после последней ребенок смог передвигаться только с помощью коляски. Мышцы были очень ослаблены, а традиционные методы реабилитации ощутимой пользы не приносили.
Не было никакой надежды на восстановление, пока доктора не посоветовали необычный метод лечения – иппотерапию, который, впрочем, был известен с античных времен.
Древнегреческий врач Гиппократ в IV веке до нашей эры рассматривал верховую езду как часть гимнастики, способной усилить защитные реакции организма и повысить жизненный тонус.
С давних пор люди отмечали благотворное воздействие на человеческий организм не только верховой езды, но и простого общения с лошадьми. Всегда считалось, что благородное животное забирает у человека негативную энергию и делится с ним своей, позитивной. Современная наука во многом раскрыла механизмы благодатного влияния верховой езды и на тело, и на психику человека.
Температура тела лошади на полтора градуса выше, чем у человека, и потому мышцы спины животного в движении разогревают мускулатуру всадника.
Трехмерное движение спины иду­­­щей шагом лошади переносит­­ся на тазобедренные суставы и позво­­ночник человека. Ребенок, не способный передвигаться самостоятельно, получает представление о пра­­­­вильном прямохождении через ощущения. Мышцы его туловища и всего тела при верховой езде получают тренировку, равносильную тренировке при ходьбе. Кроме того, начинают в полную силу работать легкие, улучшается кровоснабжение головного мозга.
Ребенок, сидящий на лошади, непроизвольно выпрямляет спину, даже если страдает нарушением осанки или искривлением позвоночника. Через 3–4 месяца регулярных занятий тело само запоминает правильные движения, а в мозгу формируются стереотипы осанки и ходьбы. Езда верхом стимулирует развитие буквально всех мышц тела, приучая их к точному выполнению сложных движений. Такого эффекта не дает ни один способ лечения, кроме иппотерапии.

Верхом к Победе

Через три месяца занятий иппотерапией Артём Иванов начал передвигаться с помощью костылей, а через год перешел на трости.
Ему было шестнадцать, когда он впервые стал участником соревнований по конному спорту для инвалидов на Воробьевых горах. Это был неописуемый восторг от осо­знания своего равенства с другими, а отчасти и превосходства, когда он ловил на себе восхищенные взгляды окружающих.
На 2-м открытом Чемпионате Москвы по конному спорту среди инвалидов двадцатилетний Артём показал четвертый результат в личном зачете и стал победителем в командных соревнованиях.
– Когда я начинал заниматься, иппотерапия у нас в стране делала первые шаги. Но я много читал, изучал материалы, которые удавалось раздобыть. Всё это было настолько интересно, что мне захотелось создать собственную группу в иппотерапии, и я поступил в Московскую гуманитарно-социальную академию, – рассказал Артём Валентинович. – На первых студенческих каникулах я прошел стажировку в Центре «Живая нить» и получил свидетельство инструктора-иппотерапевта. В 2004 году отец подарил мне первую собственную лошадь Победу, и я стал заниматься иппотерапией с детьми. Так началось претворение в жизнь моей мечты, выраженной в проекте «Верхом к Победе». В нашем Центре «Преодоление-Л» открылось иппотерапевтическое отделение.
 Сегодня у нас шесть лошадей, с помощью которых регулярно проходят курс реабилитации 57 детей. На собственном опыте я убедился в  том, что если ребенок страдает ДЦП, аутизмом или задержкой развития, важно понимать, что диагноз – не приговор. Методики иппотерапии помогают не только в реабилитации инвалидов, но и способствуют адаптации в социуме.
Для каждого ребенка в зависимости от его заболевания и состояния мы разрабатываем индивидуальную программу. Каждое занятие проходит строго по-запланированному, а параллельно мы ведем наблюдение и отмечаем изменения в состоянии ребенка. До определенной степени иппотерапия способна помочь любому ребенку, независимо от его заболевания, поэтому мы принимаем всех желающих заниматься. Мы исходим из принципа равных ожиданий. На самых ранних этапах важно стимулировать активность всадника, – считает Артём Валентинович. – Даже маленький ребенок должен стремиться принять нужное положение тела, правильно подать команду лошади. А с нашей стороны необходимы меры обеспечения максимальной безопасности занятий и надлежащий уход за животными: лошади должны быть здоровы, сыты, отработаны.

А по ночам мне снится конь

Лошадь, пригодная для иппотерапии, должна быть невысокой, спокойной, дружелюбной, без плохих воспоминаний от взаимодействия с человеком, с сильным типом нервной системы, в возрасте не младше пяти и не старше пятнадцати лет.
Требуется не менее полугода на обучение лошади различным командам и реакциям. В ходе тренинга животное привыкает к помосту, инвалидным коляскам и костылям, ко всему тому, что она увидит в ходе дальнейших занятий.
Сначала лошадь объезжает здоровый человек и выполняет всё то, что потребуется сделать ребёнку на занятиях по иппотерапии: садиться боком, ложиться, играть в мяч.
 – Иппотерапия спасает не только детей, но и лошадей, – неожиданно отмечает Артём Валентинович. – Иппотерапия избавляет животных от тяжелой, напряженной, рискованной работы, а значит – способствует их долгожительству.
Одиннадцатилетняя Яна несла букетик клевера – угощенье для своей лошадки Флике, с которой она занимается. Все дети обязательно готовят своих животных к занятию: расчесывают, помогают надевать амуницию, угощают лакомством – сахаром, морковкой, корочкой ржаного хлеба или, как Яна, любимым клевером. Дети, как никто, чувствуют доброту умных животных.
Всем подопечным Центра без исключения нравится конь Рыжик, потому что он очень добрый, ласковый и спокойный. Своего любимца дети постоянно рисуют и фотографируют.
Общению ребенка и лошади во время кормления и при уходе за животным уделяется большое внимание. Сначала ребенок отваживается просто прикоснуться к лошади, погладить ее, а потом быстро привыкает к животному, ощущая исходящую от него положительную энергетику. Такое общение с лошадью помогает преодолеть страх, поверить в свои силы, вызывает желание прокатиться верхом. Лошадь становится для ребенка понятным и близким существом.
После занятия дети сами заводят лошадей в стойло. Конечно, всё проходит под наблюдением и при содействии инструктора, но это не мешает ребенку проявлять активность и самостоятельность.
Занятие длится 45 минут. За это время ребенок успевает поездить, сделать необходимые упражнения и пообщаться с лошадью. Дети даже не знают, что проходят курс лечения! Для них это удовольствие.
Любимым лошадкам требуется забота и ласка, и дети чувствуют себя ответственными за свои слова и поступки. Родители рассказывали, что их дети благодаря занятиям становятся более общительными, открытыми, уверенными в себе, более чуткими и внимательными. Конечно, всё очень индивидуально, но терапевтический эффект заметен даже после нескольких месяцев занятий. А это дарует особое воодушевление и родителям, и детям.
Нынешний иппоцентр в поселке Восточный, возникший на останках разрушенной конюшни и запустевшей земли, удалось создать во многом благодаря родителям подопечных Центра «Пре­­одоление-Л».
Сегодня практически всё здесь приведено в порядок: левада и плац, добротный манеж и стойла для лошадей, облагороженная территория с цветущей лужайкой.

Оздоровление через творчество

Кроме иппотерапии, в Центре «Преодоление-Л» предусмотрены и другие творческие занятия и даже целые проекты для детей всех возрастов с различными недугами.
 В дошкольной группе «Ласточка» занимаются дети от трех лет, у которых ДЦП и сколиоз, синдром Дауна, олигофрения или сахарный диабет. В Центре отлично знают, что чем раньше начать реабилитационное воздействие на организм ребенка с помощью иппотерапии, тем лучше будут результаты.
Этот проект реабилитационного лечения охватывает детей из неполных и малообеспеченных семей.
– Наша задача – адаптировать детей в социальной среде, дать им необходимые навыки самообслуживания, научить общаться, – отметила президент Центра Лидия Борисовна Иванова. – Потому в Центре действует множество творческих мастерских, где занимаются хореографией, вокалом, изготавливают театральные костюмы и маски, кукол, бутафорию и декорации, обучаются английскому языку, игре на гитаре, изобразительному искусству, занимаются инсценировками, фитодизайном и тейквондо. Диапазон предлагаемых творческих занятий достаточно широк.
С нашими подопечными работают логопед, психолог, музыкальный работник, инструктор по лечебной физкультуре.
Когда-то Центр «Преодоление-Л» начинался именно с творческих, развивающих занятий, которые Лидия Борисовна проводила на базе Детской городской психоневрологической больницы №18. Это была первая в России больница, где стали заниматься реабилитацией детей с ДЦП и спинномозговой травмой.
– В свое время мне пришлось столкнуться с нежеланием и неумением врачей заниматься инвалидами, с грубым и неуважительным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья, – вспоминает Лидия Борисовна. – И я поняла, что надо самой пытаться воздействовать на ситуацию. Тогда не было даже инвалидных колясок, и отец Артёма мастерил их своими руками. Когда я везла своего ребенка в парикмахерскую, то прохожие таращили глаза и чуть ли не показывали пальцем. Общество в те годы воспринимало инвалидов как прокаженных. Но в один прекрасный день мы попали в больницу №18, где отношения персонала к  пациентам было на удивление доброжелательным, сострадательным и заботливым, а вот дети были отчуждены друг от друга. И тогда я решила объединить их совместными увлекательными и полезными занятиями. Мы шили, вязали, делали аппликации. Помню, сколько восторга вызвали и у персонала, и у самих детей их первые связанные шарфики и шапочки! Они тут же побежали дарить свои изделия доктору и светились несказанной радостью от осознания себя cмелым че­­ло­­­веком.
Я ведь не педагог, а конструктор по моделированию одежды, но считала себя обязанной пробуждать в людях толерантное отношение к детям с особенностями здоровья, доказывая их право равных возможностей. Более двадцати лет мы осуществляем Комплексную программу жизнеобеспечения детей-инвалидов. Сегодня отношение к особенным детям в обществе иное, нежели двадцать лет назад, окружающие проявляют неравнодушие, чуткость, готовность помочь. Стародавняя истина: когда изменяемся мы – изменяется мир.

Карина МЫЦКИХ
Фото автора

 

 

Нравится

 



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru