Интегральная педагогика » Беседа пятая

Беседа пятая

Педагогика в свете огненного мировоззрения

В наступающую эпоху психоэнергетического, огненного мировоззрения именно Живая Этика станет истинной основой интегральной педагогики, выступающей одной из форм космического Учения Жизни. «Живая Этика  усматривает все понятия, которые являются Основами Жизни... Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Живая Этика поможет сохранить обличие человека. Эти огненные законы дадут духу понимание Иерархии... Живая Этика заключает в себе законы для явлений Истины. Жизнь утверждается на всех высших понятиях; так творчество Живой Этики направляет мысль к созданию сущего. Все устремления во имя Живой Этики будут направлять мысли к строительству высшему. Именно не словами, но действиями будут слагаться ступени будущего. Каждый животворный огонь должен вызвать свои формы. Потому творчество Живой Этики может направить человечество к Свету» (Мир Огненный. Ч. 3 // Живая Этика).
Указывая на необходимость постижения смысла предмета, в чём, собственно, и заключается смысл самой педагогики, Учитель говорит, что «предмет природы вещей будет преддверием понимания Живой Этики. Нужно познать, для чего необходимы честь, достоинство и все прочие качества человечности. От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всём величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлечённым и сольётся со всем Бытием» (Там же. Ч. 2).
Педагогика, рассматриваемая в свете огненно-косми-
ческого мировоззрения, должна осознать, что субъектом-объектом её деятельности, абсолютной основой человеческого духа является психическая энергия. «Нужно с малых лет привыкать к мыслеэнергии. Но для этого школа должна сказать о субстанции духа... Нужно напомнить всеми мерами о существе духа» (Там же. Ч. 1). Если «энергии присущи природе человека, значит, они должны действовать при естественных условиях существования... Природное воспитание духа и познание через него Мира Огненного будет простейшим решением устремления человечества... Ничтожество образуется от неосознания сил, присущих человеку» (Там же).

Воспитание духовности

Самое важное в педагогике – это развивать человеческий дух сообразно его природе (понятию). «Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому, кто не возжжёт дух, тот не выполнит назначения. Именно само усовершенствование прежде всего заключается в сознании проявления духовности» (Там же. Ч. 2).
Что же представляет собой духовность как субъект-объект педагогики в свете психоэнергетического мировоззрения и в чём состоит «педагогичность» обучения и воспитания? «Духовность, – согласно Учению Живой Этики, – является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения» (Там же. Ч. 3).
Как воспитать духовность? «Нужно, – говорится в Живой Этике, – дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться именно возвышенно-прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь» (Там же).
Педагогика должна понять и принять принцип естественности и добровольности развития человеческого духа, поскольку «эволюция самостоятельна и добровольна – это основной закон... Невозможно заставить людей духовно эволюционировать. Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание – значит убить корень будущего древа... Хуже всего условные, насильственные методы, когда ученика заставляют устремляться к наиболее дальнему качеству, которое сейчас не будет воспринято. При всей дисциплине греческих философских школ запрещалось насиловать волю ученика. Например, явление всяких поносительных слов запрещалось, но как обоюдное соглашение, без насилия, иначе человек может мысленно посылать ещё горшую брань... Нужно понять, почему мы так настаиваем на естественном преображении жизни. Иначе последствие уклонения от существа устремления даст нарушение всех основ» (Там же. Ч. 1).
Индивидуальный подход к ученику, обращение к нему в соответствии с уровнем его развития и отсутствие какого-либо насилия над его волей – вот принципы истинной педагогики. «Нельзя ни в чём насиловать волю людей. Учение Света претворяется в жизнь, когда дух совершенно добровольно познаёт необходимость восхождения. Потому не утруждайте никого наставлениями... Не все любят хоровое начало. Наблюдательность подскажет, какая мера уместна... Кому же уважать индивидуальность, как не служителям Света! Так не надо утверждать ничего насильно» (Там же).
Интегральная педагогика обязана направлять развитие всех аспектов человеческого духа. Если развивается дух в форме чувства, то «для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознание в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет: «Я ещё увидел!» В этом «ещё» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную огненную звёздочку. Так начнётся истинная наблюдательность... Нужно понять эволюцию не как рост кулака, но как конденсацию духа» (Там же).
Также и для развития другого аспекта духа – сознания – необходима программа творческой мыследеятельности. «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещённым. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности... Искусство мышления, – подчёркивает Учитель, – не следует понимать как оккультное сосредоточение. Ничего нет тайного в искусстве мышления и в утончении сознания. Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребёнок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа» (Там же. Ч. 2).
Главное и самое трудное – это воспитывать волю. «Нужно с малых лет твердить о свободе дисциплины духа... Мы советуем черпать укрепление воли из Общения с Иерархией. Можно даже сказать, что это вообще единственный способ вознесения духа» (Там же). Естественное воспитание воли – это прежде всего труд, развивающийся в материально-духовный процесс жизнедеятельности, в истинно человеческий образ жизни.
Труд, согласно Учению Живой Этики, «может быть четырёх родов – труд с отвращением, который ведёт к разложению; труд несознательный, который не укрепляет дух; труд преданный и любовный, который даёт жатву благую, и, наконец, труд не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии. Невежество может полагать, – говорит Учитель, – что непрерывное общение с Иерархией может отвлекать от устремления к самому труду, наоборот, постоянное общение с Иерархией даёт высшее качество труду. Только Источник вечный углубляет значение совершенствования. Нужно установить эту пламенную меру труда. Само приближение к Миру Огненному требует познания труда земного как ступени ближайшей. Мало кто из трудящихся может распознать свойство своего труда, но если бы труженик устремился к Иерархии, он немедленно подвинулся бы к ступени высшей. Умение поселить в сердце своём священную Иерархию есть тоже умное делание, но такое делание приходит через труд. Не тратя времени лишь для себя, можно среди труда приобщаться к Иерархии. Пусть Владыка живёт в сердце. Пусть Он станет неотъемлемым, как само сердце» (Там же).
Вдохновенный труд – творческая субстанция жизни, «служит лучшим очистителем от всяких мерзостей» (Там же. Ч. 1. Труд как практический дух «так же ведёт к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так, труд есть молитва» (АУМ // Живая Этика).
Воспитание психической энергии, дисциплина духа как условие свободы человека – всё это сопряжено с преодолением внутренних и внешних препятствий. Поэтому основой интегральной педагогики является фундаментальный закон развития практического духа, который гласит: «Благословенны препятствия – ими растём» (Там же). Человеку «не нужно искать оправданий, когда тело и дух падают от лени» (Там же). Напряжение психической энергии, преодоление препятствий и устремление огня-духа к Высшему необходимо, потому что «зерно духа как бы нуждается в ударах укрепляющих. Мертвенное благополучие и прожигание бесцельное жизни – действо, противное природе. Люди не могут постигать целительного свойства подвигающих ударов, как бы разрядов двигателей. Вспышки энергии двигают человечество... Пусть не забудем формулу ударов-двигателей» (Мир Огненный. Ч. 1 // Живая Этика).
Выработка и накопление разумно-нравственной силы духа возможны лишь через его напряжение, преодолевающее соответствующие препятствия. В свою очередь, «напряжение всех энергий духа, конечно, выявляется при столкновении сил... Необходимо принять закон противления как стимул творчества» (Там же. Ч. 3). Устремление духа к Высшему и преодоление препятствий, как принцип свободы духа, есть вместе с тем и принцип практической педагогики. «Нужно знать, что нагружение развивает сопротивление зерна духа... Не бойтесь нагружения, оно лишь явит огонь сердца» (Там же. Ч. 1). И «когда порыв огненного духа напрягается в творчестве блага, дух всегда объединяется с Высшим Сознанием... Объединённое сознание – самый непреложный щит... Мы назовем объединение лучей сознания Иеровдохновением. Лучи творчества сердца являют самую огненную работу в Космосе, но сердце именно должно насыщаться устремлением подвига, именно Солнце. Солнце будет побеждать все препятствия и творить новые начинания» (Там же. Ч. 3).
Развивая человеческий дух во всей его полноте, а следовательно, и тело, как пространственно-временную форму его земного бытия, необходимо знать, что «телодвижения человека должны быть осмысленны. Нужно воспитывать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений. Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили своё аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями» (Там же. Ч. 2).
Воспитание и образование человеческого духа в свете психоэнергетического мировоззрения невозможно без молитвы как обмена высшими духовными энергиями человека с Силами Света. «Молитва есть провод к потоку Благодати... Молитва имеет качество магнита... Существует мнение, что молитва есть нечто отличное от обихода; между тем она есть основа жизни. Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество, – оно будет хуже зверей! Так можно рассматривать связь с Высшим Миром как основу Бытия... Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся, наоборот, они доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится Свыше» (АУМ // Живая Этика).
Естественное, следовательно, подлинно педагогическое воспитание и образование триединого человеческого духа должно увенчаться реализацией его божественного понятия, наивысшим внутренним состоянием и внешним проявлением его божественной сущности — любовью. «Ведь именно Огонь любви по своему химизму ближе всего к Миру Огненному...
Любовь есть действенное, огненное начало... Только сердце, ничем, кроме любви, не покрытое, связывает нас с Высшими Силами. Ткань любви есть самая священная ткань» (Мир Огненный. Ч. 2 // Живая Этика). Именно «чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека» (Там же. Ч. 3).
Таким образом, интегральная педагогика включает в себя истинное знание природы духа как субъекта-объекта педагогического отношения, а также подлинно педагогический способ воздействия на дух с целью его преображения в соответствии с собственным понятием. Поскольку любая форма человеческой деятельности осуществляется с помощью всего механизма духа как микрокосма, который, в свою очередь, реально существует благодаря макрокосму, постольку учитель должен развивать все аспекты микрокопии Вселенной, являющейся подлинным субъектом-объектом педагогики. Однако возможно это лишь тогда, когда сам учитель будет развитым микрокосмом. И только при условии интегральности духа учителя возможна интегральная педагогика, имеющая своим предметом духовно-материальную целостность – субъект-объект как микрокосм, а методом – универсальный способ деятельности целостного духа, направленный на интегральное воспитание и образование целостного человека, на преображение природно-человеческого духа в богочеловеческий дух.



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru