Интегральная педагогика » Беседа седьмая

Беседа седьмая

Интегральная педагогика как процесс возникновения, развития и разрешения педагогического противоречия

Вся педагогическая деятельность как динамическая система, включающая субъект-объект-процесс – средство-способ и реализованную цель или результат, замкнута на свои диалектические противоположности: дух учителя, соответствующий своему понятию, и дух ученика, являющийся духом лишь по своему понятию, то есть в возможности.
Противоречие, возникающее между двумя полюсами педагогического отношения, разрешается посредством превращения духа учителя в дух ученика, что, собственно, и составляет живую педагогическую деятельность как замкнутый на себя цикл возникновения, развития и снятия указанного противоречия. Применительно к целостному духу – микрокосму – процесс разрешения педагогического противоречия состоит в следующем.
1. Противоречие между духом ученика в качестве морально и эстетически не развитого чувства и духом учителя, противостоящим ученику и творчески воздействующим на него через соответствующую педагогическую деятельность, – разрешается путем самопреображения природного чувства ученика в морально и эстетически чувствующий дух, адекватный духу учителя и сущему.
2. Противоречие между духом ученика в форме непосредственного сознания и его понятием – истиной, представленной в виде духа учителя и в качестве всеобщего смысла сущего, разрешается через процесс восхождения творческого духа ученика по ступеням чувственного, воспринимающего и рассудочного сознания к самосознанию и к разуму как различенному единству сущности и существования, понятия и реальной формы его бытия, словом, к живой истине. Процесс саморазвивающегося сознания ученика по объективной логике сущего или, что то же самое, диалектика саморазвертывания понятия (истины) как существенного содержания познающего мышления и есть процесс образования человеческого духа.
3. Противоречие между духом ученика в форме воли и духом учителя – живой субстанции воли ученика, еще противостоящей и чуждой ему, разрешается, с одной стороны, через преобразующее воздействие воли учителя, выступающей в виде дисциплины как осознанной и реализуемой закономерности духа, налагаемой логикой педагогического процесса, условиями и способом жизни на дух ученика; с другой стороны, через исполнение учеником в учебно-воспитательном процессе и в жизни воли учителя и обретение в дисциплине духа своей подлинной свободы.
В век рыхлой воли, расслабленной комфортом и ожиревшей астральной материей, современной педагогической науке следует уяснить, что то, чем логика является для теоретического духа, тем дисциплина – для практического духа. Если логика мышления – это саморазвивающаяся истина, то дисциплина воли есть живая свобода. Именно поэтому дисциплина-свобода – это та же логика-истина, вышедшая из ноуменального мира четвертого измерения в феноменальный мир пространства и времени. Так, логика и дисциплина духа есть сущность и способ реального существования истинно человеческой или богочеловеческой жизни – цели, средства и результата педагогической деятельности.
4. Противоречие между духом ученика, как тускло мерцающей искрой космическою огня, погруженной в плотные оболочки материи, и полыхающим пламенем Божественного огня, разрешается в процессе вдохновенного труда, медитации, молитвы, богочеловеческого образа жизни, через устремление и слияние духа ученика с духом учителя, с иерархией света, с мировым духом.
Педагогическая деятельность, как огненно-духовное производство человека, представляет собой процесс превращения природно-чувственного духа в разумно-нравственный дух. Диалектика трансмутации духа происходит путем взаимодействия истинного, свободного и любящего духа учителя с неразвитым духом ученика, самопреображающимся под творческим воздействием учителя в дух, соответствующий своему понятию. Диалектически противоречивый дух в педагогическом процессе развертывает себя в динамическую систему субъекта-объекта, средства, способа и результата педагогической деятельности. На одной стороне педагогического отношения субъект-объект выступает в виде триединого духа, соответствующего своему понятию, то есть в качестве разума, добра, красоты и их основы – любви. На другой стороне – в виде духа, одновременно и противоречащего своему понятию и снимающего это противоречие через творческую реализацию понятия, наполняя себя как субъект-объект, средство, способ и результат образовательно-воспитательной деятельности – разумом, добром, красотой и любовью – божественной сущностью человеческого духа. Это существенное содержание педагогической деятельности является в то же время и ее творческой формой или способом бытия. Именно поэтому логика, психология, этика и эстетика – теоретическое отражение мышления, чувства и воли человека – это элементы не только предмета, но и метода интегральной педагогики как диалектического единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности участников педагогического процесса.



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru