Интегральная педагогика » Беседа шестая

Беседа шестая

Духовный Свет: жизнь и воспитание человека

Воспитание и образование – в своей сущности это просвещение и преображение человеческого духа духовным светом. Истинным духом и светом является Бог, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Иоанн: 1:5). В мир пришел «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанн: 1:9). Ибо «Дух всё проницает, и глубины Божии… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:10, 14-15). Дух-просветитель есть наивысшее. Потому, говорит Господь, «кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (Лк. 12:10).
Жизнь есть всё и всё есть жизнь. Универсальный способ жизни – взаимообмен веществ и энергий, питание тела, души и духа. Воспитание – это воспроизводящее питание человеческого духа Духом Божиим, ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Питание человека сообразно его небесной и земной природе. Хлеб небесный – для духа и души. Хлеб земной – для тела. Духовный свет – небесный хлеб – есть основа хлеба земного. Ведь «Бог есть дух» (Иоанн 4:24), а Дух – это свет. Свет же – это Слово, которое «было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанн 1:1-4). Слово, ставшее плотью, есть энергия, мысль, свет, смысл, информация, вибрация, звук, цвет, материя, форма, плоть, хлеб земной.
Человек, как образ и подобие Божие, есть триединство духа, души и тела. Его дух – божественное зерно души и тела. Душа есть дух, окруженный оболочками света, благодаря которым он приобретает самосознание. Тело человека – плоть души, материальный полюс духа, его видимое пространственно-временнóе проявление. Дух господствует над душой, душа – над телом. Закон духовного господства – жертва.
Как существует хлеб небесный и хлеб земной, так есть и «тела небесные и тела земные… Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15:40, 44). Наряду с земным, плотным телом у человека имеются эфирное, эмоциональное, умственное и небесное тело света. То, чем для физического тела являются кости, для тонкого – нер­вы, тем для духа является свет. Как тела человека – это определенные состояния и формы его духа, так и питание для них – разнообразные виды Божественного света. Свет един. Все виды энергии от единого света, как и все тела, питающиеся светом.
Каждому телу – свое питание. Как земную пищу человек должен заработать своим трудом, так и небесную. Их общая основа – труд. Без труда нет жизни, ибо труд есть энергия жизни и сама жизнь. Как существует земной способ питания плотного тела, так существует и небесный способ питания эфирного, эмоционального, умственного и духовного тел человека, ассимилирующих соответствующие виды энергии единого света.
Триединой сущностью триединого человеческого духа, как чувства, мышления и воли, соответственно являются красота и любовь, истина и добро – земное отражение Божественного света и сам Бог – Дух Святой – сущность человеческого духа.
Святой Дух и отраженные в человеке его аспекты: дух истины и добра, красоты и любви – это и есть духовное воспитание человека, благодаря которому он раскрывает свою божественную природу и рождается в Свете Духа.

Огненная природа человека

По своей божественной природе человек – существо огненное, «ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» (Втор. 4:24). Всё мироздание, как творение Божие, в своей основе есть беспредельный океан огня. Пустоты нет. Все формы единой жизни, образующие систематически проявленную Вселенную, это модификация Божественного огня от невидимого духа до видимой физической материи.
Все жизненные процессы, происходящие в человеке, от материальных до духовных, основаны на огненном творчестве и в своей первоначальной сущности – огненны. Жизнь духа, души и тела человека, его эмоции и мысли, слова и дела, – всё это различные состояния и формы единого огня. Будучи огнем в огне, дух человека производит изменение в огненном пространстве и вызывает в нем соответствующий отклик. Мысль, чувство и волеопределение – это оформленный человеческим духом пространственный огонь. Дух-огонь мыслит огнем, пропуская через себя волну океана-огня и преобразуя ее в соответствующую мыслеформу, Дух человека оставляет на ней свою печать. Качество мысли-огня прямо пропорционально качеству духа-творца. Мысль заблуждения, лжи и зла, как логико-этическое явление, имеет своим огненным эквивалентом – огонь темный. Зло-тьма есть разрушение и смерть. Добро-свет есть жизнь вечная.
Мысль, как энергия низкого или высокого качества, огонь темный или светлый, есть живое существо огненного мира, неразрушимое в пространстве и обладающее магнетизмом. Каждая мысль, как и чувство, не только производит в соответствии со своим огненным качеством изменения в окружающем пространстве, но и отлагается в виде кристаллов того или иного качества на стенках каналов нервной системы. Свет, как и кристаллы, — проявленное состояние огня.
Поскольку человек, произвольно или непроизвольно, все время чувствует и мыслит, а чувство-мысль в своей стихийной основе — это огонь, то непрерывный процесс духотворчества человека есть в то же время и процесс огнетворчества. А так как результат эмоционально-интеллектуально-волевого творчества человека либо положительный, либо отрицательный, то он постоянно или созидает, или разрушает, ибо качество огня человека зависит от него самого. Потому мысль добра есть истинное мерило сознания.
Добро или зло, как светлоогненный и темноогненный продукт духотворчества человека, оказывает свое живоносное или смертоносное воздействие не только в духовном, вневременнóм, но и в материальном пространственно-временнóм мире, а также носит индивидуально-общественный и планетарно-космический характер. Вот почему человек морально обязан контролировать качество своих чувств и мыслей и отвечать за их разрушительные для жизни последствия.
По своей природе человек – аккумулятор и трансмутатор огненных энергий. Его эволюционное назначение – одухотворить материю, преобразить материальные энергии в духовные. Для этого он должен уметь управлять духом-огнем, овладеть способом духовно-светового воспитания.
В чем же заключается этот способ? Во взаимообмене светом между человеком и единой жизнью. Но, чтобы его осуществить, нужно войти в поток духовного света. Для этого необходимо сконцентрироваться на нем и устремиться к нему всем сердцем, всей волей и всем разумением своим. Магнетизм любви сердца, мощь сфокусированной на Господе устремленной воли, собирающей концентрированным духом-линзой рассеянный свет в луч огромной силы, а также разум, направляющий человеческий дух к свету, — вот необходимые элементы духовного способа воспитания человека. Главное здесь – истинное направление человеческого духа; его высшие, божественные качества и нагнетенная огненная сила воли, магнетически привлекающая к себе, по закону подобия, частицы вечного света. Божественный огонь-свет и его формы: свет истины, добра, красоты и любви – есть истинное воспитание человека, неотделимое от способа и результата свето­творчества.
Таким образом, все высшие качества человеческого духа — это формы духовного света, претворенного в человеке. Процесс их творения и взаимообмен с Божественным светом и есть воспроизводящееся питание духа, души и тела человека.

Закон духовного созвучия

С какого же возраста нужно воспитывать детей? Лучше всего до их физического рождения. Но как можно воспитывать ребенка, которого еще нет? В виде души ребенок существует всегда. Мать дает этой душе лишь физическое тело. Но вот какая душа воплотится в это тело, зависит, как правило, от качества души и тела самих родителей будущего ребенка и прежде всего от его земной матери. Объясняется это тем, что нейтральных мыслей, чувств, волеопределений и других продуктов духотворчества человека не бывает. Их определенное логико-моральное и нравственно-правовое качество неразрывно связано с соответствующим вибрационным, светотеневым, биохимическим и другим качеством их огненного основания. Обладая свойством магнита, продукты человеческого духа подлежат закону духовного созвучия, согласно которому подобное порождается или притягивается подобным.
Отсюда становится понятной жизненная целесообразность моральной чистоты и нравственной высоты духовного состояния будущих родителей. Духовно низкое, аморальное и безнравственное качество их чувств, мыслей, слов и поступков неизбежно по закону обратного удара влечет за собой возмездие. Вот почему воспитание детей должно начинаться задолго до их физического рождения с воспитания и самовоспитания будущих родителей, ибо что посеешь, то и пожнешь. Могут указать на исторические примеры, противоречащие закону созвучия. Но это не опровержение закона, а исключение из общего правила, связанное с другими законами жизни души, которое лишь подтверждает это правило.

Питание солнцем

Человеческое тело, по словам апостола Павла, есть храм Духа Святого. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20). Телу – храму духа нужны уход и питание, соответствующие его достоинству. Все тела человека и продукты их питания есть различные состояния и формы высшего начала – Духа Святого, который потенциально находится в каждом человеке, но не в каждом проявлен. Дух есть энергия. Потому жизнь, как обмен веществ, есть в конечном счете обмен энергий. Жизнь духа – светообмен.
Наше физическое тело от Земли и от Солнца. И питать его мы должны энергией Земли и Солнца, которая суть превращенная энергия изначального света. Архетипом плотного тела человека является тело эфирное, неразрывно связанное с аналогичными телами Земли и Солнечной системы. Это тело, от качественного состояния которого зависит здоровье физического организма, питается солнечной энергией в значении праны, то есть жизненного принципа. Происходит это благодаря непосредственной ассимиляции эфирным телом жизненной энергии, а также в результате употребления человеком продуктов питания, содержащих в себе энергию солнечного света. К ним относятся прежде всего цитрусовые. Энергоемкое питание должно сопровождаться очищением физического тела, которое по своему качеству является тем, чем человек питается. Утончение материи – закон эволюции.
Для здоровья хороши все природные жизнедетали: хвойные деревья – конденсаторы жизненной энергии; сгармонизированный и высокодуховный аромат роз, фрезий; натуральные мед и молоко; орехи, фрукты и овощи, содержащие в большом количестве свет Солнца. Энергия пищи – это магнит, притягивающий энергию соответствующего себе качества. Насыщенная кровью пища не полезна, так как кровь есть начало, вносящее эманации, непригодные для утончения организма. Утончение, как одухотворение материи, есть смысл эволюции Жизни. Кровь несовместима с духовной энергией. Мир делится по уровню крови. Другой границы не существует.
Наряду с солнценасыщенным питанием человеку нужен 7–8-часовой сон. Ослабление организма не от уменьшения пищи (большинство болезней от переедания), но от недостатка сна. Перед сном – очищение сознания. Лучше всего – необходимая молитва. При пробуждении напоминание себе о своей божественной природе и удержание этой мысли вместе с Высшим Образом в течение дня. Поскольку низшая природа человека управляется высшей (ведь недаром же говорится: болит печень – лечи сознание), то фундаментальным принципом физического здоровья будет здоровье духовное.
Итак, жизнь есть свет, составляющий основу всех форм мировой жизни. Сияние окружает каждое живое существо. Мозг человека живет светом. «Только свет делает работу производительной и полезной. Бабочка может летать, пока ее радужная пыльца не истощена. У человека имеется та же радужная сила, и она воспринимает посредством фотоплазмы мощь света. Различные плазмы являются посредниками между видимым и невидимым. Фотоплазма, будучи эманацией нервной системы, образует радужную пыльцу, принимающую лучи света и проводящую их в нервные каналы. Лучшие соединения со светом получаются утром, потому не закрывайте утреннего света. Работайте при свете, решайте при свете, судите при свете, тужите при свете, радуйтесь при свете. Ничего не сравнить со световой волною. Даже самое лучшее электричество, даже самое голубое дает в восемь тысяч раз меньше, нежели луч солнца» (Листы сада М. Озарение//Живая Этика, Т. 1). Можно перечислить все физиологические условия и процессы жизни, и они окажутся учением света.

Питание красотой и любовью

Более духовное тело питается и более духовным светом. Истинным питанием эмоционального тела человека, а также его души и духа является свет красоты, любви и моральной чистоты. Будущие родители, обретающие счастье во взаимной любви, должны окружить себя чистотой умонастроения и красотой домашнего обихода. Чистота помысла – это не только моральный феномен, но и духовный свет внутреннего огня. Также и красота есть не только закон жизни человеческого чувства, но и его реальный свет.
Красота – это чувственно-созерцаемый образ Божий. Красиво чувствовать и мыслить – значит, соединиться с духовным светом, ибо красота от света и через красоту имеет высшее воспитание человек. Прекрасные чувства и мысли вызовут из пространства и прекрасный отклик на них. Не красота сама по себе, но осознание и претворение красоты в жизнь спасут мир.
Красота и любовь нераздельны. Красота порождает любовь, любовь – красоту. Обе – атрибуты изначального света. Бог, как истинный свет, есть высшая красота. Но Бог – это и любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Иоанн 4:16). Или Любовь, как универсальный закон мировой жизни и сущность человеческого сердца, является одновременно и духовной пищей и способом питания человека. Духовный свет нас достигает через магнетизм любви. Лишь сердце, горящее любовью к Высшему, омывается благодатью. Огонь любви – естественная связь с Богом. Любовь – это истинная реальность и высшая ценность, ибо чувство любви есть свет и пища человеческого сердца. Дом духа в сердце. Любовью сердца соединяется человек с высшим началом. Так любовь к Богу включает человеческий дух в космическую цепь света.
Истинная любовь так же отличается от похоти, как и свет – от тьмы. Любовь – чистейший огонь и высочайшая вибрация духа-энергии. Поэтому в своей подлинности и полноте она возможна только при условии духовного целомудрия. Целомудрие – мудрость целостности. Целостность есть жизнь. Как живая кровь сокровенна и, будучи открытой, свертывается и умирает, так и то, что по своей природе интимно (сокровенно), не должно быть публичным и откровенным. Таков закон. Его нарушение есть саморазрушение.
Культивируемое сегодня в России бесстыдство так же несовместимо с понятием человека как образа и подобия Божия, как несовместим Антихрист с Христом. Стыд – критерий человеческого в человеке, ибо не в разуме, а «в половом стыде человек становится человеком в полном смысле» (В.С. Соловьёв). Бесстыдство никогда не являлось характерной чертой русского человека, особенно женщины. Эта мерзость противна прежде всего православию как религиозному умонастроению и духовно-нравственному образу жизни.
Чувства человека, будучи проявлением всеначальной энергии, имеют не только личное, но и общественно-пространственное значение. Поэтому человек и ответствен за качество своих помыслов. Из этико-энергетической природы чувства вытекает понимание факта состава морального (внутреннего) преступления с момента одного лишь помысла. «Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй!» А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28).
Любителям эротики и порнографии, «новым русским», отдыхающим в созерцании блуда в валютных блудилищах, и их обитательницам не только не войти в Царство Божие, но и в новую Россию. Ибо новой Россия станет не через свою демократическую форму, а благо­­да­­ря духо­­вно-божественному содержанию жизни народа. В демократической оболочке, как формально-правовой сво­­боде – минимуме нравственности, то есть всеобщей юри­­ди­­ческой возможности служить Богу или маммоне, может жить и сатана. Итак, «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Лишь чистый свет сердца приведет к Отечеству духовному. Чистота сердца – самая нужная и ценная собственность.
Духовное устремление будущих родителей к свету проложит небесный путь земного воплощения души их ребенка. Морально чистое сердце будущей матери, сияющее любовью к Высшему, – это духовный магнит, притягивающий к себе подобную душу. Ведь даже на земле зерно рождает по своей природе. Потенциально мать энергетически связана со своим будущим и настоящим ребенком. Ее ответственность за здоровье ребенка коренится в ответственности перед Богом за свое собственное физическое и духовное состояние. Поэтому и необходимо ежедневное очищение и питание эмоционального тела и души духовной чистотой помысла и красотой высочайших образцов искусства, а также питание сердца любовью к тому, в ком мы имеем свое бытие.

Питание истиной и добром

Познай истину, сказал Господь, и истина сделает тебя свободным. Абсолютной истиной является Бог. Относительной – человеческое знание о Боге и его творении. Истина дается человеку через знание. В качестве знания истина – это не только логический, но и психоэнергетический, огненно-смысловой феномен, ибо истина есть реальный свет Божественного огня в человеке.
Истина – сущность сознания. Она связана с мыслью, мысль – с энергией, энергия – с мышлением, мышление – с мыслителем. Следовательно, качество всех составляющих истины прямо пропорционально качеству их творца. Если с логической стороны истина есть смысл содержания мысли, то с огненно-энергетической стороны – это свет. Истина как смысл и свет мысли и есть интеллектуально-энергетическое, информационно-световое питание умственного тела человека, а также его души и духа.
В процессе мышления человек производит как логически истинные и огненно-сияющие, так и ложные, морально нечистые и огненно-темные мысли. Мировые энергии, проходя через человека, выходят из него либо мыслью-светом, либо мыслью-тьмою, а также мыслеформами со смешанной светотенью. Поскольку мысль, как и чувство, магнетична, то вирус отрицательных мыслей, притягивающихся к своему источнику, заразительнее всех болезней. Духовно низкие мысли – это психоэнергетические существа мира четвертого измерения, называемые лярвами. Как вампиры, притягиваются они к энергетическим оболочкам своего создателя и высасывают из него жизненные силы. Исходя из целостностной, огненно-смысловой или энергетически-логической природы мысли, пора наконец понять и признать практическую пользу истинного и морально чистого мышления как для самого человека, так и для окружающей его среды, а также необходимость строгого контроля за мышлением и ответственности за его духовное качество. Ведь этика есть оборотная сторона медицины и экологии.
Каждая мысль воздействует на умственное, эмоциональное, эфирное и физическое тела человека и оболочки духа. Их состояние напрямую связано с состоянием духа, так как строительные элементы поступают в тела через сознание, которое и сообщает им подобное себе качество: светлая мысль их осветляет, темная – отемняет. Храм духа строится мыслью, и этот храм-тело – «не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:13). Высокие качества духа – это не только его разумное и морально-нравственное состояние, но и накопители божественных огней. Накопление духовного света, как подлинного питания человеческого духа, есть основа, условие и способ его земной и небесной жизни в соответствии с ее божественным смыслом и эволюционным назначением.
Воспитание духом истины есть огненно-смысловое питание человека, то есть одновременное питание как смыслом (истинным знанием, идеей – образом Божественной истины), так и светом (духовными энергиями огня, мыслеформами пространства). Оба аспекта истины есть высшая творческая реальность. Истина в качестве знания – теоретическая основа человеческой жизнедеятельности, созидания социального мира, следовательно, и всевозможных видов материального и духовного питания как средства жизни. Истина в качестве света – психоэнергетическая основа человеческого бытия, питающая человека энергиями высшего источника мировой жизни.
Способ питания истиной, как и способ питания красотой и любовью, определяется их природой. Если человеческое чувство в реальной жизни не существует без мышления и воли, мышление – без воли и чувства и воля – без чувства и мышления, то соответственно и их сущность: красота и любовь, истина и добро неразрывны между собой. Лишь в своем единстве, как бриллиант, сияющий многограньем, представляют они истинный закон жизни духа и полноту его воспитания. Поэтому мышление, как и другие формы духа, должно быть разумным, моральным, добрым, четким, сильным (волевым), сердечным, красивым. Следовательно, мышление должно протекать с сознательным участием чувства и воли человека, что и обеспечивает триединому духу не только закономерность или логическую истинность мыследеятельности, но и ее светоносность, огненную красоту и напряженность, магнетизм и целебность, благоухание и благозвучие и т.д. Эти и другие огненно-божественные качества мыслящего духа, а также его вибрационная идентичность с высшим началом жизни и позволяют человеку соединиться огнями своего сердца, разума и воли с Божественным огнем, светом своего духа слиться с потоком духовного света, питаться им и познать план Бога. «Друзья! Храните чистым канал восприятия, в этом горниле куются чистые мысли. Смотрите на чистые мысли не как на диковинного Небожителя, сходящего по праздникам, но как на трапезу ваших трудовых будней!» (Листы сада М. Озарение // Живая Этика).
Как нет сознания без воли, так нет и истины без добра и наоборот. Воля – это практически действующее сознание. Сущность воли – свобода. Добровольно осуществляемая свобода как познанная истина есть добро. Добрая воля – это накопленное в течение долгих воплощений духовное вещество, состоящее из кристаллических образований огня. Проявленный огонь – это не только свет, но и кристаллы духа. Как высшая энергия, добро – величайшая ценность, не исчезающая в пространстве, духовно питающая и укрепляющая его. Воля, как носитель добра, есть динамика духа, деятельность души и тела, мысли и чувства. Воля – самоопределяющаяся деятельность человеческого духа, его огонь, проявляющийся в действии. Огненно-смысловая сущность воли и есть добро.
Воля – это сила. Сила воли, лишенная своей сущности, – зло. Воля, устремленная ко злу, – страшное оружие в руках человека, несущее разрушение и смерть. Истинная воля есть сила добра – живой свет духа. Добро так же не существует без силы духа, как и не существует без воли мысль и ее сущность – истина. Разумная, сильная и добрая воля человека, как земное отражение Божественной воли, есть универсальное средство жизни, ибо жизнь в ее высшем смысле – это борьба за свет с помощью воли. Лишь разумно-нравственная сила человеческой воли, объединенная с высшей волей, противостоит природно-чувственному началу человека и удерживает его в границах истины и красоты, добра и любви, в световом потоке Божественной жизни, обеспечивая ему полноту бытия. Доброе сердце излучает благодать, огненно-божественную пищу человеческого духа.
Добро, как сила, разум, красота и любовь, есть духовный свет и жизнь вечная. Зло, как безволие, ложь, безобразие и ненависть, есть тьма и смерть. Значение доброй воли абсолютно, ибо воля и мысль – источник жизни и сама жизнь. Священная обязанность человека быть сильным в истине и добре, красоте и любви. Вне этого не может быть ни истинного человека, как образа и подобия Божия, ни подлинно человеческой жизни. Можно переломать кости, но мощь огненной воли победить нельзя. Слабость недопустима, ибо она есть разложение и смерть души человека, смерть истинная, после которой остается лишь Божественное ядро бессознательного и безличного духа. Безволие – тягчайший грех, так как ведет к порокам, которые порабощают волю и делают человека ничтожеством. Потому с утратой истинной воли исчезает человеческая личность и собственно человеческая жизнь.
Потенциал человеческой воли – беспределен. Цель воспитания – развивать волю через дисциплину духа: управление мыслью, обуздание эгоизма, преодоление своеволия низших тел, овладение умственной, эмоциональной и физической оболочками души человека и преображение их в духовный свет. Дисциплина для воли, порождающей добро, то же самое, что и логика для сознания, порождающего истину.
То или иное этико-энергетическос качество воли-огня есть соответствующее состояние, форма и способ человеческой жизни. Огонь добра соединяется с высшим источником жизни, и человек питается от него. Огонь зла притягивает к себе все пространственные яды и заражает как человека, так и пространство. Добро-свет-жизнь и зло-тьма-смерть имеют многочисленные и разнообразные проявления. Так, эгоизм есть отемнение души; отчаяние, грубость и насилие – невежество; злоба и нетерпимость – низость духа; огорчение – зараза мира, поражающая печень и порождающая вредные бациллы; обида – скрытый нарыв; зависть – губитель здоровья; беспокойство – причина несчастья; уныние – духовная распущенность; гнев – черный огонь, сжигающий ценные накопления опыта жизни; лень – пуховик зла; мнительность – разложение сердечной энергии; сомнение – пожирание огня; раздражение – производство в человеческом организме отравляющего яда. Эти и другие виды зла, а также осуждение, сквернословие и прочая черная саранча несут болезнь, разрушение и смерть своему родителю, к которому она возвращается по закону подобия в виде обратного удара. От тьмы во тьму и уйдет.
Все виды зла, как темные качества человеческого духа, жизненно не практичны, потому что представляют собой не отвлеченную этическую категорию, но находящийся внутри самого человека и во вне его темный огонь, не сочетающийся с духовным светом. В результате этого отемненные душа и тело остаются без своего истинного питания, разлагаются и умирают.
Главное в духовном воспитании – преобразовать природно-чувственную волю, произвол и зло в свободу и добро, трансмутируя тем самым тьму в свет. Нужно всеми силами одержать победу над собой, ибо тот побеждает всё, кто победил самого себя. Питаться добром может лишь сильная духовно-свободная воля человека, творящая волю Отца.
Божественные качества человеческой воли – это результат воспитания духовным светом. Так, радость есть торжественность и здоровье духа; искренность – духовная чистота; доброжелательность – основа жизни; великодушие – чувство, оберегающее от раздражения; страдание – лучший очиститель; терпение – сознательное понимание планомерности происходящего, источник Благодати; смирение – достойное несение служения; самообладание – синтез мужества, терпения и сострадания; торжественность – возвышенное приношение всех лучших чувств Господу; равновесие – непобедимая сила; спокойствие – венец духа.
Воспитание добром возможно лишь на основе дисциплины человеческого духа, как следование законам бытия и ежедневного опыта жизни в добре с постепенным увеличением количества духовной пищи. Дисциплина духа – лучший накопитель жизненных сил. Благодаря духовной дисциплине драгоценная энергия не растрачивается на бесполезные мысли и чувства, переживания и поступки.
Универсальный способ воспитания добром – устремление огненно-напряженной человеческой воли к высшей воле, слияние с ней и творение жизни богочеловеческой силой, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» (1 Кор. 6:17). Главное – соединиться с высшим огнем, удержаться в его орбите и действовать волей ведущей. Духовный свет создается напряжением воли и нагнетением огня. Из высокого напряжения родится свет. Из света – истина, красота, добро и любовь. Устремление к добру, подтвержденное сердцем, есть сильнейший магнит, собирающий свет. Как мышцы тела растут в упражнениях, так и воля растет напряжением и преодолением препятствий. Царствие Небесное приступом берется. Жизнь – это вечная деятельность, преодолевающая препятствия в восхождении к свету – истинной пище человеческого духа.
Истина и добро, как огненно-духовное вещество, есть подлинное богатство человека, обеспечивающее ему сознательное бессмертие. Для накопления духовного богатства, его сохранения и питания им нужно мыслить логически ясно, морально чисто и вдохновенно, примиряя сердце и волю. Нужно высшие качества духа претворить в повседневную практику жизни, ибо лишь сама человеческая жизнь, соответствующая своему высшему прообразу, и есть универсальный процесс, способ и результат духовного воспитания человека истиной и добром.

Питание Святым Духом

Как хлеб земной есть пища для физического тела, так Дух Святой – вершина и источник духовного света – есть хлеб небесный для духа, души и всех тел человека. Если человек есть храм Духа Святого и потенциально дух святой, то в качестве духа по закону подобия он должен питаться Духом Святым. Если же человек не будет им питаться, он не реализует свои божественные потенции и не осуществит смысл своей жизни – уподобление Отцу Небесному. Без Духа Святого человеческий дух мертв. Все науки о нем – мертвые кости. Их носители – духовные мертвецы, ибо нечистый дух есть смерть, чистый (святой) – жизнь вечная.
Истинные законы и правила богочеловеческой жизни, как всеобщего способа воспитания Святым Духом, даны человечеству самим Богом.
Жизнь человека, исполненная Святым Духом, обретает свой смысл и полноту. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Иоанн 10:10). Дух Святой источник «жизни с избытком» стяжается верой в Пресвятую Троицу, молитвой и христианской жизнью, а также дается человеку милостью Божией.
Высший способ единения с Духом Святым – вера в Бога, выраженная в молитве. Молитва – огненный провод к свету, магнетическая связь с Богом через человеческое сердце, пылающее огнем веры, надежды и любви. Вдохновенный труд подобен молитве и, как молитва, есть огненный очиститель от всякой мерзости и накопитель духовного света. Молитва – это светообмен между человеком и Богом. В молитве человек сливается с Духом Святым, в котором он духовно рождается во Христе. Поистине Дух Святой есть панацея и наивысшее воспитание человеческого духа. Тот, кто крестил Духом Святым, сказал: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49)
Итак, просите, и «Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:13).



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru