Социальная политика » Технологии адресной помощи

Технологии адресной помощи

Вот уже более месяца на территории Центрального округа столицы проводится эксперимент по внедрению электронного сертификата на оказание адрес-
ной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Казалось бы, социальные службы постоянно именно этим и занимаются, в чем тогда эксперимент? Нововведения мы обсудили с заместителем начальника Управления социальной защиты населения Центрального административного округа,
начальником отдела координации работы по социальной защите населения Татьяной Валерьевной Данько.

– Что такое «трудная жизненная ситуация»?          
– Как нам говорит Закон, трудная жизненная ситуация – это «ситуация, нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно...»
Вместе с тем мы вкладываем в это определение самый простой, житейский смысл: когда человеку в силу каких-то обстоятельств не хватает средств на элементарные нужды – случился пожар или,   наоборот, затопило квартиру, вытащили кошелек в метро, пенсионер вынужден покупать дорогие лекарства. Обращаются к нам с самыми разными проблемами: например, сломался у человека холодильник, он вынужден купить новый,  и опять-таки на еду остается мало денег. 

– Но ведь продуктовые наборы - это одна из разновидностей социальной поддержки в Москве. Что нового в электронном сертификате?
– Действительно, такую услугу мы оказываем уже много лет и отказываться от нее пока не собираемся. Однако сейчас мы параллельно пробуем новый механизм. Помощь в виде продуктового набора людям оказывается традиционно, но с этим связаны некоторые сложные моменты. Ассортимент продуктов ограничен, и к тому же сам процесс формирования и доставки набора очень трудоемкий.  Даже частичный уход от этой схемы позволит серьезно оптимизировать работу и сэкономить бюджетные средства. И было принято решение провести в нашем округе эксперимент.
Гражданин приходит в Территориальный центр социального обслуживания или его филиал в ЦАО по месту жительства и сообщает, что оказался в трудной жизненной ситуации, пишет заявление. Это заявление незамедлительно рассматривается социальной комиссией (сейчас, в режиме эксперимента, она заседает дважды в день), которая оценивает ситуацию и принимает соответствующее решение. Если комиссия приходит к выводу, что человеку действительно нужна помощь, его вносят в соответствующий реестр, который передается в районное управление социальной защиты. РУСЗН, в свою очередь, проверяет данные, указанные гражданином, и передает их в Московский городской социальный реестр для зачисления средств на Социальную карту москвича. Гражданину на карту начисляется пятьсот баллов, каждый из которых равен одному рублю. От момента подачи заявления до перечисления баллов-рублей может пройти всего несколько часов, то есть операция занимает день, максимум два дня. Таким образом, гражданин получает единовременную выплату для покупки продуктов и тем самым может пережить тяжелый период.

– Покупки можно совершать в любом магазине?
– Пока в эксперименте принимает участие только одна компания – Х5 Retail Group. Надо сказать, они сами вышли к Департаменту с таким предложением и выделили два магазина – один из них находится в районе метро Бауманская, а другой - недалеко от Красносельской. Так что сейчас новой услугой, электронным сертификатом удобнее всего пользоваться жителям  Басманного и Красносельского районов, но пока это только эксперимент. В целом наши клиенты довольны – в магазине широкий ассортимент товаров, есть продукты для людей, страдающих диабетом. Зачисленные на карту пятьсот баллов необязательно тратить за один раз – можно частями, а если стоимость покупки превышает пятьсот рублей, есть возможность  доплатить из собственных средств. Следует заметить, что средства, зачисленные на Социальную карту москвича, нельзя обналичить, также на них нельзя приобрести табак или алкоголь.

– Кто входит в комиссию, принимающую решение об оказании помощи?
– В нее входят руководитель учреждения социальной защиты, его заместитель и заведующая отделением срочного социального обслуживания. Как правило, не менее трех человек. Мы приглашаем к участию в комиссии представителей различных общественных организаций, например, Совета ветеранов или  общества инвалидов. Конечно, они присутствуют не на каждом заседании, это технически невозможно – комиссия собирается дважды в день. На данном этапе, в рамках эксперимента, в комиссию входят только сотрудники нашего УСЗН, но подчеркну – решение принимается  коллегиально и по каждому случаю отдельно.

– Как, на ваш взгляд, продвигается эксперимент, каковы его перспективы?
– На данном этапе эксперимент по внедрению электронных сертификатов вполне можно считать успешным. К нам обратилось уже порядка 1300 человек, отзывы клиентов положительные, и каких-то серьезных проблем не возникает. Для полноценного внедрения электронного сертификата, конечно, двух магазинов недостаточно – нужна широкая сеть, а этот вопрос будет решен на стадии завершения эксперимента и внедрения его результатов в повседневную практику.

Олег Икимов

 

 

Нравится

 



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru