О журнале » Слово главного редактора » Духовные ресурсы мира: Преодоление глобализации

В.И. МУРАШОВ

Духовные ресурсы мира: 
преодоление глобализации

 

 Уважаемый читатель!

Три динамических факта составляют основу этой работы. Два из них: глобализация и наличие духовных ресурсов мира – очевидны. Третий – преодоление глобализации духовностью человечества есть процесс становления факта-долженствования, которому еще надлежит стать мировой действительностью.

В этой статье мы рассмотрим в общих чертах два первых феномена. В следующей – идею духовного человечества.

Духовная цивилизация – это не романтическая мечта наивных романтиков, как полагает еще господствующий тип сознания, погруженный в материальность, чувственность и душевную лень, а ближайшая цель эволюции человеческого духа.

В суровой и напряженной борьбе с самим собой, в преисполненной трагизма исторической драме, происходящей на планетарной сцене пространственно-временного и сверхчувственного бытия, дух человечества медленно, но неуклонно вырабатывает свою абсолютную сущность – ДУХОВНОСТЬ.

Являясь живой лестницей соответствующих состояний и форм духа, духовность в виде своей первой ступени представляет собой акт самоопределения воли безотносительно к его содержанию, а в качестве высших ступеней, уходящих в беспредельность, – божественность.

Эволюцию человеческой жизни остановить нельзя. Чтобы войти в ее животворящий спиральный поток, нужно осознать, мобилизовать и расширенно воспроизводить внутренние ресурсы своего собственного духа, используя при этом духовные ресурсы человечества как самое мощное средство преодоления глобализации, превращения материальной цивилизации в духовную.

Сознательное обращение народов к духовным ресурсам мира, творческое усвоение и использование которых обогатит каждый народ эволюционным опытом всего человечества и приведет к открытию ныне неизвестных ресурсов планеты и космоса, ускорению эволюции человеческого духа, рождению духовной цивилизации, будет самым выдающимся явлением на Земле за всю историю ее существования.

 Глобализация мира

Эволюция современного человечества представляет собой процесс интеграции и дезинтеграции мира. Раздираемый внутренними и внешними противоречиями, однобоко развивающийся, рациональный дух экономически развитых стран продолжает порождать в ХХI веке ускоряющуюся глобализацию. Сверхфизические и физические сферы земного шара покрываются разрастающейся  «паутиной» Интернета,  глобальной сетью телекоммуникационных и информационных систем, стягивающих пространство и время в «здесь» и «теперь». По земле, воде и воздуху прокладываются пути для новых средств передвижения и прорываются новые каналы планетарной связи.

На базе высокоразвитого интеллекта человечества, выдающихся достижений в области естественных наук, наукоемкого производства, высоких технологий и глобального разделения планетарного труда действуют транснациональные рынки и корпорации. Информационно-финансово-экономическая и ресурсная взаимозависимость государств опосредствуется единой валютой. Углубляется поляризация между трудом и капиталом, богатством и бедностью, свободой и рабством, материальной и духовной сторонами жизни.

Глобальная экспансия мирового капитала, обостряя конкуренцию, выступает катализатором научно-технических открытий, порождает в различных регионах мира безработицу и рабочие места, подкупает и развращает духовно неустойчивых представителей национальных элит, размывает государственные суверенитеты и культуры слаборазвитых стран, насаждает жизненные стандарты стран – субъектов глобализации, превращает дух рынка в универсальный принцип жизни, проникновение которого в духовные сферы человеческого бытия приводит к понижению и унификации духовных ценностей. Нейтральные к добру и злу современные достижения науки и техники, а также мировые ресурсы используются глобализованной преступностью.

Современная глобализация – это односторонний процесс интеграции средств материальной жизнедеятельности человечества на базе транснационального производства, распространение по земному шару научно-технологических, информационно-телекоммуникационных, финансово-экономических, других наднациональных форм собственности  экономически могущественного меньшинства, использующего глобализацию в качестве мирового механизма расширения сфер своего влияния, порабощения и эксплуатации большинства населения планеты, истощения ее ресурсов.

Глобализация, как современное выражение эволюции идеи человечества, – это инициируемый эгоистически направленным духом капитала двуединый процесс планетарного синтеза материальных элементов цивилизации и ее нравственной деградации, объективно-субъективный мировой феномен, воспроизводящий глобальное противоречие между духовным смыслом и пространственно-временной, природно-социальной формой цивилизации.

Технократическая глобализация оборачивается враждебной поляризацией мира, потому что лишена подлинной основы, объединяющей все человечество, и не является объединительным процессом всей полноты жизни. Породившая идею «золотого миллиарда» – позор духовно убогой элиты материально-рыночной цивилизации, глобализация продемонстрировала всему миру глобально-нравственную низость своего духа.

Глубинный корень духовно опустошенной глобализации, ее ствол, ветви и плоды – самоусеченный, рационально-эгоцентрический дух, превращающий себя в наукоемкую, высокотехнологическую, нравственно редуцированную транснациональную экономику в ее реальных, идеальных и организационных формах выражения.

Фундаментальный порок глобализации – бездуховность: грубо материалистическое, зауженное мировоззрение, логически нецелостный способ мышления, ложное понимание смысла жизни, истинных целей и ценностей, неодухотворенность чувства и возведенный в абсолют эгоцентризм воли – принцип мира сего.

Состояние духа современного человечества внутренне асимметрично: высокая степень развития его интеллектуальной составляющей, создавшей технотронную цивилизацию, и неразвитость его морально-нравственной природы, неспособной одухотворить и привести тем самым в гармоническое единство и целостность личную, общественную и планетарную жизнь.

Глобализация, как мировая власть капитала, соединяющего в материальное единство условия и средства своего существования, должна быть преобразована созидательной силой духовных ресурсов мира в целостное, духовно-материальное единство народов, подлинно единое человечество, духовно-планетарный организм, в котором и благодаря которому реализуются интересы каждого и всех.

Эпоха духовной цивилизации

Тупик и выход – в духе. С помощью объединенного духа мира – эволюционной тяги человечества глобализация будет преображаться в эпоху духовной цивилизации.

В чем же заключается принцип новой эпохи? В настоящее время им является еще разрозненный и не достигший должной мощи дух людей доброй воли, живущих на всех континентах, дух, действующий через соответствующие национальные и международные институты. В будущем им станет социально организованный и возведенный в государственную политику стран мира сознательный и целенаправленный процесс преобразования в соответствии с законами эволюции той первоначальной творческой силы, которая воспроизводит самое себя, общество и претворяет субъективную идею человечества в мировую действительность.

Этой животворящей силой, самоосновой и самоцелью жизни, самой жизнью является человек как развитый микрокосмос. Самопознание и самопреображение человека, нравственная реформация духа народов планеты, направленная на выработку его существенного содержания, т.е. духовности, – вот фундаментальный принцип новой эпохи, определяющий ее характерные черты.

Новая эпоха в истории человечества – это эпоха преображения эгоистически ориентированного экономического человека материальной цивилизации в человека духовного – альфы и омеги духовной цивилизации.

Это эпоха духовно-нравственной политики государств, высшим смыслом которой является созидание деятельностью самих государств своей собственной творческой первоосновы – нового, физически и духовно развитого человека, универсального принципа новых, духовно развитых стран, образующих разнообразно-единое человечество, преодолевающее в своем развитии эволюционную ступень глобализации.

Это эпоха целостного, практически действующего мировоззрения.

Это эпоха науки духа – самосознания сущности Бытия, творческой субстанции нового мира.

Это эпоха преображения духовного и социального рабства во внутреннюю и внешнюю свободу человека.

Это эпоха нравственно-правового национального и мирового хозяйства как экономической формы выражения духовности.

Это эпоха достоинства и дисциплины духа народов мира – сознательного творца своей целостной жизни на основе духовного знания.

Это эпоха адекватного осознания народами своей национальной идеи, всеобщим смыслом которой является духовность.

Это эпоха познания и претворения в жизнь духовности как абсолютной ценности, универсальной творческой энергии нового века, одухотворяющей собой мировые стихии, минеральный, растительный и животный мир, окружающую среду, планетарную жизнь в целом.

Это эпоха объединения мировых ресурсов во благо каждого народа и всего человечества.

Это эпоха единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого, социального и космического.

Это эпоха гармонии разума и сердца, науки, высоких технологий и нравственности.

Это эпоха, в которой духовная энергия станет фундаментальной основой человечеких ресурсов.

Это эпоха духовно-информационного мирового сообщества.

Это эпоха общепланетарной духовности как осуществляющейся идеи человечества.

Эволюционная непреложность появления на Земле духовной цивилизации может быть постигнута путем уяснения особенности и смысла человеческого бытия, его универсальной идеи.

Духовность – идея человеческой жизни

Человеческая жизнь есть, по существу, жизнь духа: ума, чувства, воли и интуиции – и в отличие от других субчеловеческих форм мировой жизни представляет собой сознательно-волевой обмен веществ и энергий, информации, идеальных и реальных продуктов культуры в процессе теоретической и предметно-практической деятельности между человеком, природой, обществом, космосом и Высшими Силами. В этом смысле можно сказать, что сознательно самоопределяющийся дух – это синоним человеческой (социальной) жизни и по отношению к ней есть все во всем в его различных состояниях и формах.

Поскольку дух обладает свободой воли, то он может действовать согласно и вопреки законам жизни. Между тем историческая полнота человеческой жизни возможна лишь при условии соблюдения ее законов. Интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерности жизни предстает в качестве истинного мышления, морального и прекрасного чувства и свободной, доброй воли. Вырабатывая свою триединую сущность – истину, красоту и свободу, дух возводит себя в состояние духовности, живоначальной основой и венцом которой является любовь.

Духовность есть высший смысл и абсолютная цель эволюции человеческого духа, его универсальный закон-долг, собственно человеческая жизнь, основанная на законах мышления – истине, чувства – моральности и красоте, воли – свободе и интуиции – непосредственном чувствознании идеи.

Духовность – это не только необходимое условие социальной жизни, это сама жизнь в ее эволюционно-возможной полноте. Бездуховность, как нарушение духом законов бытия, есть умаление, деградация и самоуничтожение жизни. Именно поэтому все внутренние состояния и пространственно-временные проявления теоретического и практического духа: способ мышления, мировоззрение, умонастроение, поступки, феномены общественной жизни, образующие систему социума, – должны управляться духовностью, удерживающей природно-социальный организм от его физического распада и нравственного разложения.

Духовность не сводится к внутренне существенному состоянию духа народа. Это еще и его внешне закономерное проявление, выраженное в нравственно-правовом, эстетическом и религиозном образе жизни. Вне социальной действительности духовность – абстракция.

Таким образом, действительная духовность, как сознательно самоопределяющаяся жизнедеятельность человека в соответствии с законами духа, природы, общества, планетарно-космической жизни и Высших Сил, выступающая в виде гармонического единства:

  •  сознательной цели, всеобщая сущность которой – истина как адекватно познанная закономерность и эволюционный смысл человеческого бытия;
  •  теоретической, художественной и предметно-практической деятельности, ресурсов и средств жизнедеятельности, соответствующих цели;
  •  социально-экономических и иных фактических общественных отношений, адекватных своим законам;
  •  сознательно-волевой формы их внутренне и внешне свободного, эстетического, этического и религиозного существования;
  •  продукта жизнедеятельности народа – материально-духовных средств его действительного бытия, совокупности всех общественных отношений, организованных в семью, гражданское общество и государство, – есть формула социальной жизни, ее идея.

Уберите любой элемент идеи жизни, разорвите органическую взаимосвязь материального и интеллектуально-чувственно-волевого содержания духовности – и социальная жизнь станет деградировать и самоуничтожаться, ибо дисгармония, неполнота, разорванность жизни суть бездуховность – синоним саморазложения и смерти.

Духовность, как идея человеческой жизни, в качестве системообразующего начала социального бытия есть смысл субстанции мировой истории, последовательно выявляющий себя в пространстве и во времени через земные цивилизации в идею человечества.

Человеческий дух – абсолютный ресурс-самоцель

Идея человечества – цель эволюции самосознательной жизни планеты воплощается на Земле посредством духа народов мира. Особенность человеческого духа состоит в том, что он есть творческий субъект, развертывающий себя в цель, процесс, средство, способ и результат творчества; создатель самого себя, истории, материальной и духовной культуры, социального мира и цивилизаций как необходимого условия своего земного существования.

Дух человечества, эволюционирующий посредством национальных социумов, духовных и материальных культур, образующих современную цивилизацию, в сфере земной жизни есть абсолютный ресурс-самоцель, творческая субстанция духовных ресурсов мира.

Поскольку дух – это самодостаточная живая сущность, постольку духовный ресурс представляет собой динамическое единство творца, процесса и продукта творения.

По своему понятию человеческий дух есть самоопределяющаяся деятельность, обладающая способностью самообособления, самоотчуждения внутри и во вне себя, пребывания в своем обособлении в его идеальной или материальной форме и возвращения из своего обособления к самому себе при одновременном мысленно-волевом нахождении как в своем другом, так и у самого себя.

Дух – замкнутый на себя цикл сознательно самоопределяющейся теоретической и практической деятельности, которая имеет своим предметом идеальный и реальный мир, субъект и объект, « я » и « не-я » – словом, обе стороны отношения как различенного внутри себя саморазвивающегося единства, порождающего и разрешающего свои противоречия.

Действительный дух – это индивидуальность, « я », взаимообусловленное единство универсальных способностей человека: мышления, чувства, воли, интуиции, других потенциальных творческих возможностей.

Общественный способ бытия абсолютного ресурса-самоцели представляет собой процесс:

  •  адекватного познания законов жизни, составляющего существенное содержание цели материально-духовной жизнедеятельности человека (общества, человечества) – истинное знание;
  •  практической (трудовой) деятельности, ресурсов, средств производства и предметов труда – система производственных и других общественных отношений в их реальной и идеальной формах;
  •  чувственно-волевой деятельности, управляемой целью, – внутренне-внешняя свобода, добро и красота, развитые в соответствующие духоопределения и социальные институты;
  •  ассимиляции человеком продукта своей трудовой и образовательной деятельности, содержащей в себе в превращенном виде вышеуказанные элементы, – самовоспроизведенный ресурс-самоцель.

Дух определенного народа как модификация мирового духа в качестве абсолютного ресурса второго порядка обусловлен:

  • местом и ролью в составе планетарно-космической жизни;
  • эволюционным уровнем самосознания;
  • географическим положением народа и его природными ресурсами;
  • мерой осознания своей национальной идеи и ее воплощения в социальную действительность;
  • экономическим потенциалом общества;
  • политическим, нравственно-правовым, гражданским, государственным и религиозным практически действующим самосознанием;
  • уровнем развития образования, науки, технологий, информационной системы, искусства, культуры здоровой жизни и здравоохранения, социальной системой его материально- духовного воспроизводства;
  • возрастной и профессиональной характеристикой членов общества;
  • национальной, конфессиональной и социальной структурой народа;
  • другими внепланетарными, природными и духовными феноменами.

Уровень исторической зрелости духа народа – абсолютного ресурса-самоцели и всеобщей формы его действительного бытия – государства определяется в конечном счете уровнем духовности народа, существующей в виде взаимообусловленного единства материальной, духовной и организационной культуры, а последняя – уровнем эволюционного развития всего человечества.

Духовность народа – универсальный творческий ресурс

 Так как дух в силу своей природы может созидать и разрушать, то творческим ресурсом жизни он является только тогда, когда вырабатывает свою сущность – духовность.

Духовность духа народа – универсальный творческий ресурс, достояние государства, национальный и мировой капитал, которому еще предстоит в ХХI веке стать саморегулирующейся субстанцией и формой социальной жизни. Духовность, т.е. разумный, эстетически развитый, морально-правовой, нравственный труд всего трудоспособного населения страны и планеты, – источник национального и мирового богатства. Особенность духовного богатства, в отличие от материального, заключается в том, что в качестве накопленного опыта бессмертного духа оно вечно и при распространении между людьми и народами не только сохраняется, но и возрастает в национальном и мировом масштабе. В отличие от невозобновляемых природных ресурсов – собственности национальных государств, юридических и физических лиц, духовные ресурсы – вечное достояние всего человечества.

Если мера эволюционирующей полноты социальной жизни есть мера духовности народа, то мы можем ввести строго научное, фундаментальное для новой эпохи понятие “духоемкость” человеческой жизни, т.е. наличие в ресурсах, производительных силах общества, в материальном и ином общественном производстве, в образовании, науке, культуре и политике, во всей совокупности общественных отношений в виде семьи, гражданского  общества и государства той или иной меры истины, свободы, добра и красоты как сущностных основ цели, процесса, средства, способа и результата  человеческой жизнедеятельности.

Творческие ресурсы духа

Творческие ресурсы – это взаимосвязанные универсальные способности человека. Ими являются:

  •  внутреннее самоопределение духа в виде памяти, ассоциации, внимания, концентрации, воображения, чуткости, адекватной реакции, других волеопределений безотносительно к своему моральному содержанию – духовно-психологический ресурс как бессознательная и сознательно-волевая основа духовности человека;
  •  рассудочное и понятийное мышление, с помощью которого человек в процессе своей жизни соединяется с законами окружающей среды, общества и самого себя и воздействует на жизнь ее собственной силой как познанной закономерностью, знанием, выступающим в виде здравого смысла и науки, – духовно-интеллектуальный ресурс;
  •  предметно-практический дух, порождающий материальное производство в его реальных и идеальных формах, – духовно-трудовой ресурс;
  •  внешне свободная воля, развивающаяся в систему юридических прав и обязанностей, образующих и обеспечивающих с помощью государства внешне обязательный порядок общественной жизни, – духовно-правовой ресурс;
  •  внутренне свободная воля в виде доброго умысла, благого намерения, чувства долга, совести, других внутренне закономерных волеопределений – духовно-моральный ресурс как субъективная духовность;
  •  одухотворенное чувство, порождающее красоту – сущность народной культуры, искусства, мира рукотворной красоты в целом, – духовно-художественный (эстетический) ресурс;
  •  внутренне и внешне свободная воля, воспроизводящая человеческую жизнедеятельность в границах ее свободного бытия творческой силой добровольного самоопределения в соответствии с законами жизни – нравственность, организующаяся в семью, гражданское общество и  государство, – духовно-нравственный (этический) ресурс;
  •  интуиция – способность человеческого духа в результате объединения низшего и высшего «я» улавливать идеи мировой жизни – духовно-интегральный ресурс как чувствознание истины;
  •  любовь души к Высшему, образующая единство человеческого и божественного духа, – духовно-религиозный ресурс;
  •  целостный дух как гармония его универсальных способностей, вырабатывающих свою многообразно-единую сущность, – интеллектуально-чувственно-волевой, подлинно духовный ресурс – творец индивидуальной жизни человека, семьи, национальных социумов и цивилизаций.

Ресурсы духа, не содержащие в себе в полном объеме свою триединую сущность – истину, красоту и добро как моменты любви и не соединенные с Высшим Ресурсом, не являются собственно духовными. Так, например, интеллектуальная воля, лишенная нравственности, вместо человеческого братства порождает глобализацию.

Здоровье как гармония духа, души и тела, созданная человеческим духом, – духовно-телесный ресурс, субстанция полноты человеческого бытия.

Духовные ресурсы мира

Духовными ресурсами планеты в их взаимосвязи с природными ресурсами – тела и силы природы, компоненты и свойства природной среды, которые используются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества в качестве средств труда (земля, водные пути, вода для орошения); источников энергии (горючие ископаемые, ветровая и гидроэнергия, атомное топливо, биотопливо и т.д.); сырья и материалов (полезные ископаемые, леса, биоресурсы, запасы технической воды и др.); продуктов питания; объектов рекреации и т.д., являются:

  • сверхчеловеческий дух и дух природы, с которыми человек бессознательно и сознательно связан в процессе своей жизни;
  • дух человечества, дифференцированный на творческие ресурсы народов мира и конкретных людей – живых носителей духовности, выдающихся личностей во всех сферах человеческой жизнедеятельности, героев и святых;
  • продукты творческих ресурсов – опыт эволюции человечества в качестве материальной, духовной и социально-организационной культуры в виде: ремесел, технологий и общественного производства; языка, идей, идеалов, национального самосознания, мировоззрений и религий; науки и информации, фольклора и литературы, искусства и философии, а также воспроизводства и условий их существования – учебных, научных, информационных и культурных центров, храмов, музеев, библиотек, архивов, фондов, выставочных залов, коллекций, других феноменов культуры; обычаев, традиций и святынь народа, права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, систем образования, национальных и международных организаций и движений, других социальных институтов, направленных на воспроизводство и одухотворение жизни людей и природы, – словом, всего эволюционного наследия человечества, его истории, содержащейся в снятом, т.е. сохраненном и превращенном, виде в современной планетарной цивилизации – пространственно-временной форме бытия духовных ресурсов мира.

 Идея ресурсов

В процессе взаимодействия человека с той или иной частью природы последняя начинает приобретать  значение жизненного ресурса с момента ее практического соприкосновения с человеческим духом, преобразуясь под его творческим воздействием в предмет общественного труда, средства производства и предметы потребления – материальную составляющую национального и мирового хозяйства, несущую на себе своеобразную  печать духа народа. Духовные же ресурсы принимают форму сознательно-волевого опосредствования природных ресурсов и образуют свободный, нравственно-правовой способ их существования. В отличие от природных ресурсов ресурсы духа являются не только творческим субъектом, но и объектом. В результате воздействия творческих ресурсов на самих себя и на противостоящий дух рождаются интеллектуально-чувственно-волевые формы духовной и социально-организационной культуры.

Идеальный и реальный предмет, способ и продукт человеческой деятельности, общественное отношение, социальный феномен, адекватные своей сущности, – все это суть духовные, материальные и организационные ресурсы – составляющие человеческой культуры как исторической полноты социальной жизни.

Всеобщий смысл идеи ресурсов состоит в том, что материальный ресурс материально духовен, а духовный – духовно материален. Степень духовности творческих ресурсов и их творения прямо пропорциональна степени соответствия их своему существенному содержанию.

С формальной стороны идея ресурсов представляет собой различенное единство природных и духовных (социальных) средств человеческой жизни, существующих в качестве составляющих социального организма – гражданского общества и государства как всеобщего условия их действительного бытия.

С существенной стороны идея ресурсов характеризуется соответствием ресурса как средства человеческой жизнедеятельности:

  • своему понятию (для природного ресурса это соответствие бессознательное, как изначальная заданность, для человеческого ресурса – сознательно-волевое);
  • законам эволюции планетарной и мировой жизни;
  • смыслу и эволюционному назначению социального бытия;
  • физической и духовной природе человека;
  • исторически конкретным законам общественного производства в его реальном и идеальном выражении, в том числе региональным особенностям национального хозяйства и мировой экономики;
  • правовой и государственной системе, международному праву;
  • национальным и международным экологическим требованиям;
  • другим фундаментальным принципам жизни природы и общества.

Из двух базовых составляющих идеи ресурсов: природы и человеческого духа – возникают их соответствующие материально-духовные и духовно-материальные, социально-экономические, сознательно-волевые и организационные формы, образующие всю архитектонику национальной жизни и планетарного человечества.

В конечном счете три ранее указанных вида единого духа в их многообразных состояниях, формах и комбинациях и образуют духовные ресурсы планеты как единство творца и его творения. При сознательном взаимодействии с последним творческие ресурсы человека наполняются духовной энергией и претворяются в одухотворенную жизнь.

Духовные ресурсы мира в качестве идеи – это дух народов планеты, систематически организованный в национальные социумы, которые образуют в будущем идею человечества как мировую действительность – подлинную основу и общечеловеческий способ существования и воспроизводства мировых ресурсов.

Продолжение следует



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru