События культуры » Дом музыкальных чудес


Дом музыкальных чудес

Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки празднует своё столетие. Юбилейный год музей встретил множеством интересных мероприятий – конференциями, выставками, – на которых побывали специалисты со всего мира: из Миланского университета, Библиотеки Конгресса США, из других мировых сокровищниц редких музыкальных инструментов... История уникального музея началась в 1912 году с небольшой комнаты, рядом с консерваторской библиотекой, где хранились редкие книги, инструменты. А сегодня в его собрании около миллиона экспонатов, многие из которых являются настоящими шедеврами.


В 1941 году на базе консерватории был создан Центральный музей музыкальной культуры, в 1943 году он был выделен из состава консерватории, получив статус отдельного госучреждения, а в 1954 году в связи с юбилеем М.И. Глинки музею было присвоено имя великого композитора. В начале 80-х годов ХХ века музей получил и свой собственный дом на улице Фадеева. С тех пор он стал настоящей меккой для московских музыкантов – здесь проводят экспертизу инструментов, камерные концерты, где будущие звёзды пробуют свои силы, здесь – перекрёсток тысяч дорог, которыми идут по жизни.

Сфинкс и катеринка

Старейший орган России, созданный в 1868 году немецким мастером Фридрихом ЛадегиастомЕго называют исполином, таинственным сфинксом; он первый, кто встречает посетителей музея, поднявшихся по лестнице на второй этаж. Старейший орган России, построенный в 1868 году немецким мастером Фридрихом Ладегастом по заказу московского купца-мецената Василия Хлудова, который устраивал в Москве музыкальные салоны органной музыки. Хлудовский орган сыграл важную роль в становлении музыкальной культуры Москвы последней четверти XIX – первой половины ХХ столетия, и по сей день этот инструмент остаётся одним из центров притяжения любителей органной музыки в столице.
Трудно поверить, но маленький ящик на колёсах – родственник исполина Сфинкса. Это переносной орган – шарманка или катеринка, как его называли в Малороссии (от французской песенки «Charmante Catherine»). Эта гостья из Франции и Германии пришлась по душе простому народу Российской империи. Очень любил играть и петь под шарманку легендарный герой Гражданской войны Василий Чапаев. В музее – роскошная коллекция шарманок XIX века.

Новаторы своего времени

Один из них – князь, потомок Рюриковичей и друг А.С. Пушкина, Владимир Одоевский. Для Москвы Одоевский – западник, для Санкт-Петербурга – старовер. Он изучал мистику и каббалу, его называли «русский Фауст». Этому противоречивому человеку принадлежит первый и единственный опыт изобретения музыкального телеграфа (посредством звуков выражающего всё то, что выражается словами), однако этот опыт не прижился.
Музыковед и теоретик музыки Одоевский изучал, стремился понять русскую народную музыку. По его мнению, равномерно темперированная хроматическая гамма, используемая в классической музыке, не применима в народной музыкальной практике. Поэтому Одоевский изобретает энгармонический клавесин. Изготовить новый инструмент он доверил немецкому мастеру А. Кемпе, фабрика которого находилась в Газетном переулке, где жил Одоевский. Энгармонический клавесин – это обычное фортепиано, но каждая чёрная клавиша здесь делится на две, плюс добавочные чёрные клавиши между си и до (где обычно их нет). То есть вместо 12 полутонов у инструмента Одоевского 17 микротонов. С его помощью можно осуществлять быстрый переход из одной тональности в другую. Это оригинальное изобретение тоже не получило развития, но всё же на клавесин «русского Фауста» стоит посмотреть, а если повезёт – и послушать.
Недалеко от Хлудовского органа стоит удивительный инструмент, похожий на «машину времени» из фильмов 1960-х. Это первый в мире синтезатор «АНС», названный в честь композитора Александра Николаевича Скрябина. Его создал инженер Евгений Мурзин, а композитор Эдуард Артемьев написал и исполнил на этом инструменте музыку к кинофильму «Солярис». За этим инструментом работали Шнитке, Денисов, Губайдулина и другие музыканты.
Терменвокс – так называется еще один уникальный инструмент, созданный в 1919 году Львом Терменом. Даже сегодня в его описании есть привкус научной фантастики, что уж говорить о начале прошлого века. Здесь звуком управляют с помощью движения рук, которые взаимодействуют с электромагнитным полем. Говорят, и сегодня в консерватории на терменвоксе играют и дают уроки. После своего создания этот инструмент широкого распространения не получил, но, возможно, это оригинальное изобретение ждало другого времени, и все для него только начинается…

Гитары и гусли

Увлекательное путешествие по залам музея – не просто осмотр диковинных инструментов. Экскурсовод, кандидат искусствоведения Ирина Новичкова после рассказа о каждом инструменте даёт возможность услышать его голос – запись хорошего качества можно прослушать прямо в зале через динамики.
Остановимся у стенда с гуслями. Архаичная красота югославских гуслей, чьи грифы украшены головами коней и львов, приглашает воображение в далёкие языческие времена. А вот крыловидные гусли из Новгорода, сотворённые в XIII веке. Легенды кельтов, финнов и славян приписывают арфам, кантеле и гуслям власть над стихией воды – былинный Садко когда-то искусно пользовался ею…
А какой силой страсти веет от гитарной экспозиции! Перед нами гитара знаменитой цыганки Тани Дмитриевой, которую любил послушать сам Пушкин. Из опубликованных воспоминаний Татьяны Дмитриевой мы узнаем, как «Пушкин закусывал шампанское блинами, как обещал про меня поэму написать, гадала ему на картах и выпало, что ждёт его «смерть от светловолосого».
Гитара цыганки Насти Поляковой – другая история, которая ведёт нас в знаменитый ресторан «Яръ». Здесь пирует Гришка Распутин, от возможного нападения его охраняют несколько полицейских в штатском. Англичане, приехавшие в Россию с военной миссией, уже в зале – по наводке купцов, прибыли быстро, – их очень интересует повседневная жизнь державного старца. В общем, шпионы, террористы, охранники и чёрт его знает, кто ещё вьётся вокруг Гришки. А он, не замечая никого, поглощён пением цыганки Насти. Гитара – свидетель тех дней, наполненных тревогой и страстью.

Магические силы

Скрипки Страдивари – их напряжённая нежность, ангельские голоса не спутать с другими и не повторить… Уже при жизни Антонио Страдивари о нём слагались легенды. Дескать, продал душу дьяволу, занимается алхимией и открыл секретную формулу лака, использует кровь дракона, общается с какими-то голосами… Много баек ходило про мастера. Но не будем упрекать их сочинителей, они рассуждали как обычные люди, которые не ведали секретов Страдивари. Почему же он никому ничего не сказал? Думается, потому что не мог…
У Гофмана есть рассказ «Саламандра». Там, когда за столом кончилось вино, обратились к одному майору, о котором было известно, что он занимается натуральной магией. Но собутыльники усомнились: ведь у него нет при себе магических книг. Майор заверил, что не в этом дело и подойдёт любая книга. Ему дали какой-то словарь, он торжественно прочёл несколько слов – и на столе появились бутылки. То есть решающее значение имеет не что читать, а кто читает – в этом главная тайна.
Считалось, что алхимик обладает внутренним огнём, который и является секретом превращений веществ... Похоже, Страдивари действительно занимался алхимией, и повторить его скрипку мог только он сам. Одну из своих лучших скрипок мастер создал в 1761 году по заказу испанского герцога Боргеса. Почти сразу она была похищена и за последующие двести с лишним лет поменяла много хозяев. Одной из последних была королева Бельгии, большая поклонница таланта Давида Ойстраха. Ему она и завещала свою скрипку Страдивари.
Но апрельским утром 1968 года соседка Ойстраха обнаружила незапертой дверь его квартиры и вызвала милицию. Выяснилось, что все ценности на месте, за исключением главной – скрипки Страдивари.
Однажды в Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки к эксперту Амирану Оганезову пришёл посетитель, представившийся как частный предприниматель, и попросил оценить скрипку старинной работы. Очень мало времени потребовалось Оганезову, чтобы понять – вот она, скрипка, украденная у Ойстраха. Предприниматель искал покупателя, просил за скрипку три миллиона долларов. Назначили встречу. Место встречи было оцеплено сотрудниками органов внутренних дел, и воры, почувствовав опасность, не пошли на контакт. След скрипки вновь был потерян.
Нашлась она случайно, в 1990-е годы, в одном заброшенном доме где-то в Абхазии – в трещинах, в очень плохом состоянии. Но инструментам Страдивари доводилось попадать ещё и не в такие переделки. Две скрипки мастера были на «Титанике», после гибели которого их удалось спасти. Высушили, отреставрировали, и они зазвучали с прежней силою. Так получилось и со скрипкой герцога Боргеса или Давида Ойстраха – называйте её как хотите, сейчас она «живет» в Музее им. М.И. Глинки. Чтобы пламя жизни, которое вдохнул в неё мастер, не угасло, на ней необходимо играть, и это делают иногда лучшие музыканты мира.
Являясь жемчужиной экспозиции музея, скрипка Страдивари как магнитом притягивает к себе не только музыкантов, историков искусства, любителей классики, но и множество людей, толкующих об энергетике, местах силы и всяком волшебстве. Для них магическая скрипка ничуть не меньше Копья Лонгина или чаши Грааля – со временем ценность её только растёт. Совершенствуется и система охраны.

Музей глазами музыканта

Есть тысяча причин, по которым Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки может быть интересно нам – любителям музыки, зрителям. Но для профессиональных музыкантов – это особая территория. Мы попросили рассказать о музее руководителя Творческого объединения «Мир как искусство», лауреата I степени Фестиваля Австрийской музыки в Москве 2011 года, почётного деятеля искусств города Москвы, обладателя гранта Президента России Ларису Чернову:
– В архиве библиотеки музея хранятся авторские рукописи композиторов – бесценный источник информации об интересующем человеке. Конечно, они выдаются только для серьёзных исследований, по рекомендательным письмам и официальным запросам.
Важнейшая сторона в деятельности музея – экспертиза музыкальных инструментов. Только в крупных городах  делается подобная экспертиза, с выдачей паспорта музыкального инструмента. Во-первых, это необходимо для вывоза инструмента за пределы России. Если инструмент очень ценный – его не выпустят за границу без документа.
Многие концертирующие музыканты делают  копии дорогих инструментов, которые внешне отличить невозможно, и второй паспорт, где указывается истинная ценность инструмента. Это происходит, чтобы не подвергать любимое детище ударам судьбы при транспортировке и перепадах температуры.
Интересно, что музыкальные инструменты очень чутки к «неродной» температуре. Например: если инструмент собран, склеен в дождливую погоду, то на протяжении всей своей жизни он будет хорошо звучать именно в сыром климате. Как моя виолончель, например.
Однажды, в 1980-е годы, мы были на гастролях в Одессе. К сожалению, не сумели купить билет для виолончели, а пронесли её в салон не разрешили. Пришлось положить в отсек ручной клади при входе в самолет. Так моя виолончель простудилась и… хорошо, что не расклеилась. Несколько дней «голос» у нее был сип­лый, инструмент не отзывался, объёма звука не наблюдалось.
Кстати, если на любом инструменте  не играть продолжительное время, его можно потерять окончательно. Поэтому исторические инструменты из музея выдавали как именитым концертирующим музыкантам, так и молодым исполнителям, которые выступали от СССР на международных конкурсах… Сегодня эти инструменты используются в концертных программах самого Музея им. М.И. Глинки. Выступать на сцене уникального, единственного в своем роде музея ответственно и для состоявшихся, и, конечно, для молодых музыкантов. Здесь обстановка хоть и камерная, но статус музея высок, поэтому к выступлениям все готовятся очень серьёзно.

 

Справка

На территории Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки полностью создана безбарьерная среда. Все помещения оснащены пандусами, туалетные комнаты адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Музей принимает комплексные заявки на экскурсии от реабилитационных центров для инвалидов, общественных организаций, которые работают с инвалидами.
Специализированные экскурсионные программы разработаны для слабослышащих граждан (с помощью звуковой системы «Сонас», которой оснащен музей, им станут доступны многие звуки), а также для слабовидящих людей – инвалиды по зрению могут не только услышать разнообразные музыкальные инструменты, но и потрогать их.

 

Детективная история


За свои семьдесят лет эксперт Музея им. М.И. Глинки Амиран Павлович Оганезов снискал лавры не только знаменитого скрипичного мастера и опытного эксперта, но и настоящего Шерлока Холмса. Великому сыщику, как известно, лишь беглого осмотра было достаточно, чтобы составить авторитетное заключение по поводу того или иного человека. А у Оганезова такое получается с музыкальными инструментами.
«Александр Крылов» – клеймо известного скрипичного мастера Амиран Павлович не спутал бы ни с чем. «Вот, тётя-скрипачка оставила наследство, а я не музыкант, так что хочу прицениться и продать», – объяснил свой визит на экспертизу незнакомец. О том, что у известного музыканта не так давно, прямо перед зарубежными гастролями украли из багажника автомобиля скрипку с клеймом «Александр Крылов», Оганезов узнал от самого потерпевшего. И вот она перед ним. После внимательного осмотра сомнений не осталось. «Эта скрипка краденная. Я передам её хозяину, а вы можете уйти», – спокойно сказал Амиран Павлович и подивился тому, как быстро закрылась дверь за лже-племянником несуществующей тёти…
За мужественный поступок Амиран Оганезов получил от МВД РФ заслуженную награду – бронзовую Фемиду, которую хранит в своей мастерской и с гордостью показывает гостям.



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru