Образование » Архитектура мозга

Архитектура мозга и стратегическая безопасность России

Сегодня учёные всё больше говорят о социальном и культурном влиянии пренатальной (дородовой) памяти, то есть о том, что социальная, культурная и политическая жизнь общества испытывает воздействие следствий дородового периода жизни людей. То, что происходило с человеком до его рождения, закладывается на генном уровне и проявляется всю жизнь положительно или отрицательно через его мышление, эмоции, поведение, отношение к людям и миру. О проблемах и возможностях пренатального образования рассказывает  Владимир Сергеевич Петров, президент Международного фонда «Образование Будущего», разработчик новой модели образования – «Система образования для устойчивого развития», а также концептуальных и практических основ новой ступени образования – дородового и раннего.

– Владимир Сергеевич, недавно вы обратились к Президенту и Премьер-министру России с предложением создать новую ступень образования – дородового и раннего. Что побудило вас адресовать обращение на самый высокий уровень власти?
– Именно тогда, когда закладывается фундамент, на котором строится вся последующая жизнь человека (его физическое, эмоционально-психическое и умственное здоровье, его семейная и профессиональная жизнь), в период, начинающийся с момента подготовки родителей к рождению ребёнка и кончающийся его 5-летним возрастом, именно тогда жизнь каждого ребёнка в нашей стране протекает стихийно и бессистемно. С этой ситуацией невозможно согласиться, зная результаты научных исследований о пренатальном и раннем периодах жизни человека, полученные лучшими учёными планеты.
Всё это подвигло нас представить на самый высокий уровень власти инициативу, имеющую стратегическое значение для России, – сохранение и развитие генофонда нашего народа, его физического, психического, эмоционального и умственного здоровья. Практический инструмент управления генофондом – дородовое и раннее образование. Этот вывод мы сделали, изучая результаты 40-летних исследований учёных ведущих стран мира в области генетики, эпигенетики, молекулярной биологии, пренатальной психологии, нейрофизиологии и раннего развития ребёнка. Судите сами. Уже во время беременности клетки головного мозга плода начинают бурно расти – каждую минуту образуются 250 тыс. клеток мозга, каждую секунду создаётся 700 новых нервных связей между ними. Когда ребёнку исполняется 3 года, они составляют 90% мозга взрослого человека. Именно в это время формируется архитектура мозга. А потому этот период в развитии ребёнка имеет огромное стратегическое значение. Появляется возможность не только сохранить здоровье каждого ребёнка России, но и улучшить его. Это возможно благодаря матери  будущего малыша, но матери просвещённой, получившей систему дородового и раннего образования.
Так что задачей  нашей инициативы является формирование пренатальной культуры общества.
– Что такое дородовое и раннее образование?
– Пренатальное (дородовое) и раннее образование направлены на формирование родительской культуры и системы знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих родителей к созданию здоровой семьи и рождению здорового потомства, а также системное развитие ребёнка до 5 лет. Всё это способствует формированию родительской и семейной компетентности.
 

Архитектура мозга формируется именно в первые годы, которые являются очень важными в жизни человека. Обусловлена тремя факторами – взаимодействием генов, окружающей средой и особенно опытом общения с теми, кто окружает ребёнка. В секунду образуются 700 нервных окончаний, формирующих архитектуру мозга, которая впоследствии влияет на здоровье, поведение и обучение человека.

– Почему пренатальное и постнатальное – раннее образование имеет стратегическое значение для развития страны?
Обратимся к результатам исследований, проводившихся в течение последних 40 лет учёными планеты.
К сожалению, широкой общественности России (даже научной, за исключением некоторых отдельных учёных) эти результаты пока не известны. Долгое время мы были порабощены представлением о том, что наши физиологические и поведенческие механизмы раз и навсегда определяются генами. Исследования же говорят о том, что организм выражает себя динамично и динамика эта тесно связана с фактором окружающей среды. Гены действительно отвечают за физические характеристики и механизмы поведения. Однако выясняется, что регуляция действия генов, то есть их «включение» и «выключение», не принадлежит самим генам, но контролируется внешними, средовыми сигналами (Нийхоут, 1990). Учёные пришли к выводу, что родители передают своим детям больше чем гены. Они влияют на их способность адаптироваться к окружающей среде. Если даже ребёнок имеет какой-то генетический дефект, то степень его проявления может регулироваться негенетическими факторами, и прежде всего влиянием пренатальной среды, создаваемой матерью. Именно поведение матери, её эмоции, отношение к миру и окружающим людям на пренатальной стадии жизни плода биохимически воздействуют на гены и меняют характер их проявления в последующей жизни ребёнка.
Таким образом, именно мать закладывает на всю жизнь характер физиологических реакций ребёнка на сигналы, поступающие из окружающей среды, включающие регуляцию систем: нервной, эндокринной, а также сердечно-сосудистой, респираторной, пищеварительной – и органов выделения. В течение беременности восприятие матерью окружающей среды химически передаётся ребёнку через плаценту. Любая эмоциональная реакция матери вызывает в крови появление тех или иных гормонов, которые попадают также в кровь плода. Не зная причин этих эмоций, ребёнок, однако, испытывает на себе все их физиологические последствия. Эти эмоции приводят к развитию программы устойчивого «химизма» поведения, которая в дальнейшей жизни будет диктовать характер реагирования на вызовы окружающей среды. По утверждению П. Натаниэле, родителям вполне под силу улучшить условия внутриутробного существования ребёнка и тем самым сыграть в его жизни роль, если можно так выразиться, «генных инженеров».
Если малыш будет развиваться при неблагоприятных внешних обстоятельствах, присущая ему эпигенетическая гибкость реагирования и развития может стать причиной целого букета хронических заболеваний в зрелом возрасте. Вот перечень болезней, причины которых, как утверждают учёные,  закладываются в пренатальный период жизни человека: соматические – ухудшение слуха, зрения, церебральный паралич, инфекции верхних дыхательных путей, астма, эпилепсия, дисфункция органов, инсульт, диабет, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония; психические – психопатические расстройства, депрессивные состояния, гиперактивность, клаустрофобия, синдром удушья, трансмаргинальный стресс, жестокость, склонность к асоциальному поведению и криминальной деятельности, к насилию и агрессии; социальные – такие, как отказ от детей, неразвитые социальные навыки.
Как показали исследования, пренатальное и раннее образование  может значительно уменьшить возникновение и степень проявления этих болезней.
Внутриутробный период жизни оказывает колоссальное влияние на здоровье и характер человека. «Качество жизни в материнской утробе, в которой мы пребывали вплоть до момента рождения, обусловливает нашу предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям, инсульту, диабету, ожирению и массе других недугов», – пишет в своей книге «Жизнь в материнской утробе: источник здоровья и болезней» доктор Питер Натаниэле (Nathanielsz, 1999). Более поздние исследования позволили пополнить этот список такими хроническими недугами, как остеопороз, а также нервные и психические расстройства (Gluckman and Hanson, 2000).
По мнению Питера Натаниэле, «имеется всё больше свидетельств того, что роль программирования здоровья человека условиями его внутриутробного развития по меньшей мере столь же велика, как роль генов. Генетическая близорукость — вот термин, который наилучшим образом характеризует убеждённость в том, что наша судьба в течение всей жизни определяется исключительно генами. В отличие от преисполненной фатализма генетической близорукости, понимание механизмов внутриутробного программирования позволит нам улучшать стартовые условия жизни наших детей и их потомков».
Мать является главным «генным инженером» не только своего ребёнка, но и всего народа. Мать формирует здоровье нации. К  сожалению, сегодня будущая мать даже не задумывается о том, как она влияет на своё дитя. Необходима широкая информированность всего общества, а особенно будущих матерей, о пренатальном и раннем периоде жизни человека. Тогда мы сможем избежать ряда проблем, с которыми мы сталкиваемся, не понимая их причин.
Мы предлагаем создать федеральную сеть  центров пренатального (дородового) и раннего образования, осуществляющих психолого-педагогическую подготовку будущих родителей к беременности и родам, а также к последующим педагогическим занятиям с детьми до 5 лет.
– Но ведь то, что вы предлагаете, уже делают перинатальные центры, которых по стране уже около 130?
– Мы предлагаем создать сеть центров, которые будут оказывать педагогическую и психологическую помощь будущим родителям. Сегодня она пока отсутствует. Последние несколько лет в России ежегодно рождается около 2 млн детей (2010 год – 1 789 000 детей). В 2010 году всего 127 перинатальных центров оказывали женщинам только медицинскую помощь. Однако этого недостаточно. Эксперты считают, что матери необходима не менее важная в период деторождения педагогическая и психологическая помощь специалистов.
При зачатии и рождении главной проблемой являются не сами роды, а правильное поведение матери, её мышление, чувства, отношение к ребёнку до зачатия, во время беременности и после родов, которые, как утверждают эпигенетики, в значительной степени влияют на гены. Эпигенетика – это наука, изучающая влияние разных факторов окружающей среды на гены человека. Значит, сегодня именно педагоги и психологи должны срочно создать такую систему воспитания и образования, которая бы помогала будущей матери совершенствовать свои эмоции, мышление, изменять своё отношение к миру и людям, получить навыки работы с ребёнком.  
Мы подготовили создание такой системы для страны. Ещё в 2002 году представили в Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии проект Концепции пренатального и постнатального образования граждан РФ и проект Программы реализации пренатального и постнатального образования граждан РФ на 2003–2007 гг.: содержание и уровни пренатального и постнатального образования для школ, вузов, центров; практическое обеспечение пренатального и постнатального образования. Теперь всё зависит от политической воли.
Несмотря на то что Россия не была первой в изучении проблем пренатального и раннего образования, она может стать сегодня первой страной в мире, создавшей новую ступень, завершающую цепь непрерывного образования, и таким образом подаст пример другим странам. Мы мечтаем об этом.
Пока что родители не понимают, какой уникальный инструмент теперь они имеют, чтобы улучшить здоровье и успехи своих детей в учёбе, на работе. Наступит время, когда родители России,  поняв наконец-то значимость этого периода жизни своего ребёнка, начнут вкладывать свои усилия в обеспечение дородового и раннего образования, которое станет в будущем таким же обычным, как и среднее образование.
Мы даём практический инструмент, но от воли родителей зависит, как воспользоваться им. По мнению экспертов, самый большой подарок, который вы можете сделать своему ребёнку, – это не дорогие игрушки и вещи, а пренатальное и раннее образование.
Архитектура мозга. Что это такое и как она связана с вопросами национальной безопасности?
Архитектура мозга – это густо разветвлённая сеть нервных связей между клетками головного мозга. От её развития зависят здоровье, поведение, обучение человека. При отсутствии системы комплексного развития ребёнка с конца беременности и до 5 лет жизни, как это обычно и бывает, между клетками головного мозга существует малое количество нервных связей, они слабые, и мозг работает малоэффективно во время обучения в школе, вузе, на работе. И наоборот, при наличии системы развития ребёнка он более успешен во всём. Чем больше в этот период занимаются с ребёнком, тем более развита архитектура мозга. Вот почему в школе бывают дети, которые более способны ко многим вещам, чем другие. Очень важно, чтобы ребёнка в этот период окружали люди высокообразованные, воспитанные, с хорошими мыслями, с положительной энергетикой, интересные. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Результаты многолетних исследований показывают, что архитектура мозга, необходимая для успешного обу­чения человека на всех ступенях образования, может быть сформирована только в определённые календарные сроки. Для этого необходимы два условия – образовательная среда и правильное интенсивное общение взрослых и ребёнка. Хотя её формирование продолжается и в последующие периоды жизни человека, но наиболее устойчиво, легко и без особого труда делается это именно до 5 лет. «Для развивающегося мозга ребёнка мир социума становится источником важнейшего опыта, влияющего на действие генов, которые и определяют, как будут связываться между собой нейроны при установлении нервных путей, служащих основой мыслительной деятельности» (Siegel,1999). Отсутствие должной работы по развитию мозга в строго календарные природные периоды жизни человека не даёт успешно совершать творческие виды работ. От архитектуры мозга зависит также его поведение и здоровье в течение всей последующей жизни.
Образование является системообразующим фактором развития любой страны. От правильного развития детей, начиная с периода беременности и до 5 лет, зависят все остальные ступени образования: дошкольное, школьное и вузовское.  А позже соответственно зависит и профессиональная жизнь каждого жителя нашей страны. Экономический успех любой страны зависит от здоровья человеческих ресурсов – её производительных сил. Так почему же мы игнорируем тот период, от которого зависит так много?
– Каково состояние дородового и раннего образования за рубежом?
– Ведущие учёные ряда стран – Франции, Германии, Канады, США, Швеции, Чехии – ещё 40 лет назад начали исследовать влияние пренатального возраста человека на всю его последующую жизнь. Полученные учёными результаты были очень серьёзно восприняты руководством ряда стран, в частности США. Был сделан вывод: пренатальное и раннее образование – от 0 до 5 лет – является практическим инструментом сохранения и развития здоровья нации и напрямую связано с экономическим благосостоянием и развитием производительных сил страны.
Так, ещё в 2003 году по рекомендации Национального учёного совета по развитию детей – стратегического центра при Гарвардском университете (результаты этих исследований были представлены Президенту США) –  губернаторы выделили значительные средства на создание программы раннего образования детей от 0 до 5 лет в своих штатах. А в 2007 году на Всеамериканском саммите губернаторы уже отчитывались о результатах своей работы с детьми штата. Сегодня 250 тыс. человек в различных общественных организациях США помогают государству реализовывать пренатальное и постнатальное образование всего населения. Подобная работа ведётся на уровне государства также в Канаде и ряде европейских стран. А в Азии, в Гонконге,11 ноября объявлено Всемирным днём пренатального воспитания. Ежегодно в разных точках планеты проходят всемирные конференции по пренатальной тематике. Процесс пошёл.
В западных странах общественность давно уже поняла значение пренатального и постнатального образования, и к этой работе подключились тысячи организаций и специалистов,  а бизнес зарабатывает на этой теме сотни миллионов долларов.
– А какова ситуация по этому вопросу в России?
– В России официальная наука не проводила подобных глубоких и длительных исследований,  нет понимания значения этой проблемы, за исключением немногих специалистов.
– Традиционный, наверное, заложенный в генах русского человека вопрос: «Что делать?» Вы предлагаете свой опыт?
– Да, опыт образовательной деятельности Центра непрерывного развития «Орион». Сегодня наш Центр реализует новую модель образования – Систему образования для устойчивого развития, созданную нами к 2002 году и представленную на международном уровне. Синтез лучшего мирового, русского и российского опыта, представленный в новой модели, позволяет достигать более высоких учебных, образовательных и воспитательных результатов. Частично эта модель осуществляется в Центре «Орион». Центр работает по трём направлениям: 1. Пренатальное образование – с момента подготовки будущих родителей к зачатию до родов включительно. 2. Раннее (0–5 лет) и дошкольное (5–7лет) образование. 3. Школьное образование, а также образование взрослых. Родители получат в Центре целостную систему знаний:
– как подготовить своё тело, эмоции, ум, сознание к зачатию, прохождению беременности и родам;
– как правильно перед зачатием очистить своё тело, контролировать свой ум и эмоции до зачатия, во время зачатия, в период беременности, во время родов.
На этом этапе с ними работают специалисты: пренатальный педагог, пренатальный психолог, акушер-гинеколог, арт-терапевт, инструктор по лечебной физкультуре и йоге. Будущим родителям передаётся не имеющая аналогов в России педагогическая система – целостное гармоничное развитие чувств ребёнка: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса; музыкальных способностей, языковых способностей; с 7-го месяца беременности идёт подготовка ребёнка к будущему изучению четырёх иностранных языков, развитие правой половины мозга и многое другое. В нашем арсенале – более 1000 упражнений и игр по развитию архитектуры мозга. Всё это позволяет получать поразительные результаты. Сети таких центров могут быть созданы в столице и в регионах страны.
Инициативу по созданию такой сети я зарегистрировал в конце 2011 года в Агентстве стратегических инициатив, созданной по инициативе Премьер-министра РФ В.В. Путина.
Думаю, что государственные структуры заинтересуются созданием сети центров дородового и раннего образования в Москве и по России. Во-первых, это актуально; во-вторых, рентабельно. Такие центры будут самоокупаемыми, и, по нашим расчётам, их рентабельность составит от 40 до 70%. Возможно, создание такой сети заинтересует и бизнес-структуры. Ниша пуста, а клиентов по России – 8 млн. Мы готовы к переговорам на любом уровне. Наш практический опыт составляет 22 года. Главное – как можно скорее помочь детям и матерям, подавляющая часть которых остаётся пока что без квалифицированной помощи пренатальных педагогов и психологов.

 

 

 

 



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru