Образование » Российское образование спасут педагоги-новаторы

Российское образование спасут
педагоги-новаторы

В мире сложилась такая ситуация, что именно от развития образования и науки в будущем зависит судьба цивилизации: возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос?

 

Владимир Сергеевич Петров, президент Международного фонда «Образование Будущего»

Угроза захвата природных ресурсов

Глобально-цивилизационный кризис, переживаемый человечеством, является, прежде всего, мировоззренческим. Развитие Земли как составной части Космоса вошло в противоречие с ограниченным сознанием тех, кто хотел, чтобы история людей развивалась по их собственной концепции. Такое мировоззрение оказалось неверным и вошло в противоречие с космическими законами, породив глобальные экологические изменения.
В конце XX века в мире развернулась геополитическая и экономическая межстрановая конкуренция по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству образования на долгосрочных горизонтах упреждения. Не случайно в 80-х годах конгресс США неоднократно возвращался в своих обсуждениях к оценке качества образования в страновом и геополитическом измерениях как фактору конкурентоспособности экономики страны в XXI веке высшего приоритета.
В конце XX века были выработаны и стали известными рекомендации Международного валютного фонда по сокращению науки и высшего образования России на 30–60%. Рекомендации имели скрытую стратегическую цель: лишить Россию необходимого качества образовательного потенциала, чтобы понизить экономическую конкурентоспособность на долгосрочную перспективу, открыть возможности её интеллектуально-духовной, информационной колонизации, а на её основе – экономической колонизации.
Геополитики считают, что в мире сегодня возникла угроза появления «экологического империализма». Это значит, что «развивающиеся страны», не имея достаточного образовательного и научного потенциалов, не смогут сами разрабатывать технологии добычи ресурсов, удовлетворяющих международным стандартам. «Развитые страны», пользуясь и оправдываясь этим, начнут захват добычи ресурсов. Угроза «экологического империализма» для России будет только усиливаться по мере разрушения её образовательного и научного потенциалов.

Откуда берутся дети-инвалиды?

Система образования России непрерывно деградирует. Об этом можно судить по состоянию здоровья детей и молодёжи России.
В последние годы резко обострилось состояние здоровья молодёжи. Число нездоровых детей превышает 90%. Растёт число детей-инвалидов. Резко снизилась готовность призывников к службе в армии. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодёжи наиболее опасными болезнями (туберкулез, СПИД, половые инфекции – в десятки раз). Ситуация усугубляется ростом более чем в два раза токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди подростков и молодёжи.
Все эти цифры и данные говорят о серьёзном мировоззренческом кризисе среди детей и молодёжи, о девальвации и искажении в их сознании основных ценностей жизни, среди которых здоровый образ жизни, семья, духовно-нравственные ценности наиболее подверглись искажению и разрушению. А ведь духовно-нравственное состояние человека определяет его и психическое, и умственное, и физическое здоровье, а также влияет на здоровье социума, в котором он обитает, который он творит своим отношением, поведением, деятельностью.
Можно сказать, что ныне существующая система образования не устраивает российское общество и углубляет системный кризис страны, способствуя деградации нации.

Образование – ядро государственной политики

Как справедливо отмечают авторы А.И. Субетто, Н.А. Селезнёва, Л.А. Майборода, Ю.А. Кудрявцев в статье «Долгосрочная образовательная политика как ядро внутренней политики российского государства», образовательная политика является ядром всей системы внутренней политики российского государства, а внешняя политика без сильной внутренней не имеет будущего, значит, многое зависит от правильной, адекватной вызовам современного положения человечества образовательной политики.
Судьба России и мира решается сегодня системой образования. Поэтому вопрос о новой системе образования – ключевой вопрос внутренней политики, стратегии реформ, долгосрочных перспектив развития России.
Необходимо срочно создать новую модель образования, которая бы формировала для России систему внутренних механизмов устойчивого развития, обеспечивая сохранение и развитие духовно-нравственного, интеллектуального, экономического, военного потенциала страны.
Реализация новой модели в ближайшем будущем позволила бы России выйти и в лидеры в геополитической межстрановой конкуренции по качеству интеллектуальных ресурсов и по качеству образования. Образование и наука – вот те области, прорыв в которых позволит укрепить геополитическое положение России в мире. В образовании такие предпосылки – налицо. Но не в самой нынешней системе образования, а в параллельном этой системе инновационном образовании, опыт которого не признаётся, блокируется и отторгается официальными органами образования. Его широкомасштабное применение означало бы признание того факта, что педагогическая наука с её тысячами ученых сделали для детей фактически гораздо меньше, чем творческие учителя-практики, ядро которых составляет прежде всего небольшая когорта педагогов-новаторов.

Необходимость нового прорыва

В истории развития России было время, когда правильные управленческие решения правительства обеспечили прорыв России по разным направлениям жизни государства. За прорывом в образовании, от ликбеза народных масс мы перешли к технологическому прорыву. Ещё Уинстон Черчилль восхищался уровнем управления России. Тем, что она за очень короткий исторический период перешла от сохи в начале ХХ века к космическим спутникам в 60-х годах ХХ века. Такого прорыва не делала ни одна страна. Россияне именно тогда стали одним из самых образованных народов планеты. Будущая Россия должна повторить прорыв, но ещё более мощный в ближайшее время.
Если сохранить систему образования в её нынешнем виде, приводящей к такому состоянию здоровья детей и молодёжи, возможно, многие планы правительства России обречены на провал. Если создать новую систему образования, России обеспечен успех на ближайшие десятилетия по основным параметрам социально-политической жизни.
И хотя сегодня налицо деградационные тенденции в образовании России, однако все можно изменить, если к тому будет политическая воля. Нужны новые управленческие решения. И так же, как в XX веке, наша страна может снова совершить прорыв в образовании, за которым последует значительное улучшение ситуации по всем направлениям.

Новаторы всё продумали

В стране сегодня сложились реальные предпосылки для выхода России в лидеры межстрановой конкуренции по качеству интеллектуальных ресурсов и качеству образования. Нам есть на что опираться.
Во-первых, создана концепция новой модели образования – Системы Образования для Устойчивого развития РФ; во-вторых, разработаны и апробированы образовательные технологии, обеспечивающие успех всем участникам образовательного процесса; в-третьих, педагогами-новаторами России, такими как К.Д. Ушинский, а далее А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко, В.В. Милашевич, Ш.А. Амонашвили, созданы такие подходы, методы, методики, системы, которые наиболее полно раскрывают потенциал ребёнка по разным аспектам. Здоровье детей будет обеспечено и реализацией системы В.Ф. Базарного.
Если изучить, синтезировать и применить этот опыт на разных ступенях системы образования, в России произойдут значительные перемены. Прежде всего, потому, что развитие человеческих ресурсов страны выйдет на более высокий уровень. Будет обеспечено более полное развитие генетического потенциала народа – его физического, умственного, эмоционального, психического, духовного здоровья.

Образование начинается с беременности

Что необходимо сделать в ближайшее время для качественных изменений в системе образования России?
Необходимо создать главную ступень образования, от которой зависят результаты всех других ступеней – ступень дородового и раннего образования. Её главенствующую роль уже доказало правительство США, вложившее в начале этого века значительные средства в практическую организацию дородового и раннего образования во всех штатах страны. Это было сделано по следам результатов научных исследований Стратегического центра развития детей при Гарвардском университете, которые были представлены президенту США. Был сделан вывод, что США могут проиграть в межстрановой экономической конкуренции в ближайшие десятилетия, если не обеспечить дородовое и раннее образование нации на нынешнем этапе. Развитие человеческих ресурсов – вопрос национальной безопасности.
Ведь дородовый и ранний этап жизни человека является базовым для всей жизни. Нами созданы концептуальные основы ступени дородового и раннего образования, программное обеспечение реализации концепции для этой ступени и учебный комплекс. Если дети России получат дородовое и раннее образование, им обеспечен успех на всех ступенях образования.

Архитектура мозга – успех в жизни

Сегодня пришёл момент, когда Россия может стать законодателем в создании новой ступени образования для всего мира, а именно – ступени дородового и раннего образования. Работа в этой области за рубежом ведётся учёными и энтузиастами-практиками давно – более 40 лет, но пока что ни одна страна официально не объявила о создании такой ступени в своей системе образования, что вызывает удивление. Если не готовить всех молодых людей как будущих родителей, готовя их сознание, мышление, эмоции, психику и тело к правильному зачатию, беременности, родам и первым годам жизни ребёнка, чтобы родители могли обеспечить богатую развивающую среду для системного развития всех чувств ребёнка с учётом календарных сроков, то не будет сформирована надлежащим образом архитектура мозга. Уровень её сформированности оказывает влияние на успешную жизнь человека в его личной, общественной и профессиональной жизни.

Мы можем учить на 4 и 5

Нами как группой разработчиков созданы: концептуальные основы ступени дородового и раннего образования, программное обеспечение реализации концепции для этой ступени и учебный комплекс. Успешное развитие будет обеспечено следующим:
На дошкольной ступени применим опыт Н.А. Зайцева Детей, обучающихся по его методикам математике и русскому языку, можно сразу брать как минимум в 3 класс.
Для младших классов – опыт С.Н. Лысенковой, по которому дети успешно усваивают школьную программу.
На школьной ступени – в средних и старших классах – мы и вовсе располагаем целым ассортиментом методик.
Какая страна может заявить о том, что всех детей можно учить только на 4 и 5? Это может делать любой учитель, освоивший опыт одного из самых гениальных педагогов-новаторов ХХ века Виктора Фёдоровича Шаталова. Он создал технологию обучения, которая всех может сделать успешными. У него нет слабых учеников, все учатся победно, с радостью. Только одна эта технология может сделать любую школу страны более успешной уже через два месяца – один месяц для обучения учителей и один месяц для применения в классе. И с каждым следующим месяцем результаты школы будут улучшаться. Я сам изучил эту технологию в 1982 году и с тех пор всегда успешен в обучении детей разных классов. В 2007 году мы передали эту технологию ряду частных школ Индии, получив благодарность детей, учителей, родителей и управленцев этих школ. Даже Китай послал своих специалистов поучиться у Шаталова, и, как результат, студенты Пекинского университета с 11-го места вышли на первые места на математических конкурсах планеты. Не так давно он ещё раз блестяще доказал эффективность своей системы – за несколько дней дети 13–14 лет, находящиеся в тюрьме под Санкт-Петербургом, освоили годовую программу по геометрии 7 класса. Независимая комиссия после 2-дневного тестирования знаний этих детей по 110 вопросам теории и практики была просто шокирована высокими результатами. Тысячи советских учителей в СССР стали успешными благодаря педагогическому гению В.Ф. Шаталова «Благодаря стараниям» советских чиновников от образования сегодня его творение неизвестно новому поколению учителей, а нынешние педвузы наносят огромный урон всем своим выпускникам, практически не осваивая эту технологию.

2–3 вуза за 5 лет

Незамеченным для народных масс прошёл по жизни ещё один педагог-новатор – Милашевич Владислав Витольдович. Его шедевр – метод обучения иностранному языку: через одну неделю любой, даже тот, кто не изучал язык ранее, может переводить английскую информацию любого уровня сложности. Его открытие может сделать успешным каждого и для России представляет прорыв в обучении иностранным языкам. То, что другие изучают 10 лет в школе и 2 года в вузе, но так и не могут реально читать и точно понимать прочитанное, по методу В.В. Милашевича изучают за 7 дней. Я сам обучаю по этому методу 25 лет и могу научить любого. Какая страна показала такие результаты в обучении иностранным языкам?!
А.Г. Ривин – простой советский инженер, сделал гениальное педагогическое открытие,  заложив основание для создания Коллективного Способа Обучения, когда каждый обучает каждого. Этот метод как основа системы ранней профориентации в будущем даст России новое поколение учителей.
Опыт, полученный другим блестящим педагогом – новатором М.П. Щетининым, – также ляжет в основание прорыва России в области образования. Ему удалось создать наиболее целостную систему образования, воспитания и обучения, приносящую результаты, которые не получает пока никто в России. Все дети учатся успешно, глубоко и быстро осваивая государственную программу. На вузовской ступени успех молодёжи России будет обеспечен системой обучения В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, В.К. Дьяченко. Изучение годового объёма любого теоретического предмета в несколько раз быстрее, системнее, проще и глубже. Возможно окончание 2–3 вузов в течение 5 вузовских лет.

Повторить уникальное –возможно!

Традиционный вопрос – где взять новые кадры учителей? Любой опыт, уже давший высокие результаты, может быть легко технологизирован, и его освоение учителями идёт в предельно сжатые сроки в отличие от обычных 5 лет педвуза, когда выпускники выходят неготовые успешно обучать. Если молодой учитель освоит метод педагога-новатора, он может быть успешным уже через короткий период времени.
В такой небольшой статье сложно даже кратко упомянуть опыт всех педагогов-новаторов, который является мощным фундаментом для появления новой системы образования в будущем.
На самом деле освоение уникального опыта педагогов-новаторов учителями несложно. Существует вредный миф, который создан и поддерживается то чиновниками, то учёными, то учителями, которые не желают учиться, о том, что якобы результаты, достигаемые педагогами-новаторами, могут быть получены только ими самими. Это – мнение невежественного человека, того, кто не желает учиться и другим не даёт.
Изучать опыт других надо внимательно, вдумчиво и творчески. Антон Семёнович Макаренко, к примеру, создал конкретную методику воспитания коллектива, которую отлично применил, например, М.П. Щетинин, получив блестящие результаты. И Кубраков – директор школы в Казахстане в советский период – уже в обычной школе делал то же самое, только его опыт мало кто знает. Что особенного делает сам В.Ф. Шаталов? Мне пришлось посещать его уроки. Пример: девочка 5 класса после летних каникул 5 сентября – новый учебный год – на английском языке сказала 120 предложений. И это только 2-й год изучения языка.  
Что  такого особенного делает М.П. Щетинин, чего нельзя повторить? Если вы знаете, что делали педагоги-новаторы, творившие до М.П. Щетинина, то узнаете в его системе элементы опыта А.С. Макаренко, В.Ф. Шаталова, В.К. Дьяченко и других. Прикоснувшись к творчеству новаторов, вы сами станете творческим. Не слушайте шептунов, пугающих вас, что опыт педагогов-новаторов неповторим. В их опыте нет никаких суперсекретов. Они также учились у других. Таблица элементов остаётся прежней, но творцы нового создают новые сочетания старых элементов.

Как начать?

Сегодня многое зависит от политической воли руководителей государства. Если будет принято решение создать новую модель образования, какие шаги необходимо предпринять, чтобы создать её?
Так как создание новой модели потребует несколько лет, первым срочным шагом должно быть изучение, систематизация и передача учительскому корпусу России высокоэффективных образовательных технологий педагогов-новаторов. Именно это необходимо сделать уже потому, чтобы наконец прекратить неэффективное обучение многих миллионов российских школьников, которое приводит к потере желания учиться, апатии из-за постоянного отсутствия успеха в школе. Каждый день каждый ученик на каждом уроке будет успешен. Именно это уже обеспечивает система В.Ф. Шаталова, а применение новых технологий других новаторов обеспечит успешное освоение любых программ всеми учениками и студентами.

Шаги выхода из кризиса образования

– Привлечь научные педагогические кадры для скорейшего изучения, описания, систематизации и создания учебно-методических комплексов для переподготовки учителей России.
– Создать банк данных высокоэффективных образовательных технологий с открытым доступом для каждого и организовать их освоение учителями России.
– Создать региональные центры переподготовки нынешних учителей с целью освоения практического опыта педагогов-новаторов, а также обеспечить их дальнейшую систематическую профессиональную научно-педагогическую переподготовку.
– Изменить программы педагогических вузов – к окончанию вуза каждый студент должен владеть всей палитрой высокоэффективных методов, методик и систем.
– Создать и внедрить систему дородового и раннего образования как основы сохранения и улучшения генофонда России на всех уровнях: на школьном, вузовском, для населения создать сеть региональных центров с привлечением общественных организаций.
– Переориентировать часть научного педагогического корпуса на изучение и систематизацию существующего российского и зарубежного опыта.
– Разработать основы нового мировоззрения и идеологии – организовать процесс их освоения детьми и молодёжью.
– Создать новую систему воспитания, продумав её интеграцию в работу образовательных учреждений всех типов.
– Сформировать новые межличностные и межсистемные отношения сотрудничества в школах и вузах страны.
– Разработать новое содержание образования с учётом новых реалий мира, новых открытий во всех науках.
– Выстроить новые взаимоотношения внутри системы образования, основанные на сотрудничестве обучающих и обучаемых.
– Ввести новые организационные формы учебного процесса, а именно коллективные формы обучения, которые значительно улучшают качество обучения и воспитания.
–Создать единое детское и молодёжное движение с целью привлечения и раскрытия творческого потенциала детей и молодёжи для решения региональных, государственных, глобальных проблем перехода к новой цивилизационной парадигме устойчивого развития.
– Создать единое информационное научное и педагогическое пространство России.
– Создать общероссийскую сеть научно-производственных педагогических комплексов (НППК).
– Сформировать единое научно-производственное педагогическое пространство России в рамках общероссийской сети научно-производственных педагогических комплексов (НППК).
– Создать в рамках новой модели образования единую культурно-образовательную и социально-экономическую среду.
– Создать единое здоровьеохранное образовательное пространство на основе Концепции Здоровья, способствующее сохранению здоровья и развитию внутренних – потенциально заложенных в человеке от природы – механизмов, обеспечивающих здоровье человека.
– Необходимо создать модельные территории в каждом федеральном округе России. Задача территории – практическая отработка новой модели образования с учётом особенностей региона. Отработка будет происходить в рамках научно-образовательных производственных комплексов как наиболее синтетических формах организации практической работы.
Вышеописанное является лишь частью тех мер, которые необходимо осуществить для прорыва России в области образования. Но всё будет зависеть от правильных управленческих решений топ-менеджеров. Для этого необходимо создать концепцию новой модели, стратегию ее реализации, кратко- и среднесрочные программы реализации, а далее подготовить новый управленческий корпус для всех регионов России. При ясном и правильном понимании поставленных задач, а также при эффективном контроле за исполнением и постоянном мониторинге прорыв в образовании будет обеспечен в ближайшие годы.



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru