Круглые столы » Культура и здоровье как основа профессионального образования

«Круглый стол» на тему

«КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КЗЖ №1 за 2008 год

21 ноября 2007 года в здании Государственной Думы ФС РФ редакция журнала «Культура здоровой жизни» провела «круглый стол» на тему «КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Госдумы, работники Министерства образования РФ, руководители учреждений профессионального образования Республики Саха(Якутия), деятели науки и культуры.

 

Заседание открыл министр науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), президент стратегического совета журнала «Культура здоровой жизни» ПАХОМОВ Александр Алексеевич:

– Почему мы считаем важной и актуальной для нашей республики тему профессионального образования, основанного на культуре и здоровье? Поясню. 8 февраля 2007 года при поддержке Президента и Правительства Российской Федерации республика приняла Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Событие беспрецедентное – до этого ни один субъект Российской Федерации не принимал такого долгосрочного плана работы. Ему предшествовал январский (2006 года) визит в Якутию Президента Российской Федерации В.В. Путина. Он дал соответствующее поручение руководству Дальневосточного федерального округа, а на основании этого поручения руководство Республики Саха (Якутия) подготовило документальный план перспективного развития региона. План прошел подтверждение Инвестиционной комиссии Российской Федерации и Правительства РФ. Благодаря этому документу мы имеем теперь совершенно четкое представление о том, какие направления промышленности получат стимул к развитию, какие предприятия будут модернизированы и введены в строй, а следовательно, можем с большой достоверностью рассчитать будущую потребность республики в квалифицированных, духовно и физически здоровых кадрах. Вышеуказанное стало основой планирования и совершенствования работы учреждений высшего, среднего и начального образования, позволило разработать и утвердить на заседании Правительства Республики Саха (Якутия) программу обеспечения профессиональными кадрами нужд республики.
Проведена огромная работа по расчету потребности в рабочих кадрах с начальным, средним и высшим образованием по всем производствам региона. Более того, сегодня мы можем сказать, какие специальности и по каким годам необходимо открывать в наших учебных заведениях. Мы получаем возможность с опережением готовить кадры для нашей экономики.
В целом картина в профобразовании у нас такова: на сегодня в Республике Саха (Якутия) действует 7 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, 27 филиалов вузов в центре Сибири и Дальнего Востока, 30 учреждений среднего и 33 учреждения начального профобразования. Кроме того, 29 учреждений ведут образовательную деятельность в сфере дополнительной и курсовой профессиональной подготовки.
Многие обратили внимание на то, что стиль работы руководства Республики Саха (Якутия) стал очень конкретным, четким и аргументированным. По поручению Президента и Правительства Республики мы только в этом учебном году открыли в республиканских профессиональных учебных заведениях 43 новые специальности, в том числе 32 технического профиля. Вы понимаете, насколько это была сложная задача для одного учебного года. В начале года было намечено строительство Эльконского уранового комбината, и мало кто мог предположить, что уже в октябре этот комбинат будет построен и введен в строй. Но факт остается фактом: комбинат работает. Значит, для таких темпов у нас есть все необходимое: средства, желание, опыт – и дело теперь за своевременной подготовкой профессиональных, культурных и здоровых кадров.
В этом году в нашей республике было открыто 32 новые специальности, необходимые для развития производства и экономики.

В 2008 году откроется ещё 19 новых специальностей.
В 2009 году – 10.
В 2010 году – 17.
В 2011 году – 6 новых профессий среднего и начального профобразования.
С возникновением новых специальностей крепнет уверенность людей в завтрашнем дне, а образование, основанное на культуре, сохранении и укреплении здоровья, позволяет подготовить духовно и физически здоровую молодежь к дальнейшей трудовой деятельности.
По заданию Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова ведется активное строительство объектов для учреждений профессионального образования. В этом году ввели новое здание инженерно-технического факультета Якутского госуниверситета имени Максима Аммосова. Это современное здание с самым новейшим оборудованием. Успех общий: он достигнут вместе с компаниями «Якутуголь», «Сургутнефтегаз» и другими. Благодаря содружеству с производственниками постоянно идет дооснащение материально-технической базы учебного заведения. В этом же году начато строительство политехнического лицея.
С 2008 года планируется строительство нефтегазового техникума в городе Ленске, воднотранспортного техникума в поселке Пеледуй и горно-геологического техникума в поселке Хандыга с учебно-лабораторными корпусами на 250-300 мест, общежитиями для студентов на 200-250 мест, а также жильем для преподавателей в виде 50-квартирных жилых домов.
В 2009 году начнется строительство транспортного техникума в Нижнем Бестяхе, где согласно Схеме развития республики будет располагаться крупный транспортный узел железной дороги, автомобильного и речного транспорта. На рассмотрение Государственного Собрания республики внесен план строительства еще ряда образовательных объектов, и мы надеемся, что вскоре сможем назвать их в числе плановых для региона. Все сказанное позволяет очень сжато обрисовать для участников «круглого стола» объемы работы, проводимой руководством Республики Саха (Якутия) по подготовке современных кадров и по поддержанию учреждений профессионального образования, реализующих в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие учебно-воспитательные технологии. Это выводит вопросы, связанные с культурой и здоровьем в образовательной сфере, на первый план, и, как показывает практика, обмен опытом работы в регионах оказывается зачастую очень полезен для их решения. О подготовке здоровых кадров расскажут руководители учреждений профессионального образования Республики Саха (Якутия).
Я рад приветствовать представителей учреждений и организаций города Москвы, Московской области, которые согласились принять участие в работе «круглого стола». Для нас будет важно ваше мнение, ваша позиция и ваши предложения по обсуждаемой проблематике.

СМОЛИН Олег Николаевич,
заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:

– В качестве первого тезиса своего выступления скажу, что, исходя из опыта, накопленного за годы работы в Государственной Думе РФ (а я заканчиваю уже пятый депутатский срок), мне стало совершенно очевидно: чем человек ближе «к земле», тем больше у него здравого смысла в решении имеющихся проблем. Федеральной власти необходимо получать тот опыт, который накапливается в регионах, так как именно он является настоящей надежной базой для законотворчества, определения государственной политики по различным направлениям. В связи с этим особую важность приобретает работа нашего журнала как органа, деятельность которого направлена на сбор и накопление позитивного регионального опыта, на его анализ и тиражирование, на донесение этого опыта до тех, кому он необходим. Материал собирается буквально по крупицам: в регионах, в муниципальных образованиях, в отдельных учреждениях. Затем мы проводим «круглые столы», аналогичные сегодняшнему, где этот опыт суммируется, где определяются наиболее значимые его блоки, которые становятся источником для публикаций. Сейчас, когда в СМИ преобладает критика, наличие позитивно настроенного печатного органа необходимо особенно. Именно в этом смысл нашей работы, наших встреч, которые проводятся регулярно. И я благодарен всем, кто смог принять участие в этой деятельности, всем, кто нашел время присоединиться к нам сегодня, кто был с нами ранее и будет работать в этом направлении в дальнейшем.
Второе, о чем я бы хотел поговорить сегодня, – это вопрос о здоровье и культуре в системе профессионального образования. Как правило, эти вопросы ставятся на общеобразовательном уровне, а профессиональное образование живет в отрыве от них, само по себе. Это совершенно неправильно. Давайте обратимся к статистике. Она говорит нам, что одним из немногих показателей, по которым нынешнее время обгоняет советскую эпоху, является отношение числа студентов к общему количеству нашей молодежи. В советское время на 10000 населения мы имели 220 студентов (все на бюджетной основе), а сегодня их количество выросло до 500 человек на те же 10000, причем бюджетники составляют только 40% от этого числа. Молодежь становится образованнее, но вот можем ли мы сказать, что пропорционально растет ее культура? Ведь важны не только профессиональные знания, в конечном итоге место человека в обществе определяется суммой его знаний во всех областях, а тут мы имеем явные проблемы.
Приведу элементарный пример. Ещё несколько лет назад международные сравнительные исследования дружно признавали, что по качеству, уровню естественного, научного и математического образования мы значительно выше абсолютного большинства стран Организации экономического сотрудничества и развития (основываемся на докладе Мирового банка). А вот последнее сравнительное социологическое исследование показало нечто другое. Например, 28% людей, преимущественно молодых, опрошенных в России, заявили, что, по их мнению, Солнце вращается вокруг Земли. А 33% (это имеет ещё большее отношение к нашей сегодняшней теме) полагают, что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность может исчезнуть.
Эти факты говорят не о низком качестве обучения – они говорят о низком качестве информационной среды, в которой находятся наши студенты.
Сергей Петрович Капица, человек либеральных взглядов и широчайше эрудированный, на мой вопрос, с чего бы следовало начать преобразования, которые должны привести к повышению культурного, образовательного и научного уровня в России, ответил однозначно: с телевидения. Говоря шире – со средств массовой информации. Ибо именно они вместо того, чтобы быть фактором улучшения здоровья и повышения культуры, нередко превращаются в фактор, действующий в прямо противоположном направлении.
Мне представляется, что одним из важнейших направлений работы наших «круглых столов» должна стать именно тема СМИ, тема информационного пространства России. Необходимо возродить образовательные программы в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении, за счет программ развлекательных. Это должно делаться в первую очередь на государственном уровне, но и частный бизнес в сфере СМИ должен быть побуждаем к таким же изменениям.
Перейдем теперь к теме изменений в нынешнем российском законодательстве в области образования. Это имеет прямое отношение к ключевой теме нашего сегодняшнего «круглого стола». Ситуация здесь пока достаточно противоречивая. Возьмем последний закон об образовательном стандарте в России. Оценка его двояка. С одной стороны, в этом законе впервые прописано, что в образовательные стандарты должны входить требования к условиям реализации образовательных программ. Это дает надежду, что, когда закон дойдёт до реального исполнения, государство будет учитывать упомянутые условия при определении уровня финансирования учебных заведений, заработной платы педагогических работников и других важнейших параметров действия нашей системы. С другой стороны, из закона об образовательном стандарте выпала такая составляющая стандарта, как предельно допустимый уровень нагрузки обучающихся. Посмотрим, как это скажется на этой самой нагрузке, на том, как образование будет влиять на здоровье учащихся. Здесь много вопросов и куда меньше оптимизма в прогнозах. Второй законодательный акт, только что принятый Государственной Думой, – это так называемый закон о двухуровневой системе высшего образования в Российской Федерации. Скажу откровенно: я не был его сторонником, поскольку от действовавшего закона он отличается по трём основным позициям. Первая заключается в том, что теперь программу обучения будет выбирать не вуз, а Правительство Российской Федерации. То есть, станут ли студенты конкретного учебного заведения обучаться по программе «бакалавр плюс магистр» или по программе обучения специалиста, решать будут правительственные чиновники. Мне представляется, что вузовское сообщество более подготовлено для принятия таких решений.
Второе отличие заключается в том, что по действующему закону студент вправе выбирать любую траекторию обучения. После бакалавра он может стать специалистом, после специалиста магистром. Теперь такие возможности ликвидируются. Если специалист, то уже магистром стать не сможешь. Если бакалавр, то в специалисты путь заказан. Такова странноватая концепция этого закона.
И третья позиция. По действующему закону каждый студент может получить высшее образование любого уровня. По новому закону между бакалавриатом и магистратурой будет проводиться конкурсный отбор. Виктор Антонович Садовничий, например, полагает, что не более трети бакалавров смогут продолжить образование на уровне магистратуры. Некоторые пессимисты говорят, что и того меньше (на бюджетной основе). За всё остальное, видимо, придётся платить. В итоге есть основание полагать, что большинство студентов будут учиться на год меньше, а доля платного образования за счёт уменьшения доли бюджетного будет повышаться. Не слишком оптимистичная картина складывается.
И, наконец, что касается трёхлетнего бюджета, уважаемые коллеги. Отмечу те его параметры, которые представляются мне не до конца продуманными.
Параметр первый. Расходы на образование за три года предполагается увеличить на 20 процентов. А вот расходы на правоохранительную деятельность (как иногда говорят – на полицейские функции государства) на 45 процентов. Не уверен, что это правильно. К моему глубокому убеждению, лучше предотвращать преступность (в том числе качеством образования), чем потом бороться с нею, когда она уже развилась и существует.
Позиция вторая касается заработной платы педагогических работников по федеральным учебным заведениям. Предполагается проиндексировать ее на 20%, и выделяется ещё около 18% на цели, связанные с введением отраслевых систем оплаты труда. Пока мы не вполне представляем себе, как будут вводиться эти системы и как будет оцениваться качество работы педагогического работника. Проблема важная, так как в отсутствии объективных критериев мы даем простор субъективизму в оценках. С одной стороны, очень хотелось бы, чтобы учитывалось не только количество часов, но и качество педагогической работы. С другой стороны, как это сделать? Это требует специальных дополнительных разработок.
В любом случае, как мне представляется, эти темпы роста будут скорее всего отставать от темпов роста цен на товары первой необходимости.
Вот вопросы, которые важно обдумать на местах, и мы имеем основания надеяться на это, так как на нашем «круглом столе» сегодня присутствуют представители регионов, входящих в лидирующую группу по уровню развития человеческого потенциала в Российской Федерации. Я глубоко убежден в том, что связка «образование, культура и здоровье» – это триада, которая должна позволить нам восстановить наш человеческий потенциал, а через него обеспечить достойное будущее нашей страны.

МУРАШОВ Валерий Иванович,
главный редактор журнала «Культура здоровой жизни»:

– В целях эффективного решения стоящих перед Россией задач требуется новый подход к расширенному воспроизводству творческого источника жизни. Для этого нужно прежде всего постигнуть понятие труда и наряду c финансовыми инвестициями в подготовку кадров, материально-технической базой, адекватной требованиям современного профессионального образования, разработать и внедрить в педагогическую практику учебно-воспитательные программы, направленные на формирование культуры и укрепление здоровья учащихся. Посредством этих программ осуществлялось бы духовное инвестирование в виде общей и профессиональной культуры в триаду человеческого духа – мышление, чувство и волю, а не только в его интеллектуальную составляющую, в результате чего мы имеем духовно и физически слаборазвитые, низкопроизводительные трудовые ресурсы.
В свою очередь, культура духа как творческая сущность труда в качестве логически целостного мышления, морально и эстетически развитого чувства, свободной, нравственно-правовой воли, профессиональных знаний, умений и навыков – истинных ценностей человеческого капитала, его существенного содержания станет духовной, сознательно-волевой основой здоровья тела учащегося-труженика, условий труда, общественного производства, национального хозяйства, социума, созданного трудом.
Если государству удастся воплотить в жизнь вышесказанное, оно будет обладать самой мощной в мире универсальной производительной силой, расширенно воспроизводящей себя самого.
Профессиональное образование, основанное на культуре и здоровье, должно раскрыть учащимся понятие труда как корня и смысла человеческого бытия, подлинного критерия истинности жизни и достоинства личности, воспитать духовную и физическую потребность в здоровом труде - условии индивидуального и общественного здоровья. Культура и здоровье, инвестированные в духовную и телесную природу человека, коренным образом преобразуют трудовые ресурсы, сделают их целостными и творческими, многократно повысят производительность труда, увеличат не только наукоемкость, но и культуроздоровьеемкость общественного производства. Кроме того, двуединая сущность труда воплотится в его многообразные продукты, отрасли народного хозяйства, в социально-экономическую и государственно-правовую действительность качество жизни которой всецело зависит от состояния культуры и здоровья источника ее порождающего.
Культура и здоровье должны быть не только целью, но и процессом, средством, способом и результатом учебно-воспитательной деятельности. Это означает, что система профессионального образования, задача которой подготовка духовно и физически здоровых трудовых ресурсов, сама должна быть умственно, нравственно, технологически и экономически здорова, что возможно лишь при условии здоровья социального организма, органом которого эта система является.
Таким образом, культура духа и здоровье тела представляют собой разумно самоопределяющийся универсальный ресурс развития экономики страны, всех областей индивидуальной и общественной жизни, поскольку в процессе трудовой жизнедеятельности участвует человек как органическое единство духа и тела, неразрывно связанных с духом и социально-природным телом своего народа.
С помощью логической культуры мышления пора понять, что производственные и другие фактические отношения не существуют в действительности без трудовых ресурсов, а также вне своего сознательно-волевого опосредования в виде мысли, права, морали и нравственности, эстетического и религиозного чувства. Именно поэтому и необходимо развивать духовную природу учащихся, работающего населения страны.
Культура целостного духа народа, как творческая субстанция здоровой жизни, должна стать сознательной производительной силой России.

БЕРЕЗОВОЙ Владимир Викторович,
директор АНО «Региональный технический колледж» в г. Мирном:

– Региональный технический колледж, который я имею честь представлять на этом «круглом столе», создан совместным решением Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) и акционерной компанией «АЛРОСА» специально для подготовки кадров алмазодобывающей промышленности.
Территория западной Якутии всегда была и остается местом, где добывались и добываются алмазы. Акционерная компания «АЛРОСА» является бюджетообразующим предприятием Республики Саха (Якутия). На наш колледж возложена ответственная обязанность готовить кадры по тем основным специальностям, которые алмазодобывающей компании требуются. В первую очередь это, естественно, горняки и обогатители, а также и другие специалисты, которые необходимы для организации производства.
Естественно, в нашем учебном заведении наличествует весь необходимый комплекс образовательных мероприятий – можно даже назвать его «стандартным комплексом». Но есть и отличие, которое, надеюсь, интересно собравшимся. Речь пойдет о взаимодействии с акционерной компанией «АЛРОСА» по вопросам здоровьесберегающих технологий, организации летнего труда и отдыха студентов. Такая кооперация с головной компанией не всегда и не везде имеет место в других учебных заведениях.
Прежде всего расскажу об организации летнего отдыха для студентов. «АЛРОСА» ежегодно финансирует три студенческих лагеря. Первый из них – это лагерь труда и отдыха. Студенты отдыхают и выполняют работы по благоустройству города. Вы знаете, что уровень студенческих зарплат в таких лагерях, как правило, невысок, но благодаря финансовой поддержке «АЛРОСы» наши студенты получают по 5.000 рублей в месяц, обеспечиваются горячим питанием. Ни одно другое учебное заведение в нашем регионе не может обеспечить своим студентам таких условий, а потому на 30 мест в смену (90 человек за сезон) у нас всегда по 120-150 желающих: спрос превышает предложение в 4-5 раз.
Второй лагерь – военно-патриотический – расположен на живописном берегу реки Вилюй. В нем совершенно бесплатно отдыхают и всерьез обучаются военному делу и наши студенты, и так называемые «проблемные дети», которых мы набираем при взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних. Детям предоставляется полноценное питание, полное обмундирование – все за счет компании «АЛРОСА». В этом году, например, бюджет лагеря составил 1.000.000 рублей.
Ну и наконец лагерь, который действует на базе здравниц «АЛРОСы» на берегу Черного моря. В одну из них каждое лето мы направляем 40 студентов из числа наименее обеспеченных и сирот. Проживание (21 день) и проезд этих ребят на 100% финансируются компанией «АЛРОСА». В результате наши студенты имеют возможность полноценно отдохнуть и приступают к занятиям каждый год с хорошим настроением и в прекрасной физической форме.
Думаю, что такая работа с головной компанией, которая, по сути, превращает ее в социального партнера учебного заведения, является хорошим опытом, который может пригодиться и другим.

НОВОСЕЛОВ Вячеслав Александрович,
директор ГОУ «Нерюнгринский политехнический колледж»:

– Нашему учебному заведению 25 лет. Оно было открыто как ПТУ № 12, в задачу которого входило обеспечение квалифицированными кадрами угольной промышленности. Базовым предприятием для нас стала холдинговая компания «Якутуголь», которая является градообразующей для Нерюнгри. В дальнейшем при развитии региона потребность в кадрах возникала и для железнодорожного транспорта, и для энергетики. Строилась Нерюнгринская ГЭС, строится железная дорога, и, отвечая потребностям региональной экономики, наше учебное заведение стало многопрофильным. Мы ведём подготовку специалистов автомобильного транспорта, информационных систем, имеются отделения энергетики и горного дела, железнодорожного транспорта. Осталось и традиционное для нас отделение начального профессионального образования. Таким образом, наше учебное заведение является двухуровневым.
Мы отдаем себе отчет в том, что профессиональное образование предъявляет даже более высокие требования к физическому состоянию детей, нежели образование среднее. Проблема улучшения здоровья студентов может решаться через занятия спортом – не только физкультурой, а именно спортом. Нам удалось увлечь учащихся этой идеей, и сегодня в колледже сформировано уже три сборные команды: по боксу, плаванию, пауэрлифтингу. Более того, мы решили сделать эти занятия открытыми для посещений ребят из других учебных заведений. Наши учащиеся приводят своих друзей, показывают им, как проходят тренировки, а это является действенной пропагандой здорового образа жизни уже для всего города. Это формирует здоровую среду обитания, что отвечает задачам, поставленным республике по воспитанию здоровой молодежи. Работе помогает сотрудничество с Министерством спорта Республики Саха (Якутия), участие в форумах преподавателей, в конкурсах на лучшее учебное заведение и предприятия, которые могут предоставить своим учащимся и работникам весь спектр возможностей здоровой жизни.
Отмечу в связи с этим положительную роль такого журнала, как «Культура здоровой жизни», текущий номер которого у меня в руках. Ведь именно пропаганда здоровья и культуры – это то, что должно формировать сознание молодых людей. Только тогда мы можем рассчитывать на положительные результаты своих усилий, на наиболее полную реализацию программы развития профессионального образования.

ЯКОВЛЕВА Наталья Марковна,
директор ГОУ «Якутский торговый экономический колледж потребительской кооперации»:

– Я представляю здесь учебное заведение, которое готовит специалистов для экономики республики. В основном у нас получают учетные специальности, но в последние годы мы открыли и много технологических направлений. Коснусь такого простого вопроса, напрямую связанного со здоровьем студентов, как бытовые условия во время их обучения. Мы уделяем им специальное внимание. Особенно в связи с тем, что, как показывают социальные исследования и анкетирования, к нам часто попадают дети из семей, чьи финансовые возможности далеки от совершенства, да еще и не очень здоровые. Мы, пожалуй, единственное учебное заведение в городе, которое специально следит за тем, чтобы студенты наши находились в комфортных условиях проживания, и обеспечивает всех без исключения поступивших общежитием.
Вторая наша забота – питание. Видимо, здесь сказывается и профильность обучения: мы ведь все же готовим технологов общественного питания, так что должны соответствовать. Правильное и здоровое меню, трехразовое горячее питание для социально незащищенных студентов – это та бытовая культура, которая является важнейшим элементом их будущего здоровья.

РЯБЦЕВ Михаил Алексеевич,
директор ГОУ «Якутский индустриально-педагогический колледж»:

– Я коснусь проблемы борьбы с «антипропагандой» здорового образа жизни, которая преследует нас буквально повсюду. Это и современное российское телевидение, которое можно сравнить по воздействию на детей разве что с дурной компанией во дворе. Это и зомбирующие рекламы пива, и водка с этикеткой «Имеешь право», и даже персонажи печально известной «Бригады», которые вдруг сделались украшением обложек детских тетрадей. Все эти «снаряды антипропаганды» бьют по площадям, охватывают молодежь в массе. Чем же ответить на их агрессивную атаку?
Мы пришли к выводу, что действенным является индивидуальный подход, осуществляемый как комплекс мер по противодействию вредным привычкам. Для этого в нашем колледже создан специальный центр «Здоровье», целью которого является работа по трем ключевым направлениям: диагностика, профилактика и коррекция. Весь комплекс мероприятий у нас осуществляется в соответствии с республиканской программой по формированию здорового образа жизни, которая была начата первым Президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Ефимовичем Николаевым.
В колледже налажено прочное взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами республики, Управлением федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Научно-исследовательским институтом табакокурения, городской больницей, центром по профилактике и борьбе со СПИДом, кожно-венерологическим диспансером, наркологией, Научным центром Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, а также с Международной академией трезвости (город Нижний Новгород). Как работает комплекс, можно понять на примерах:
– Заместителем директора по учебно-воспитательной работе организуются внеклассные мероприятия: работает оздоровительный лагерь «Отважный», действует пресс-центр, выпускающий внутриколледжную газету «Студпост», ведется работа студсовета, проходят тематические «классные часы».
– Во всех группах психолог ведет работу по психологической коррекции и профилактике психологической дезадаптации среди студентов, укреплению их психологического здоровья, по формированию потребности в здоровом, активном и полезном отдыхе.
– Валеолог содействует студентам колледжа в избавлении от вредных привычек, что приводит к формированию общественного мнения, приоритетов и ценностей здорового образа жизни. Организуются экскурсии в музей анатомии Якутского медицинского института.
– Медик контролирует организацию здорового и сбалансированного питания, проводит регулярное медицинское обследование студентов, обеспечивает лекарственными препаратами студентов с хроническими заболеваниями, оказывает им содействие в прохождении обследования у специалистов.
– Руководителем физвоспитания организована спортивная секция, разрабатывается специальная программа для студентов с ограниченными двигательными возможностями. Учащиеся активно принимают участие в спартакиадах, эстафетах, в универсиадах, занимают призовые места.
Центр здоровья якутского индустриально-педагогического колледжа ставит перед собой цели: сделать учебное заведение территорией, свободной от никотина, для чего занимается распространением информации о вреде курения и способах избавления от табачной зависимости под девизом: «Курильщик – сам себе могильщик».
Проводится мониторинг, выявляются в группах некурящие студенты, которым выдаются сертификаты «Здоровье». Постоянно действует агитационный стенд: «Молодёжь выбирает здоровое будущее». Делается акцент на меняющиеся ценности: «Курить не модно. Модно вести здоровый образ жизни». Организуется обучение преподавателей, проводятся семинарские занятия на тему «Формирование культуры здоровья в молодёжной среде» с приглашением президента Международной академии трезвости Маюрова Александра Николаевича. Проводя сравнительный анализ с 2003 по 2007 год, можно говорить о повышении процента некурящих студентов с 30,8 до 38%.
Кроме того, повысился процент студентов, относящих свой образ жизни к здоровому: если в 2003 году был 51%, то в 2007 году он составил 61%. Результаты работы колледжа в этом направлении налицо: за три года количество здоровых ребят повысилось на 10%.
Настойчивая работа по формированию культуры здоровья при индивидуальном подходе позволяет выработать у студентов устойчивую психологическую защиту от «антипропаганды», окружающей их в современном мире.

БУХОНИН Николай Аркадьевич,
заместитель председателя исполкома Совета Ассамблеи народов России:

– Хочу остановиться на практической стороне сохранения национальных видов спорта, которые являются и элементом культуры народов России, и способом укрепления их здоровья. Причем способом, адаптированным самой историей к требованиям той местности, того климата, тех условий жизни, которые наиболее характерны для живущих там людей.
Немаловажной является и куда большая доступность этих видов спорта для массовых занятий по сравнению с теми же олимпийскими видами. Ведь как ни говорите, а сегодня большой спорт – дело очень и очень затратное. Одеть горнолыжника, например, это 25 тыс. долларов. В теннис поиграть серьезно – 5 тыс. долларов. И так далее. Мы вроде бы взялись сохранять культуру народов России, где живет более 160 различных народностей, а вот такую ее составляющую, как национальный спорт, растеряли. Теперь приходится восстанавливать заново буквально по крупицам. И ведь, будучи частью народной культуры, национальный спорт совершенно демократичен: он доступен для людей с любым достатком – он так и создавался когда-то.
Отрадно то, что сейчас понемногу внимание к национальному спорту возвращается. Это прекрасно прослеживается по опыту Якутии, заметно в других регионах. Не так давно и на конгрессе Ассамблеи народов России, проходившем в Якутске, и на встречах в организационно-координационной группе молодежного движения «Мы россияне» мне привелось общаться с теми, кто национальные виды спорта в своих регионах поддерживает и развивает.
Хотелось бы предложить одну важную организационную идею, которая сформулировалась во время этих встреч. Все вы знаете, как сложно и хлопотно открывать новый факультет. Мало того, что он не является профильным для учебного заведения, но это еще и огромное число всяких согласований и бумаг, дни и месяцы хождений по ступеням и коридорам государственной власти, муки получения лицензии, непредсказуемый результат. Однако, если нам важна работа, а не то, в каких бумагах она оформлена, всей этой волокиты можно легко избежать. Для этого нужно всего лишь принять решение об открытии при учебных заведениях специальных факультативов, и проблема будет решена. У меня есть опыт такой работы в Ивановской области – он вполне успешен. Есть и еще вопрос, который требует рассмотрения,– его решение поможет нам продвигать тему национального спорта в будущем. Это вопрос подготовки тренерско-преподавательских кадров. В особенности он касается тех учебных заведений, которые готовят педагогов. Хотя и в других учебных заведениях эту работу можно поставить, ведь тренером может быть человек, который имеет и другую специальность, а спортом занимается, так сказать, по зову сердца.
Мы знаем, что в стране есть настоящие энтузиасты этого дела, каким является, например, Валерий Коченев, работающий при кафедре физвоспитания Государственного университета им. Аммосова, есть и другие – их много. Обратите внимание: любой национальный праздник, проходящий в каком-либо регионе нашей страны, всегда включает в себя элементы национальных видов спорта. Эти зрелища вызывают огромный интерес и у хозяев праздника, и у приглашенных гостей. Констатируя этот интерес, мы, мне кажется, должны уделить ему больше внимания и на страницах журнала, может быть, даже создать рубрику «Национальный спорт как элемент общероссийской культуры».

ФЕДОРОВ Владимир Аполлонович,
директор ГОУ «Чурапчинский колледж»:

– Я представляю на «круглом столе» уникальное учебное заведение, созданное в селе (районный центр) с населением чуть менее 10.000 человек,– государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Чурапчинский институт физкультуры и спорта. Чурапча – традиционно спортивное село. И открытие в нем вуза было смелым решением, принесшим огромную пользу. Судите сами: сейчас у нас 180 студентов очного обучения, есть масса внеклассных занятий культурного и спортивного направления. До 60 человек входят в состав хора, действует команда КВН, танцевальная студия. Огромна важность социального аспекта: колледж решает проблему тех жителей, которые никогда не смогли бы отправить своего ребенка учиться в другой город или тем более регион. А востребованность, тяга к образованию у нас огромные. Да и сплоченный студенческий коллектив вуза стал примером для остальных жителей села, мы своими глазами видим, как повышается культурный уровень жителей. Это бесценное достижение.
Нам всего три года: институт создан в 2005 году, а потому о серьезных результатах говорить пока рано. Но мы принимаем участие во всех спортивных мероприятиях республики, участвуем в студенческой спартакиаде по линии студенческого спортивного союза Саха, показываем уже вполне приличные результаты.
Как любое отдаленное от центра учебное заведение, мы, конечно, испытываем некоторые сложности с техническим обеспечением, хотя и эти проблемы сейчас решаются при помощи нашего министерства.

НУФЕР Людмила Оттовна,
директор ГОУ «Нерюнгринский гуманитарный колледж»:

– О нас опубликована статья в предыдущем номере журнала, потому скажу не о самом колледже, а о важном аспекте нашей сегодняшней работы, который мы считаем для себя приоритетным,– это развитие духовно-нравственной культуры и духовно-нравственного здоровья нашей молодёжи. Нет нужды доказывать, что они находятся в неразрывной связи с вопросами здоровья физического,– это понимают все присутствующие. И главными противниками развития молодых людей сегодня мы считаем эгоцентризм и потребительство. С ними и ведем борьбу.
На первое место в этой работе выходит аспект подготовленности педагогических кадров, их профессиональной компетенции. Практически выясняется, что требования к учителю и ученику очень схожи: педагог должен точно так же постоянно расти, чтобы не останавливаться на месте, чтобы суметь научить сегодняшнюю молодежь. Она ведь с каждым днем предъявляет все более высокие требования к качеству преподавания – жизнь заставляет. А высокопрофессиональный педагог одним своим присутствием создает совершенно другой настрой у обучающихся, где нет места эгоцентризму, потребительскому отношению к обществу, к коллективу колледжа, где нарабатывается тяга к самопознанию и коммуникативным навыкам.
Такой навык – это единственный залог духовного роста. Чем раньше он привит ребенку, тем сильнее его тяга к знаниям, тем более социально активным вырастает из него человек.
Остановлюсь еще на одном моменте. Где бы в нынешнем мире ни жил человек, он вплотную сталкивается с проблемами толерантности и сосуществования с другими народами. Но ведь решение этих проблем не может вырасти на пустом месте, для этого тоже необходимы навыки. Трудно надеяться на успешное объединение народов, представители которых не интересуются, чем и как живут их собственные соседи по городу, по дому. Что мы делаем, чтобы решить эту проблему? Вот, например, рядом с нами находится село Иенгра – эвенкийское, с сохранившейся эвенкийской культурой. Наши ребята изучают эту культуру, пишут исследования, ходят в этнографический кружок «Ветер перемен». Пока что их исследования не Бог весть какие нучные и не пестрят открытиями, но ведь и задача стоит совершенно иная. Работа над проектом помогает им проникнуться интересом к повседневной жизни других людей, научиться видеть в ней что-то важное и интересное, сопереживать, помогать, изменять к лучшему. Это и есть основа основ культуры, духовности, а как следствие – здоровья общества и отдельных его граждан.

БЕРЕЗИНА Валентина Александровна,
начальник отдела воспитания и охраны здоровья, психолого-педагогической помощи и дополнительного образования Минобрнауки Российской Федерации:

– Говоря о профессональном образовании в аспекте культуры и здоровья, мы говорим о будущем нашей страны, о ее прогрессе и генофонде. Сегодня профессиональные учебные заведения начального, среднего, высшего профессионального образования, по сути, являются последними социальными институтами, которые завершают формирование личности молодого человека как такового и выпускают его во взрослую жизнь.
Нельзя сказать, что нам требуется только профессиональный навык, приобретаемый учащимся,– не менее важно, каким он станет человеком и гражданином. В конечном итоге одни и те же хорошие знания можно обратить как в добро, так и во зло окружающим.
Не случайно проблема культуры нашего общества вынесена сегодня на заседание Совета Безопасности, которое будет проводить Владимир Владимирович Путин. В работе заседания примут участие все заинтересованные министерства и ведомства. Будет выработан целый пакет документов, который позволит решать вопросы развития культуры на всех уровнях, включая начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Теперь о формировании здорового образа жизни. Вы, конечно, знаете, что Президент России дал конкретные поручения в этом направлениии Вячеславу Фетисову и Андрею Фурсенко. Эти поручения касаются совершенствования и развития массовой физической культуры и спорта во всех образовательных учреждениях. Мы разработали ведомственную отраслевую программу развития воспитания до 2010 года. Она касается всех уровней образования, включая высшее. В октябре прошли в Москве, Томске и Волгограде серьёзные совещания ректоров и проректоров по воспитательной работе, на которых рассматривались вопросы развития воспитательной, внеучебной деятельности в вузах. Основой этой деятельности являются повышение уровня культуры, вовлечение ребят в творческие коллективы, развитие физической культуры и массового спорта. В рамках этой программы с 2008 года мы начинаем новый проект, в котором я приглашаю всех принять участие. Это всероссийский конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека». В этот проект включены разные номинации – от воспитателя детского сада до проректора по воспитательной работе вуза. Сегодня профессию воспитателя, деятельность которого направлена на формирование духовной и физической культуры молодежи, нужно сделать значимой, заметной и уважаемой.
Должна сказать, что опыт Республики Саха (Якутия), представителей которой мы слушали здесь, высоко оценивается на федеральном уровне. Он постоянно привлекает к себе внимание, и один из номеров журнала «Внешкольник. Дополнительное образование» был целиком построен на якутском материале. Кстати, в 2008 году мы будем отмечать 90-летие нашей уникальной государственной системы дополнительного внешкольного образования детей. С чем я всех заранее поздравляю.

КИРИЛЕНКО Людмила Павловна,
заведующая отделом социально-педагогической поддержки детства Министерства образования Правительства Московской области:

– Я сделаю акцент на вопросах, связанных с адаптацией детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. С одной стороны, это наиболее сложная группа, так как особенности их «охранного интеллекта» затрудняют взаимодействие со сверстниками. С другой – самая благодарная, когда наши усилия приносят успех и нам удается ввести их в спортивную и культурную жизнь. Вопросы их профессиональной подготовки также являются первостепенными и важными, в частности, потому что выбор их ограничен значительно более узким кругом профессий. Наша задача сделать все необходимое для того, чтобы дети почувствовали реальный интерес к своему будущему. Это задача, которая одновременно приносит пользу и тем самым оздоравливает наше общество. О зарубежном опыте. Он есть, и его необходимо учитывать. Например, бельгийская программа «Интеграция детей-инвалидов в жизнь», ее презентовали в России бельгийские специалисты, и многие ее положения станут основой для разработки адаптированных российских программ.
Зачастую нашей ошибкой становится то, что мы воспринимаем нововведения как нечто лишнее, мешающее, отвлекающее. Так происходило, например, с законом о профилактике наркомании в Московской области. Проведя первичные мониторинги, мы убедились в том, что многие предприятия и учебные заведения относятся к рекомендованным мерам формально, практически сводя пользу от них к нулю. Преодолеть инерцию можно только системным подходом. Так, мы стали проводить постоянное тестирование в школах, в учебных заведениях профессионального образования и постепенно преодолели барьер недоверия со стороны студентов и их родителей. Но процесс этот сложный, а федерального закона, который бы его облегчил, не существует.
Мы знаем, как много денег вкладывается в те или иные акции, марафоны, в частности, в марафоны по культуре поведения подростков, по профилактике безнадзорности и т.п. Но всегда ли нас радуют результаты? Далеко не всегда. Все зависит от того, насколько подготовлены дети к проведению этих акций. Если мы потратим время и усилия на их подготовку, то польза будет, останется память, останутся нужные выработанные навыки. Если нет – и средства уйдут впустую, и дети получат скорее вред, чем пользу.
Опыт – вот то, что на самом деле является огромной ценностью. Я услышала много полезного для себя сегодня, когда выступали якутские коллеги. О многом из того, чем они здесь поделились, я обязательно расскажу преподавателям Московской области на коллегии по вопросам воспитания и дополнительного образования, которая пройдет у нас в скором времени.

ЛАПАРДИН Борис Евстегнеевич,
генеральный директор ГУ «Якутское Постпредство в г. Москве», председатель общественного совета «Ресурсы здоровья регионов России» журнала «Культура здоровой жизни»:

– Я думаю, участникам «круглого стола» будет интересно узнать, что на неполный миллион жителей Республика Саха (Якутия) имеет абсолютный мировой рекорд по проценту долгожителей. Спросим себя, а почему? Ответ на поверхности: чистейшая природа, забота о здоровье жителей. Ведь даже по нашему журналу видно: первым президентом стратегического совета был первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. И не случайно: темой здорового образа жизни проникнута вся его деятельность. Он и сегодня этому вопросу уделяет колоссальнейшее внимание.
Мы издали несколько спецвыпусков, посвященных ресурсам здоровой жизни Подмосковья, и уже на опыте работы с ними понимаешь, как многого мы не знаем о ресурсах своих российских регионов. Отсутствие знаний о регионах – это сегодня главная проблема, в результате чего мы не можем делиться опытом активно, плодотворно. А ведь есть и такие места, которые представляют собой просто «белые пятна». Сам факт этой проблемы настолько глубок, что им надо продолжать заниматься упорно и последовательно. Мы благодарны редакции журнала, его главному редактору, который стремится к идеальному качеству журнала. Нам всем надо помогать редакции решать вопрос более широкого распространения издания. Здесь есть и имиджевая составляющая, и просто большая польза для всех участников.
Наша задача – сделать журнал поводырём в пропаганде культуры здоровой жизни.

КУДРЯШЕВА Александра Андреевна,
действительный член Международной академии информатизации при ООН:

– Я являюсь автором ряда книг по проблемам экологии, питания и здоровья. Часть этих книг имеет образовательные цели. В своей книге «Секреты хорошего здоровья и активного долголетия» идеология Валерия Ивановича Мурашова и других выступающих чётко отражена: в ней доказывается, что здоровье и долголетие неразрывно связаны с внутренним состоянием человека. Как донести это до учащихся? Необходимо строить лекции таким образом, чтобы сразу заинтересовать студентов. Тут все зависит от педагога.
Работая в ООН по проекту «Устранение бедности, голода, недоедания и обеспечение адекватного питания», я видела, что эти социальные проблемы должны решаться с использованием новых технологий. Но как? Измененная экология рождает токсины. Искуственные витамины порой бывают не только не полезны, но и вредны, могут способствовать возникновению рака. Есть такие пищевые компоненты, которые уже исключены из рациона детей, в частности «аспартам». Но у нас его продолжают применять. Не так давно мне рассказали, что этот элемент входил в состав «Кока-колы» и «Пепси-колы», которые пили дети в Краснодарском крае. А ведь аспартам нарушает концентрацию внимания у детей, ослабляет ментальные способности.
Безответственность ради выгоды – вот проблема. Она есть и в спорте, где используются всевозможные допинги, и в обычной пищевой промышленности: так генетически модифицированная соя, по данным английского исследователя Пуштая, уменьшает размеры мозга, репродуктивных органов и в общем-то замещает реакционные цепи естественных наших гормонов. Более того, каждый конкретный регион требует специально разработанных рационов для своих жителей. Ошибки здесь фатальны. Так, в Индиане 65% населения, которое было переведено на рафинированную пищу, получило в результате сахарный диабет. От питания зависят ментальный статус, гормональный статус, поведенческие реакции и психоэмоциональные. Ослабленные люди безразличны и к познаниям, и к действиям.
Питаться нормально возможно, но невозможно это осуществлять вслепую.
Вскоре выйдет в свет моя новая книга под названием «Экологическая продовольственная и медицинская безопасность человечества». Надеюсь, она поможет заполнить пустующую нишу информации по этим глобальным вопросам.

АЛЕКСЕЕВ Юрий Валерьевич,
президент Межрегионального центра содействия развитию трудовых ресурсов и территорий «ОПТИМА ПРОЕКТ», председатель Общероссийского союза «Помощь и созидание»:

– На современном рынке труда существует острая проблема прогнозирования потребности в подготовке конкретных специалистов и планирования профессионального образования. Сегодня промышленность, технологии развиваются такими темпами, что зачастую бизнес не в состоянии спрогнозировать, какие работники и каких специальностей понадобятся ему уже в ближайшие один-два года. Некоторые предприятия не дают ответа на этот вопрос из соображений риска в условиях высокой конкуренции. Таким образом, у нас нет заказчика образовательных услуг. Риск определения приоритетов и инвестирования образовательных программ ложится на образовательные учреждения. Для решения этой проблемы необходим новый общественный институт, который, как «оператор кадров», занимался бы расстановкой приоритетов и проблемами инвестирования в тех или иных областях профобразования, заинтересованно брал бы на себя ответственность за непрерывность обучения и повышение квалификации кадров по результатам выявления действительного заказа.
Чтобы устранить неопределённость рынка труда, необходимо передать задачу по финансированию непрерывного профобразования на аутсорсинг специализированным некоммерческим организациям (НКО) территории – частным агентствам занятости в системе заёмного труда. Тогда их силами на территории будет создан механизм социального партнёрства и кооперации власти, бизнеса и НКО, работающий на упреждение потребностей рынка. В итоге мы сможем управлять неопределённостью в рамках сбалансированного предпринимательского риска НКО как «оператора кадров».
Организовать работу такого «оператора кадров» мы предлагаем на каждой территории в рамках проекта социального развития трудовых ресурсов «Автономная некоммерческая благотворительность».
Таким образом, мы перестанем испытывать постоянный «кадровый голод» и у нас появится куда больше возможностей для усиления культурной и спортивной составляющей образовательного процесса, решения задач социального развития трудовых ресурсов территорий.

КУРБАТОВ Андрей Всеволодович,
руководитель сектора Института ресурсов человека и управления социальным здоровьем населения России:

– Остановлюсь на проблеме актуализации методик образования и здорового образа жизни в условиях быстро меняющегося мира. Исследования показывают, что технологические новшества, их внедрения и прочие шаги прогресса инициируют общество на повышение ресурса промышленности и внешней среды (строительство плотин, заводов и т.п.). Этому посвящено до 90-99% новых разработок и планов. И лишь 1% изысканий занят повышением ресурса человека. Естественно, в таких условиях мы постоянно находимся на грани срыва, а наши методики и приемы устаревают, не успев как следует внедриться.
Изменив эту структуру, мы добились того, что сейчас появились технологии, которые могут в любой среде универсально повышать ресурс человека таким образом, что он будет соответствовать запросам этой среды. Метод апробирован в течение 17 лет в Центре образования Кожухова. Мы готовы предоставить развернутый доклад, если вас заинтересуют наши методики. Ни одна кадровая технология сегодня не может быть длительтно актуальной без внедрения этих разработок, которые позволяют повышать именно человеческий ресурс.

СЕЛИВАНОВ Виктор Викторович,
директор Центра обучения, оздоровления и активного долгожительства:

– Добавлю к выступлению Андрея Всеволодовича несколько важных иллюстрирующих цифр по нашему центру, который работает именно как система, направленная на человеческий ресурс учащихся. От пренатального периода до аттестата зрелости. Прежде всего здоровье. В одном из наиболее проблемных по загрязненности районов Москвы Кожухово у нас 1200 самых здоровых детей. По степени интеллекта (участие в олимпиадах, в спартакиадах, в конкурсах различного рода) мы имеем 520% за прошлый год. То есть каждый ученик завоевал на разного рода конкурсах – от районного уровня до международного – 5,2 медали. 78% учащихся в прошлом учебном году за три месяца до получения аттестата зрелости уже были приглашены в лучшие московские вузы.

МОТКОВ Николай Петрович,
заместитель президента Академии продовольственной безопасности:

– Несколько слов о необходимости популяризации профессионального престижа. У нас это большая проблема в стране. Возьмем специальность товароведа продовольственных товаров. Как только ни придумывают ее назвать для большей красоты: то менеджментом, то каким-то аудитом, то еще как-то. Все ради престижности. Но ведь престиж кроется в самом смысле профессии, а об этом говорится совсем мало. У меня на памяти случай, когда на губернаторском приеме отравилось продуктами сразу 150-200 человек. А ведь сами понимаете, прием был губернаторский, и продукты должны были быть хорошими по определению. Но не были. Что уж говорить о школьном питании, детских садах... Даже ту минимальную информацию, которую предоставляют этикетки товаров, мы и читать-то не умеем. Важно поднять интерес к грамотности в области пищевой безопасности, а тогда и профессия товароведа станет престижной без особых ухищрений по ее переименованиям.

НИДИНСКАЯ Алла Анатольевна,
директор Московского колледжа управления и новых технологий:

– Важно поднять еще одну тему, которая сегодня недостаточно освещена в СМИ. Это по большому счету тема гражданской ответственности педагогов и учащихся за результат обучения. Ведь как бывает: мы учим, готовим студента, передаем ему знания и опыт, а он после выпуска так и не приходит на то рабочее место, где его ждали. То есть мы подготовили профессионала, но не гражданина. Это обидно, и это серьезный фактор, говорящий о качестве самой системы, о просчете в воспитательной составляющей. Думается, необходим мониторинг результативности работы учебного заведения, который бы включал параметры подготовленности выпускника, его здоровья, а также того, насколько его дальнейшая трудовая деятельность совпадает с полученными за годы учебы знаниями. Это задача государственная, хотя решать ее надо на всех уровнях: на федеральном, региональном, в учебном заведении и в семье.

ВДОВИНА Нелли Николаевна,
член группы директоров проекта по ликвидации финансовой безграмотности:

– К вопросам о полезности новых технологий следует отнестись также более внимательно. Сейчас мы испытываем эйфорию от того, что наконец-то сумели подключить все школы к Интернету. Само по себе это замечательно. Но знаем ли мы, что нам далее с этим Интернетом делать? Если мы не пользуемся им, как инструментом, то он становится скорее помехой, чем подспорьем: то и дело какие-то «стрелялки», переписки... Не контролируя процесс, мы рискуем получить все его негативные факторы: в конце концов Интернет предоставляет любую информацию, в том числе развращающую, опасную для жизни и здоровья.
Это общие соображения. Мы живем сейчас в мире, имеющем заметную финансовую составляющую, знания которой необходимы не только специалистам, но и обычным гражданам, взрослым и даже детям. Чем раньше мы введем в сознание детей фактор финансовой ответственности и грамотности, тем меньше проблем их ждет в будущем.

ФРОЛОВА Маргарита Александровна,
врач-терапевт НУЗ «Центральная поликлиника ОАО «Российские железные дороги»:

– Общеизвестно, что очень важно формировать правильное отношение к труду у нашего подрастающего поколения еще с детского сада, чтобы молодые люди, готовящие себя к избранной ими профессии, воспринимали труд не как рабскую обязанность, а как созидательный процесс. Ведь это непременное условие здоровья душевного и, как следствие, здоровья физического.
Человек должен осознавать пользу от работы не только для себя, выражающуюся в материальном эквиваленте, но и для окружающих, выражающуюся в духовном эквиваленте.
Свою работу нужно любить. Думаю, внедрение того положительного опыта, которым сегодня так щедро делились участники «круглого стола», поможет решению многих воспитательных задач, в том числе и привития любви к труду. Как врач-терапевт считаю, что для укрепления здоровья учащихся и педагогов нужно чаще использовать методики психологической разгрузки, достойные нутрицевтические препараты, биокорректоры, гомеопатический метод.
Необходимо восстановить здоровье детей – нашего будущего. Давайте сделаем это вместе.

МУРАШОВ Валерий Иванович:

– Дорогие друзья! «Круглые столы», проходящие в рамках программы «Ресурсы здоровья регионов России», имеют важное значение в деле обмена опытом здоровой жизни. Мысль о том, что Россия является кладовой ресурсов здоровья, получила серьезную общественную поддержку. Недаром только список общественного совета «Ресурсы здоровья регионов России» занимает в журнале целую полосу. Причем членами совета являются в основном люди государственные, так как проблемы, стоящие перед журналом, общенациональные и решаться они должны на государственном уровне. Идея здоровой жизни имеет три составляющие: духовное и физическое здоровье человека, социальное здоровье семьи, общества и государства, в которые организован народ, и здоровье окружающей среды. Если любая из этих составляющих больна, то болен и социально-природный организм, органами которого они являются.
Мы наследники богатства, накопленного нашими предками. Опыт здоровой жизни – один из важнейших ресурсов нации. Значение этого ресурса как локально реализованной, объективно существующей национальной идеи здоровой жизни властью и обществом еще не осознано.
Опыт – это часть национального богатства, истинность которого проверена и подтверждена временем, оплачена трудами поколений. В отличие от материального богатства при раздаче оно не оскудевает, а, напротив, прирастает, обогащая все общество.
На мой взгляд, основная задача системы профессионального образования заключается в понимании и реализации идеи труда, его целостной и динамической структуры, составляющими которой являются, по существу, все факторы мироздания: духовные и материальные, социальные и космические. Здоровый труд – синоним здоровой жизни, которая представляет собой разумно-нравственный обмен веществ и энергий между человеком, обществом и природой. Здоровый труд есть жизнь, соответствующая своему смыслу и эволюционному назначению. Труд-жизнь является абсолютной ценностью, ибо Бог есть Труд, Творец, творчество и творение.
Работники профессионального образования должны соответствовать указанному предмету своей профессиональной деятельности: глубоко осознать идею труда как основу культуры и здоровья трудовых ресурсов и не ограничиваться в процессе подготовки духовно и физически здоровых кадров формированием их здорового образа жизни вне трудовой деятельности. Творческий труд – источник здоровья, панацея от всех болезней. Идея труда и современный бизнес – две вещи порою несовместные. Поэтому нужно усилить мировоззренчески-воспитательную составляющую педагогического процесса, готовить не просто мыслящее средство производства, но духовно-нравственный и физически здоровый ресурс-самоцель, патриота и гражданина. Идея труда, в которой заключена здоровая жизнь человека, семьи, общества и государства, должна стать универсальным принципом системы профессионального образования России, пронизывающим собой духовную и телесную природу учащихся, учебно-воспитательный и производственный процесс подготовки трудовых ресурсов. Благодарю всех за участие в работе «круглого стола», и прежде всего представительную делегацию из Республики Саха (Якутия), возглавляемую министром науки и профессионального образования Александром Алексеевичем Пахомовым.



Яндекс.Погода

   
Адрес: Москва, Скорняжный пер. дом 6, корп. 1, офис 31
Тел.:
E-mail: info@ros-idea.ru